9. Работа с общественностью
Создание биосферной территории определяется отношением к этому самого населения, его подготовкой к экологическому землепользованию, осознанием предстоящих преобразований. Деятельность человека должна быть направлена на сознательное регулирование и контролирование развития связей природно-социальной системы не зависимо от масштабов деятельности по преобразованию природы и общества. При этом важно, чтобы население понимало происходящие на биосферной территории процессы, умело работать в этих условиях и имело представление о принципах ведения хозяйственной деятельности на таких территориях Одним из действенных факторов является экологическое просвещение населения, которое способствовало бы формированию экологического сознания и мышления.
Сверхцелью этой работы является активное участие населения в реализации проекта по созданию биосферной территории. Целью проекта является определение форм и методов повышения уровня экологического воспитания и образования в целях формирования экологического сознания и мышления, что в конечном итоге определит экологическую культуру населения и обеспечит обратную связь «население « проектная группа».
Достижение основной цели проекта — разработка и внедрение экологически ориентированного планирования развития на биосферной территории — невозможно без активного участия самого населения области, так как только при его высокой социальной активности может быть решена такая масштабная проблема, как создание и функционирование биосферной территории. Для выработки такой позиции населения требуются такие действенные рычаги, как экологическое воспитание и образование, которые способствовали бы формированию экологического сознания местного населения. При этом очень важно, чтобы население области обладало пониманием происходящих в природе процессов, умело работать в сложных обстоятельствах, где все взаимосвязано, имело бы представление о принципах сосуществования с природой и обладало бы традициями экологической культуры. С учетом выше сказанного, работа группы была направлена на то, чтобы охватить в целом население области и особенно население модельных участков. Группой были определены четыре основные направления:
· работа с населением всей территории,
· работа с населением модельных участков,
· работа с органами государственного управления (областные, городские, районные государственные администрации, айыл-окмоту, кенеши разных уровней);
· работа с общественными организациями республики и области.
Анализ соответствующих материалов и существующего социально-экономического состояния региона, встречи с населением области и в особенности модельных участков, выявили целый ряд проблем, связанных с уровнем подготовки самого населения:
· низкий уровень экологического воспитания и образования;
· низкий уровень экологического сознания и мышления;
· незнание населением законов по охране окружающей среды;
· отсутствие экологических прав населения;
· недостаточность информирования сотрудников областных, городских, районных и сельских государственных структур и населения о биосферных территориях.
Для достижения целей и задач, поставленных перед группой, были проведены следующие мероприятия:
1. Организация и выпуск информационного бюллетеня проекта.
С апреля 1997 г. выпускается ежеквартальный информационный бюллетень «Ак-Куу», который распространяется среди населения модельных участков и Иссык-Кульской области в целом. Целью первого номера информационного бюллетеня «Ак-Куу» являлось ознакомление с целями и задачами проекта. Он распространен среди НПО во время апрельского семинара и разослан по районам, айыл окмоту, модельным участкам.
В июле 1997 г. выпущен второй номер информационного бюллетеня, целью которого было доведение до широких слоев населения, СМИ, общественных организаций, сведений о проводимых и планируемых работах проекта на модельных участках. Этот номер бюллетеня распространен среди населения модельных участков, разослан по Иссык-Кульской области, роздан общественным организациям, занимающимся вопросами экологии, роздан депутатам Законодательного Собрания Жогорку Кенеша.
Третий номер информационного бюллетеня с тиражом 3000 экземпляров выпущен в декабре 1997 г. Основными районами распространения этого номера являлись Иссык-Кульская область и различные организации города Бишкек.
2. Организация и проведение координационного семинара с общественными организациями республики и Иссык-Кульской области
24-апреля 1997 г. состоялся координационный семинар, в работе которого принимали участие 24 общественные организации республики и Иссык-Кульской области, генеральная дирекция и руководители групп проекта. Целью этого семинара было объединение усилий и помощь экологических организаций Генеральной дирекции проекта «Биосферная территория Ысык-Кёл» в выработке совместной стратегии образовательной деятельности и формирования экологического сознания. В задачи семинара входило — ознакомление представителей общественных организаций с целью и задачами проекта, призыв к совместной работе по повышению уровня экологического воспитания и образования в целях формирования экологического сознания населения региона.
3. Работа с местным населением модельных участков
В период работы на модельных участках в результате бесед и опросов местных жителей, по данным местных органов самоуправления выявлены основные проблемы сельских территорий, характерные практически для всей области:
· дефицит топлива и перебои в электроснабжении,
· технические и санитарные проблемы с водоснабжением,
· отсутствие пригодной сельскохозяйственной техники,
· ухудшение уровня медицинского обслуживания,
· рост заболеваний сельскохозяйственных животных,
· низкий уровень экологического образования,
· рост безработицы и алкоголизма среди молодежи,
· отсутствие санитарной очистки сел.
