I. ВВЕДЕНИЕ
Данный документ представляет методику и результаты оценки местного самоуправления, проведенной в Кыргызстане с 12 мая по 6 июня 2005 г. Цель проведенной оценки заключалась в оценке пилотной деятельности, инициированной проектом ВБ в Кыргызстане «Укрепление местного самоуправления и подотчетности в странах Европы и Центральной Азии» и разработке совокупности индикаторов выполнения для бюджетной деятельности местного самоуправления.
Данный отчет представляет общий анализ оценки и включает четыре раздела:
1. Введение;
2. Методика и инструменты исследования;
3. Основные результаты оценки;
4. Анализ и рекомендации для последующей оценки.
Развитие местного самоуправления в Кыргызстане
Кыргызская Республика рассматривает добросовестное управление в качестве ключевого и приоритетного элемента программы реформирования. Спроектирован и одобрен ряд правовых норм, которые составляют правовую и институциональную основу политической и финансовой децентрализации. Большинство доноров, а также международные и местные НПО обеспечили опытом и ресурсами социальную мобилизацию и профинансировали проекты, занимающиеся вопросами местного самоуправления. Местные самоуправления показали способность проявлять инициативы, определять свои приоритеты и реализовывать проекты. Новая редакция закона о межбюджетных отношениях, который побуждает местное самоуправление увеличивать местные доходы в бюджет, вступил в силу в 2005 г. Айыл окмоту (AO) и Айыльные Кенеши (AK)[1], которые были избраны в декабре 2001 г., собирают доходы в местный бюджет, например, местный налог от продажи, налог на коммерческое и жилое имущество и другие выплаты, которые могут обеспечить местное самоуправление финансовыми ресурсами для осуществления своих обязанностей. Они являются двумя основными представителями системы местного самоуправления с разделенными обязанностями по управлению социальными инфраструктурными активами, проектированию и реализации программ по социальному и экономическому развитию на местном уровне. В результате выборов 2004 года состав Айыл Кенешей значительно обновился. Выборы привели к появлению в исполнительных сельских органах и местных парламентах лидеров сообществ и лиц, возглавляющих разные группы населения.
Новое правительство Кыргызстана[2] уже рассмотрело вопрос о продолжении реформ по политической, экономической и финансовой децентрализации. Являясь частью реформ по децентрализации, местному самоуправлению выделены широкие полномочия по управлению местными социальными и экономическими делами, формированию и выполнению местного бюджета и назначению местных налогов и выполнению ряда других функций. Но до настоящего времени их фактический институциональный, финансовый и трудовой потенциал остается слабым или нереализованным. Вопросы прозрачности и подотчетности местного самоуправления тесно связаны с совместными подходами в принятии решения. Таким образом, другой серьезной проблемой на сегодня является тот факт, что деятельность по развитию потенциала с гражданами и группами сообществ ограничена в масштабе, что приводит к уровню цинизма и разочарования от гражданского сообщества и групп, которые устали от действий, которые воздействуют незначительно.
[1] Айыл окмоту является самым младшим органом местного самоуправления в Кыргызстане, которое может включать одно или больше сел.
[2] Новому правительству выделены временные полномочия. Во главе стоит К. Бакиев после смены политического руководства в марте 2005 г.