5. Государственное лесное управление
5.1. Описание
Государственная лесная служба Кыргызской Республики образована во исполнение Указа Президента от 25 ноября 2001 года №342 и является государственным исполнительным органом управления, не входящим в структуру Правительства Кыргызской Республики. Государственная лесная служба Кыргызской Республики является республиканским государственным органом охраны окружающей среды Кыргызской Республики в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного и растительного мира.
Основными задачами, возложенными на Государственную лесную службу, являются:
— реализация единой лесной политики и основных направлений в области восстановления, воспроизводства, охраны, защиты и рационального использования лесов, животного и растительного мира, развития ООПТ и сохранения биоразнообразия;
— обеспечение государственного контроля за восстановлением, воспроизводством, охраной, защитой и использованием лесов, животного и растительного мира, развитием ООПТ и сохранением биоразнообразия.
Центральном аппарат Государственной лесной службы включает: отдел лесного хозяйства и лесоразведения; отдел правовой работы, государственного контроля, охраны и защиты леса; сектор особо охраняемых природных территорий и сохранения биоразнообразия; отдел финансовой политики и бухгалтерского учета; сектор организационной работы, внешних связей и контроля исполнения, численность составляет 27 человек
В системе Государственной лесной службе работают около 7000 человек, из них с высшим образованием –615, с незаконченным высшим –330, со средне специальным –1950, со средним-3535. Специалисты лесного хозяйства республики получали образование в ведущих высших и специальных учебных заведениях Советского Союза в таких городах как: Москва, Ленинград, Киев, Воронеж, Алма-Ата и других.
5.2. Институциональное развитие
В 2002 году лесное хозяйство Кыргызской Республики отметило свой 55-летний юбилей:
В 1947 году Постановлением Совета Министров Кыргызской Республики от 4 апреля 1947 года №490 образовано Министерство лесного хозяйства Кыргызской Республики.
С 1953-1960 гг. — Главное управление лесного хозяйства и полезащитного лесоразведения Министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики.
1960-1966гг. — Главное управление лесного хозяйства и охраны природы при Совете Министров Киргизской ССР.
1966-1988гг. — Государственный комитет по лесному хозяйству при Совете Министров Кыргызской Республики.
1988-1991 гг. — Производственное лесохозяйственное объединение «Кыргызлес» (постановление Совета Министров Киргизской ССР от 9 августа 1988 года № 283).
С 1991-1992 гг. — Комитет по лесному хозяйству Кабинета Министров Киргизской ССР (постановление Совета Министров Киргизской ССР от 25 марта 1991 года № 88).
С 1992-1994 гг.– Государственная лесная инспекция при Правительстве Кыргызской Республики (постановление Правительства Кыргызской Республики от 7 апреля 1992 года № 137).
С 1994-1995гг. — Главное управление по лесу при Государственном комитете по охране окружающей среды Кыргызской Республики (постановление Правительства Кыргызской Республики от 16 февраля 1994 года № 71).
С 1995-2000г. — Государственное агентство по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики (постановление Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 1995 года № 188).
С 2000-2001гг. — Департамент развития лесного хозяйства Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики (Указ Президента Кыргызской Республики от 28 декабря 2000 года).
В 2001 году образована Государственная лесная служба Кыргызской Республики (Указ Президента Кыргызской Республики от 25 ноября 2001 года № 342).
До 1947 года в северных лесхозах (хвойных) основным направлением была промышленная заготовка древесины и функционировали леспромхозы в составе которых были лесные отделы занимающиеся восстановлением лесов, но они были маломощные и существенного влияния на восстановление лесов практически не имели и за период 1931-1943 годы лесопромхозами было посажено 3387 га, но из-за отсутствия опыта выращивания лесных культур по состоянию на 1943 год после проведенной инвентаризации таких лесных культур осталось только 1142 га. Руководство леспромхозов придерживалось рекомендаций по выращиванию лесных культур для европейской части СССР, в высокогорной зоне высаживались дуб, ясень, клен, липа и т.д. и все эти нерайонированные интродуценты погибли.