4. Создание инициативных групп на модельных участках
Создание инициативных групп на модельных участках преследовало несколько целей:
· организация и проведение работы среди местного населения по вопросам перспективного использования территории,
· реализация конкретного выполнения проектных предложений на модельных участках;
· осуществление связи с местным руководством сел, айыл-окмоту и районом,
· обеспечение обратной связи «население « проектная группа»,
Для решения этих задач избраны члены инициативной группы по каждому айыл-окмоту (представители школ, фермеров, советов аксакалов, женщин, молодежи). Намечены планы совместной работы. Кроме этих мероприятий группой осуществлена координация работы с экологическом лицеем и биостанцией (с. Бозтери, г. Чолпон-Ата).
5. Проведение социологического опроса
За прошедший период трижды был проведен социологический опрос населения с целью выявления факторов, влияющих на формирование экологического сознания населения Иссык-Кульской области. Путем целенаправленной постановки заранее разработанных вопросов в анкетах, а также в устных беседах с население по экологическим проблемам региона представилась возможность изучить мнения людей различного социального происхождения, пола и возраста. Анализ таких проблем имеет ключевое значение для разработки проекта по созданию биосферного резервата на территории области. В результате анкетирования было опрошено 956 респондентов, среди которых женщины составили 40%, а мужчины соответственно 60%, из ответивших на вопросы 26% с высшим образованием, 53% со средним и незаконченным высшим образованием и 21% школьники. Из анализа по всем вопросам следует отметить, как положительный фактор — заинтересованность населения экологическими проблемами, недостаточное освещение проблем охраны окружающей среды в СМИ и очень высокую заинтересованность в введении и совершенствовании программ по экологическому образованию в школах и ВУЗах области.
6. Работы по экологическому просвещению населения
Во время пребывания на модельных участках были проведены беседы с местными жителями, учителями школ. Главной проблемой школ является нехватка или отсутствие учебников, учебных и наглядных пособий, недостаточное количество учебных часов, посвященных экологическому образованию. Сторонники охраны природы среди населения Иссык-Кульской области намерены сотрудничать с проектом «Биосферная территория Ысык-Кёль», подготовив свои проекты по экологическому направлению. Были идеи о необходимости создания в школах модельных участков экологических площадок, которые в перспективе могут быть ориентированы на работы по экологическому мониторингу.
С целью обеспечения пропаганды проекта среди населения и хозяйствующих субъектов проводится передвижная выставка по Иссык-Кульской области совместно с экологическим движением Кыргызстана «Алейне». По итогам выставки в городе Балыкчы было проведено совещание со специалистами по экологии, биологии, географии и другими представителями естественнонаучных дисциплин, где была прочитана лекция о проекте «Биосферная территория Ысык-Кёль» и о биосферных резерватах в целом.
Кроме этих работ группой по работе с населением готовится проект- программа по экологическому просвещению населения предполагаемой биосферной территории «Ысык-Кёль». Целью этой программы является формирование экологического сознания населения, начиная с детей дошкольного возраста до взрослого населения. Программа охватывает следующие направления:
· экологическое воспитание в дошкольных учреждениях,
· экологическое образование и воспитание в общеобразовательных школах,
· экологическое образование в Вузах на территории биосферной территории,
· экологическое просвещение населения биосферной территории.
Основные рекомендации на будущее.
В целях повышения активности участия населения в создании и реализации проекта, по-видимому, следует особое внимание обратить на следующее:
· совершенствовать и активизировать экологическое образование населения, особенно в учебных заведениях путем включения в обучение программ по экологии,
· информировать население и аппарат государственных структур об опыте работы созданных биосферных резерватов в мире,
· обеспечить информацией отдыхающих, туристов о «Биосферной территории Ысык-Кёль», о ее значимости в деле охраны и долговременности использования биоразнообразия, природных ресурсов, социально-культурных традиций населения. Для этого целесообразно будет организовать экологические информационные центры в районных центрах и крупных населенных пунктах (города, пгт),
· организовать тематические выставки в школах, учебных заведениях по проблемам экологии,
· на примере модельных участков показать и доказать местному населению, что экологически сбалансированное землепользование и сохранение биологического разнообразия отвечает личным интересам каждого из них и непосредственно связано с их уровнем жизни,
· организовать выпуск рекламных буклетов, календарей (тематических видов растений, животных, птиц, рыб), фотографий-открыток и др.,
· оказывать помощь школам, ВУЗам в обеспечении материалами по биосферной территории и по экологии.
Процесс повышения активности населения в создании и функционировании предполагаемой биосферной территории охватывает, таким образом, значительные пространственные и временные пределы. Это непрерывный и протяженный процесс по многим направлениям, из которых наиболее эффективными, определяющими являются СМИ, массовые культурные мероприятия, реклама, обучающие программы, создание экологических информационных центров. Экологическое воспитание и образование в дошкольных учреждениях и учебных заведениях включает формирование у человека сознания, отражающего различные стороны материального единства мира и взаимоотношений человека и природы, а также экологического стиля мышления, юридических, политических, нравственных и эстетических взглядов на окружающий мир и место человека в нем.