4.3. Устойчивый экономический рост и развитие

image_pdfimage_print

 

Кыргызстан будет добиваться достижения устойчивого экономического роста и построения эффективно функционирующей рыночной экономики. Это позволит наилучшим образом распорядиться имеющимися человеческими, природными, материальными и финансовыми ресурсами, существенно сократить бедность. Главную роль в развитии рыночной экономики страны будет играть частный сектор; роль государства в экономике в первую очередь будет состоять в создании благоприятных условий для деятельности частного сектора. Среди таких условий ключевым является достижение макроэкономической стабильности, что неразрывно связано с решением острой проблемы государственного долга, который в настоящее время превышает 130% ВВП. Стабильная макроэкономическая среда позволит утвердиться надежной финансовой системе, которая обеспечит возможность аккумулирования и эффективного перераспределения внутренних сбережений и привлечения прямых иностранных инвестиций. Инвестиционная привлекательность экономики Кыргызстана будет обеспечена благодаря всемерной поддержке экспорта и растущему вследствие сокращения бедности внутреннему спросу. Особое внимание будет уделяться развитию тех секторов экономики, рост которых в наибольшей степени содействует уменьшению бедности. Среди них наиболее крупным и важным является аграрный сектор; большие перспективы связаны также с туризмом и телекоммуникациями.

 

            Для реализации поставленных целей экономического развития потребуется концентрация усилий государства и общества на решении важнейших задач, которые могут быть сгруппированы по следующим взаимосвязанным направлениям.

 

 

       4.3.1. Макроэкономическая устойчивость и рост ВВП

 

Поставленные цели социально-экономического развития страны могут быть достигнуты только при обеспечении средних темпов ежегодного экономического роста на уровне 5% в год. Решение этой задачи требует достижения и поддержания макроэкономической сбалансированности на основе внутренне согласованной государственной экономической политики, направленной на всемерное содействие развитию реального сектора экономики. Подробный анализ макроэкономических перспектив развития страны приведен в главе 5.

 

 

       4.3.2. Денежно-кредитная политика

 

Важнейшим вкладом денежно-кредитной политики в создание условий для устойчивого экономического роста и уменьшение бедности должно стать обеспечение стабильности цен. Планируется неуклонное снижение инфляции с доведением ее начиная с 2005 года до уровня ниже 5% в год. Такая политика, наряду с реформами финансового сектора и усилиями по снижению инвестиционных рисков, должна позволить в перспективе заметно снизить процентные ставки и сделать финансовые ресурсы доступными для реального сектора.

 

Одним из факторов, определяющих уровень цен в стране, является обменный курс сома. Будет продолжено применение механизма плавающего обменного курса национальной валюты, который определяется соотношением спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем рынке страны. Стабилизация национальной валюты во многом зависит от улучшения торгового баланса, от объема привлекаемых в экономику прямых иностранных инвестиций, от повышения устойчивости внешнего долга и эффективного использования внешней помощи, получаемой страной.

Неизменным приоритетом останется поддержание объема международных резервов на уровне не менее трех месяцев импорта, при этом НБКР будет стремиться к сглаживанию резких колебаний курса сома к иностранным валютам. Также будет учитываться состояние платежного баланса с проведением соответствующих корректирующих мер.

Для повышения эффективности денежно-кредитной политики и возможностей ее позитивного воздействия на реальный сектор будут приняты меры по углублению и расширению финансовых рынков страны, оздоровлению и укреплению банковской системы, совершенствованию инструментов денежно-кредитной политики, повышению монетизации экономики за счет вытеснения бартера и денежных суррогатов.

Важным направлением обеспечения открытости деятельности НБКР будет разъяснение целей, содержания и результатов денежно-кредитной политики, учитывая, что одним из критериев ее эффективности является то, насколько отдельные мероприятия и денежно-кредитная политика в целом пользуются доверием у населения и участников рынка. Будет повышено качество проводимых исследований и расширен круг публикаций и периодических изданий с использованием современных информационных технологий.

 

 

 

       4.3.3. Бюджетно-налоговая политика и управление государственным долгом

 

В бюджетной области первостепенную важность приобрела задача сокращения дефицита государственного бюджета. Это позволит замедлить нарастание государственного долга и ограничить расходы на его обслуживание. Сокращение дефицита бюджета должно произойти на основе увеличения (и в абсолютных размерах, и в % к ВВП) доходов  и сокращения (в % к ВВП) расходов государства. Уменьшение внешних заимствований, за счет которых, в основном, финансируется дефицит, должно привести к улучшению платежного баланса страны, создать условия для поддержания устойчивости сома и обеспечения макроэкономической стабильности.

 

В проблеме обслуживания накопленного государственного долга принципиально важно, с одной стороны, неуклонно выполнять государственные обязательства по обслуживанию долгов (нарушение этого принципа снизит репутацию страны и затруднит привлечение прямых иностранных инвестиций), а с другой стороны, не допускать вытеснения долговыми выплатами жизненно важных расходов государства по содержанию социальной сферы и обеспечению безопасности страны. Эта дилемма будет разрешаться при использовании таких методов, как реструктуризация долгов, обмен долговых обязательств на акции государственных предприятий, выкуп обязательств по наименее выгодным займам за счет средств от приватизации, привлечения новых займов исключительно на льготных условиях. Однако основным источником, который позволит справиться с долговой проблемой, должны стать возрастающие доходы государственного бюджета.