С 1947 года после образования Министерства лесного хозяйства Кыргызской ССР основным направлением ведения лесного хозяйства стало восстановление лесов на всей территории Кыргызской Республики и за период 1950-1999 годы в покрытую лесом площадь переведено 58 тыс.га.
За 55 лет существования самостоятельного органа управлением лесного хозяйства сменилось его 5 руководителей.
1947-1953 года (министр Абдыманапов Садык Абдыманапович) период формирования структурных подразделений лесного хозяйства, сбор разрозненных лесных хозяйств в одно министерство. Было организовано 25 лесхозов, начато лесокультурное производство и закладка питомников.
1953-1971 года (руководитель Чеботарев Иван Николаевич). основывалось лесокультурное дело и питомническое хозяйство. В это время были прекращены сплошные рубки леса, обеспечена охрана лесов от самовольных порубок, был построен Ачинский плодоперерабатывающий завод. Были развернуты работы по лесоразведению, ущелье Ала-Арча, освоены болотистые земли вокруг г.Токмак, началось облесение и озеленение побережья озера Иссык-Куль, организован Сары-Челекский государственный заповедник, начаты работы по защитному лесоразведению, организована служба охотничьего надзора.
1971-1985 годы (руководитель Бекбаев Жекшеналы Бекбаевич) в эти годы было произведено облесение нового аэропорта Манас, подготовлены кадры для лесного хозяйства. Было много уделено внимание организации природоохранных объектов, организован Кыргызский Национальный природный парк Ала-Арча, Беш-Аральский, Нарынский государственные заповедники, два комплексных заказника Ак-Суйский и Таласский, 10 лесных заказников, 23 ботанических, 17 геологических, 18 охотничьих. Организована служба охотничьего хозяйства – Главное управление охотничьего хозяйства и охраны природы.
1985–1996 годы (руководитель Мусуралиев Туратбек Султанович). За данный период принят Лесной Кодекс Кыргызской Республики (1993 год), принята Национальная программа «Лес». Под его руководством организованы ГПНП Кыргыз-Ата, Ала-Букинский, Тюпский, Ат-Башинский, Акталинский, Ляйлякский лесхозы. В 1995 г. проведена международная конференция по орехоплодовым лесам.
1996-2000 года (руководитель Рустенбеков Жаныш Султанкулович). В это время постановлением Правительства от 15 апреля 1997 года № 226 были возвращены из долгострочной аренды земли Гослесфонда, принята Новая национальная лесная политика, утверждена программа «Лес», принят новый Лесной Кодекс (1999 год), разработана Концепция развития лесного хозяйства Кыргызстана до 2025 года. Также были организованы Кара-Буринский, Бакай-Атинский, Тонский, Кочкор-Атинский лесхозы, природные парки «Каракол» и «Чон-Кемин», Ыссык-Атинское лесоохотничье хозяйство.
C мая 2000 года (руководитель Т.С.Мусуралиев) были созданы государственные национальные природные парки Салкын-Тор и Саймалуу-Таш, Аркинский лесхоз. В 2000 году проведена международная конференция о проблемах арчевых лесов, проведен Съезд лесничих Кыргызстана, принята государственная программа «Лес», образована Государственная лесная служба Кыргызской Республики.
5.3. Схема управления
|
Государственная лесная служба Кыргызской Республики
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
Служба государственного контроля и охраны животного и растительного мира
|
|
|
Ошское областное управление лесной службы
(лесхозы и другие предприятия)
|
|
||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
Управление государственных предприятий (деревообрабатывающие цеха (ДОЦ), переработка продукции, подсобные хозяйства, питомники охотпредприятия и др.)
|
|
|
Джалал-Абадское областное управление лесной службы (лесхозы и другие предприятия)
|
|
||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
Главное управление лесоохотустройства
|
|
|
Национальный природный парк «Каракол» – головное предприятие лесной службы Иссык-Кульской области (лесхозы и другие предприятия)
|
|
||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
Главное управление по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов (Главохота) (областные управления)
|
|
|
Баткенский лесхоз – головное преприятие лесной службы Такенской области (лесхозы и другие предприятия)
|
|
||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
Государственные заповедники, государственные и национальные природные парки
|
|
|
Нарынский лесхоз – головное предприятие лесной службы Нарынской области (лесхозы и другие предприятия)
|
|
||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Таласский лесхоз – головное предприятие лесной службы Таласской области (лесхозы и другие предприятия)
|
|
||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Фрунзенский лесхоз – головное предприятие лесной службы Чуйской области (лесхозы и другие предприятия)
|
|
||
|
|
|
||||
5.4. Другие организации связанные с лесом
Научные институты.
