7. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ И ПАРТНЕРСТВО
Успешная реализация КОР требует партнерства для активного и координированного участия в консолидации усилий по реализации стратегий, сформулированных в данном документе, для достижения основных целей, стоящих перед Кыргызской Республикой: эффективному и прозрачному управлению государством; справедливому, обеспечивающему защиту и человеческое развитие; и устойчивому экономическому росту и развитию. Партнерство должно включать государство и все слои общества, заинтересованные в решение национальных проблем в политической, социальной и экономической сферах. Взаимоотношения между заинтересованными сторонами должны быть основаны на общности интересов и деловом сотрудничестве.
Для достижения взвешенного, комплексного решения проблем в рамках реализации КОР необходимо предпринять следующие действия:
· достижение согласия в обществе и общественной поддержки в реализации КОР;
· активное участие и разделение обязанностей между заинтересованными сторонами;
· соблюдение и постоянное выполнение принципов партнерства и участия;
· мониторинг процесса реализации КОР; и
· независимую оценку результатов деятельности в рамках стратегии.
Основными партнерами будут все ветви государственной власти, гражданское общество Кыргызстана (неправительственные организации, профессиональные союзы, политические партии, общественные организации, учреждения науки, культуры и образования, средства массовой информации, местные сообщества, широкая общественность и граждане), частный сектор, а также международные организации и страны-доноры. Все заинтересованные стороны должны иметь возможность принимать активное участие в реализации, мониторинге и оценке КОР, а также разработке программ и проектов.
Партнерство органов государственной власти, частного и неправительственного секторов, а также доноров и частных инвесторов в реализации КОР по основным сферам жизнедеятельности представлена в матрице участия.
Партнерство будет основано на деловом сотрудничестве и постоянных консультациях, предполагает достижение общего консенсуса, активное участие и разделение ответственности всех заинтересованных сторон, преемственность и последовательность осуществляемых действий, мониторинг, анализ, независимую оценку и широкое регулярное обнародование результатов реализации КОР.
На этих же принципах будет строиться работа по подготовке среднесрочных программ и конкретных мер в рамках КОР.
7.1. Органы государственной власти
Основной задачей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики будет законодательное обеспечение целей, предусмотренных КОР, формирование нормативно-правовой базы в основных областях общественного развития, рассмотрение и утверждение государственного бюджета с учетом целей и приоритетов долгосрочного и среднесрочного развития, систематизация и повышение эффективности законодательства в области социальной политики и партнерства, экономических реформ, налоговой политики, инвестиционного климата и других, имеющих особое значение для реализации КОР.
Основными задачами органов исполнительной власти — Правительства Кыргызской Республики, министерств, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий, местных государственных администраций и органов местного самоуправления будут:
· координация работы всех государственных структур, задействованных в реализации КОР;
· подготовка и принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации КОР;
· согласование действий центральных, отраслевых и региональных органов исполнительной власти по реализации КОР;
· координация разработки и реализации проектов в рамках КОР.
· формирование проекта ежегодного бюджета на программной основе с учетом финансирования разработки и реализации проектов и мероприятий в рамках КОР;
· создание институциональных условий для частного сектора и гражданского общества по участию в реализации КОР;
· мобилизация необходимых бюджетных ресурсов для финансирования мероприятий, предусмотренных КОР, контроль совместно с партнерами из гражданского общества их распределения и эффективного использования;
· координация привлечения внешних заимствований, а также технической помощи и грантов, предоставляемых странами-донорами и международными организациями, а также контроль совместно с партнерами из гражданского общества над их распределением и эффективным использованием;
· координация работы по изданию информационных материалов, организации общественных слушаний и обсуждений с гражданским обществом, а также по предоставлению СМИ исчерпывающей информации о всех этапах реализации и результатах программ и конкретных мероприятий КОР.
Основными задачами органов судебной власти явится защита конституционных прав и свобод граждан и государства, обеспечение соблюдения законодательства на основе единообразия применения нормативно-правовых актов, прозрачности судебных процедур и принимаемых решений:
· защита политических прав и свобод граждан;
· защита прав и имущественных интересов граждан, хозяйствующих субъектов и государства;
· участие в создании института Омбудсмена и взаимодействие с используемыми этим институтом механизмами защиты прав граждан.
Основными задачами частного сектора будет предоставление рабочих мест, обеспечение устойчивого экономического роста и сокращение бедности на основе создаваемых государством благоприятных условий для повышения деловой активности, привлечения инвестиций, стабилизации экономической ситуации и поддержки отечественных товаропроизводителей, в первую очередь в приоритетных отраслях, а также в сельской местности, депрессивных малых городах и отдаленных районах. Будет обеспечиваться более широкое участие частного сектора в регулировании экономических процессов на основе постепенной передачи ему части регулятивных функций государства.
Основными задачами гражданского общества будет активное и конструктивное социальное партнерство и сотрудничество с органами государственной власти, частным сектором и международными организациями в реализации целей КОР посредством:
· постоянной работы с гражданами и формирования у населения чувства сопричастности к КОР и необходимости упорной работы по достижению поставленных в ней целей и задач;
· сбора, обобщения и внесения предложений об использовании лучших инициатив граждан и организаций гражданского общества по реализации и мониторингу КОР, поддержания постоянного, конструктивного диалога с органами государственной власти на всех стадиях подготовки и реализации КОР;
· активного участия в совместной разработке, реализации, мониторинге и оценке программ и проектов КОР, контроле направления и использования выделяемых финансовых средств.