Институт леса и ореховодства Национальной Академии Наук Кыргызской Республики.
Биолого-почвенный институт НАН Кыргызской Республики
Неправительственные организации
НПО «независимая экологическая экспертиза»
Форум общественности и бизнеса
Молодежный экологический движение «Биом»
Высшие учебные заведения
Джалал-Абадский государственный университет
Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова
Ошский педагогический институт
Аграрный сельскохозяйственный университет
5.5. Процесс принятия решения
Согласно положения о Государственной лесной службе Кыргызской Республики утвержденным Указом Президента Кыргызской Республики от 4 января 2002 года № 3, Гослесслужба вправе создавать, реорганизовывать или ликвидировать подведомственные предприятия и учреждения, утверждать или признавать утратившими силу положения (уставы) о них.
Принцип реформирования лесной отрасли предусматривает постепенную децентрализацию структурных управлений, передачу ряда полномочий в лесные хозяйства. Успех лесной отрасли в большой степени зависит от внедрения реформирования до уровня лесничеств, которые являются главной производственной единицей лесной отрасли. В связи с этим центральной единицей, на котором будет сфокусирована политика реформирования, является лесничий. Исходя из этого, планирование лесохозяйственных мероприятий будет осуществляться снизу вверх, исходя из реальных экономических возможностей подведомственных предприятий.
5.6. Финансирование
Во времена Советского Союза лесному хозяйству республики выделялось достаточно средств бюджета на лесохозяйственные работы, но после обретения Кыргызской Республикой Независимости, средств и техники стало поступать гораздо меньше, пока в 1999 году республиканский бюджет перестал выделять средства на лесохозяйственные работы. В настоящее время из республиканского бюджета лесному хозяйству выделяются средства на заработную плату и отчисления в Социальный фонд. Все расходы, связанные с лесовостановительными, лесохозяйственными работами, по уходу за лесом, охране лесов от пожаров, самовольных рубок и болезней, создания защитных насаждений и другое производятся за счет специальных средств, заработанных хозяйствами лесного хозяйства.
Специальные средства предприятиями лесного хозяйства республики зарабатывают от:
-
реализации посадочного материала;
-
реализации пиломатериалов;
-
предоставления туристических услуг;
-
аренды пастбищ и угодий;
-
подсобного хозяйства;
-
услуг озеленения;
-
проведения лесохотустройства;
-
проведения охоттуров;
-
суммы от штрафов и исков;
-
переработки и реализации продуктов леса и другого.
План получения специальных средств ежегодно утверждается Министерством финансов и не имеет постоянной величины, так в 2001 году лесное хозяйство заработало 36 726 тыс.сом, на 9 месяцев текущего года эта цифра составила 27 млн. сомов
Финансирование лесного хозяйства из республиканского бюджета в 1997-2002 годах.
|
1997 г.
|
1998 г.
|
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
|||||
Тыс. сом
|
Тыс.
Дол США
|
Тыс. сом
|
Тыс.
Дол США
|
Тыс. сом
|
Тыс.
Дол США
|
Тыс. сом
|
Тыс.
Дол США
|
Тыс. сом
|
Тыс.
Дол США
|
|
На зарплату и Соцфонд
|
10290
|
586
|
15804
|
539
|
13000
|
442,5
|
15570
|
344
|
17738
|
659
|
На
Лесохозяйственные работы
|
7293
|
415,5
|
8830
|
300,5
|
——
|
|
——-
|
|
——-
|
|
Экономическая ситуация в республике и в отрасли лесного хозяйства требует принятия новой системы финансирования, способствующей:
— прозрачности системы финансирования;
— приведению в соответствие общей бухгалтерии нормам рыночной экономики;
— реагированию на колебание цен на лесопродукцию;
— реинвестиции фондов в лесное хозяйство на рациональной основе.