Гражданское общество будет активно вовлечено в следующие процессы реализации КОР:
· законотворческий процесс, с целью обеспечения наиболее полного учета прав человека и интересов конкретных групп населения, в первую очередь бедных и социально незащищенных граждан;
· подготовку и реализацию программ и проектов в рамках КОР как на условиях финансирования из государственного бюджета, так и на основе самофинансирования (в том числе путем организации различных групп, использующих собственные или благотворительные средства, а также на основе грантов, предоставляемых международными и частными организациями);
· подготовку социальных и иных стандартов, связанных с первоочередными потребностями населения, а также обсуждение проектов государственного и местных бюджетов;
· мониторинг и оценку КОР, в проведении независимых социологических опросов по выяснению мнения населения о результативности мер, осуществляемых в рамках КОР;
· мониторинг и контроль над эффективным и целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий КОР, в том числе на основе открытой и прозрачной системы отчетности всех ее участников;
· отражение интересов и потребностей различных слоев населения в области защиты гражданских прав;
· научно-исследовательские и аналитические разработки, связанные с формированием научного подхода к подготовке программ и проектов в рамках КОР, прогнозированием их результатов, а также мониторингом и контролем их реализации;
· тренинговые и обучающие программы, связанные с подготовкой и реализацией КОР.
Матрица участия
Цели и аспекты развития
|
Приоритеты развития
|
Государ-ство
|
Частный сектор
|
Неправи-тельст-венный сектор
|
Доноры, междуна-родные организации
|
Эффективное и прозрачное госуправление
|
Реформы госуправления
|
|
|
|
|
Демократические институты
|
|
|
|
|
|
Справедливое, обеспечивающее защиту и человеческое развитие общество
|
Сокращение бедности
|
|
|
|
|
Человеческое развитие
|
|
|
|
|
|
Устойчивый экономический рост и развитие
|
Развитие частного сектора
|
|
|
|
|
Укрепление финансовой системы
|
|
|
|
|
|
Управление внешним долгом
|
|
|
|
|
|
Привлечение частных прямых иностранных инвестиций
|
|
|
|
|
|
Развитие внешней торговли
|
|
|
|
|
|
Развитие транспортной и информационной инфраструктуры
|
|
|
|
|
|
Развитие сел, отдаленных районов и горных территорий
|
|
|
|
|
|
Развитие малых городов
|
|
|
|
|
|
Снижение ущерба от стихийных бедствий
|
|
|
|
|
|
Охрана окружающей среды
|
|
|
|
|
|
Безопасность граждан и государства
|
|
|
|
|
|
Значительное участие
|
|
Умеренное участие
|
|
Слабое участие
|
Органы местного самоуправления будут вносить существенный вклад в процесс реализации КОР посредством разработки и реализации местных планов действий в поддержку главной стратегии. Кроме того, они должны оказывать помощь в социальной мобилизации и создании условий самопомощи и самообеспечения среди бедных.
Основными задачами СМИ будут:
· регулярное освещение всех этапов подготовки и реализации КОР, ее целей и задач;
· публикация и анализ информационных и других материалов, представляемых всеми участниками КОР о ходе ее реализации;
· обзор и анализ спектра мнений о темпах, направлениях и результативности социального и экономического развития;
· оценка мероприятий и результатов КОР, стимулирование широких обсуждений и дискуссий;
· освещение реального вклада партнеров в реализацию КОР.
В ходе подготовки и реализации КОР предусматривается тесная и скоординированная работа с международными организациями и странами-донорами.
В условиях недостаточности внутренних ресурсов и ограничений внешнего заимствования государство и общество выражают уверенность в дальнейшем развитии сложившихся за последнее десятилетие отношений тесного партнерства и всесторонней поддержки со стороны мирового сообщества, международных организаций и стран-доноров. Эти партнерские отношения будут развиваться и в будущем, на основе повышения координации, комплексности, высокой результативности программ и проектов, поддерживаемых донорами, их концентрации на сокращении бедности и обеспечении устойчивого экономического роста, продолжении и углублении реформ в экономике, социальной сфере и государственном управлении.
Совместно с донорами будут предприняты усилия по увеличению объемов грантовой поддержки Кыргызстана, а также инвестиционной составляющей проектов.
Будет обеспечена максимальная транспарентность взаимоотношений с донорами, всесторонний контроль исполнения принятых обязательств и эффективности использования внешних заимствований.
Эти принципы будут использоваться при совместной с донорами подготовке среднесрочных программ и стратегий помощи Кыргызстану.
Реализация программ и проектов в рамках КОР будет осуществляться на основе внедрения эффективных методов управления государством.
В целях координации и мониторинга реализации КОР будет создан Национальный совет по КОР – коллегиальный орган с представительством ключевых заинтересованных сторон по реализации КОР. Председателем Национального совета по КОР будет Президент Кыргызской Республики.
Задачи Национального совета по КОР:
· обсуждение проектов нормативно-правовых актов, связанных с реализацией КОР;
· обсуждение хода реализации КОР и информирование широких слоев населения о достигнутых результатах;
· обсуждение и принятие решений по корректировке целей и задач КОР с учетом конкретной социальной и экономической ситуации.
Рабочим органом Национального Совета будет Секретариат при Президенте Кыргызской Республики. Секретариат будет иметь соответствующий статус и полномочия по вопросам стратегического планирования развития, координации деятельности участников КОР, а также мониторинга реализации стратегии и оценки ее результатов.
Секретариат будет финансироваться из бюджета, однако на первых порах для укрепления его потенциала потребуется техническое содействие и финансовая поддержка стран-доноров и международных организаций.