 

Для увеличения доходов необходимо осуществить решительную перестройку налоговой системы, сутью которой должны стать снижение ставок налогов и расширение налогооблагаемой базы, упрощение налогообложения для малых и средних предприятий, улучшение администрирования и отказ от предоставления налоговых льгот. В структуре налогов упор будет делаться на косвенные налоги, которые лучше администрируются. Это позволит уменьшить налоговое бремя, лежащее на хозяйствующих субъектах, и повысить собираемость налогов за счет перекладывания части этого бремени на теневую экономику. Будут отменены неэффективные налоги, величина которых привязывается к объемам выпуска продукции и услуг, взамен будут введены налоги на имущество и недропользование. Предстоит создать законодательную базу, регламентирующую механизм заключаемых соглашений о разделе продукции и реализации налоговых стимулов, что станет дополнительным импульсом для развития экспорта и привлечения инвестиций в горнодобывающую и другие отрасли промышленности. Большое внимание будет уделяться стабильности и прозрачности налогового законодательства. Налоговая реформа, а также укрепление финансового сектора и улучшение делового климата должны создать условия для перехода предприятий из теневой в легальную экономику, что позволит расширить базу для получения бюджетных доходов.

 

            Уменьшение величины государственных расходов должно происходить при одновременном повышении их эффективности, концентрации средств на оказании только тех услуг, где государство не может быть замещено частным сектором, в особенности базовых услуг образования, здравоохранения, адресной социальной защиты. Будут предприняты меры по повышению последовательности бюджетной политики, ее согласованности с кредитно-денежной и другими видами государственной политики, переходу на среднесрочное финансовое прогнозирование и программное бюджетирование, укреплению бюджетной дисциплины, обеспечению максимальной прозрачности бюджетного процесса и эффективности государственных закупок, в том числе на основе полного перехода экономики страны на международные стандарты бухгалтерского учета и финансового аудита.

 

Существенные реформы, содействующие повышению эффективности государственных расходов, будут осуществлены в области контроля за ценами и тарифами. Использование ценового и тарифного регулирования в целях социальной поддержки населения будет постепенно сокращаться и заменяться системой адресных компенсационных выплат наиболее незащищенным слоям населения.

 

Будут предприняты шаги в направлении обеспечения реальной фискальной децентрализации. С этой целью расширены собственные финансовые ресурсы местных органов власти за счет передачи им в полное ведение ряда налогов (земельный налог, налог на имущество и др.) и разделения между республиканским и местными бюджетами поступлений по ряду других налогов. Это позволит повысить эффективность налоговой системы и заметно улучшить налоговое администрирование. Объемы грантов, направляемых из республиканского в местные бюджеты, будут при этом существенно снижены, одновременно с этим местным органам власти будет передана полная ответственность по финансированию тех статей расходов, которые передаются в их исключительное ведение.

Основные направления экономической, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики будут ежегодно уточняться и конкретизироваться с учетом состояния экономики и отражаться в совместных заявлениях Правительства и НБКР.

 

 



       4.3.4. Внешнеэкономическая политика

 

В области внешней торговли и внешнеэкономического сотрудничества будет решаться задача увеличения экспорта и содействия поддержанию конкурентоспособности отечественных предприятий, что позволит сократить дефицит торгового баланса. При решении этой задачи в полной мере будут использоваться преимущества членства в ВТО и потенциал регионального сотрудничества. Для повышения эффективности экономического сотрудничества с зарубежными странами будут заключаться двусторонние и многосторонние соглашения, которые обеспечат свободное движение через границы товаров, финансовых и трудовых ресурсов. Государство будет неизменно содействовать продвижению товаров и услуг предприятий Кыргызстана на рынки зарубежных стран путем представления их интересов в межгосударственных отношениях, оказания информационной и юридической помощи, уменьшения требований по лицензированию, реализации налоговых стимулов для экспортеров. В области импортного регулирования акцент будет сделан на поощрение ввоза инвестиционных товаров и обеспечение конкуренции на внутреннем рынке.

 

Эффективное функционирование отечественных предприятий и налоговой системы страны невозможно без скорейшего и радикального улучшения работы таможенной службы. Будет укреплена ее техническая, нормативная, организационная и кадровая база, что должно позволить сократить контрабанду и незаконное перемещение наркотиков, защитить отечественных товаропроизводителей и существенно увеличить доходы государственного бюджета.

 

 

       4.3.5. Инвестиционная политика и Программа государственных инвестиций

 

В финансировании экономического роста и социального развития акцент будет перенесен с государственных на прямые инвестиции. Особенное значение имеют прямые иностранные инвестиции, поскольку они приносят с собой в экономику новый капитал, технологии и практику управления, открывают новые рынки за рубежом. Для привлечения инвестиций необходимо создать благоприятный инвестиционный климат. Такой климат предполагает обеспечение макроэкономической стабильности, наличие прозрачного и эффективно функционирующего законодательства, реально защищающего права собственности, сокращение государственного вмешательства и искоренение коррупции, устойчивость финансовой системы, предоставление инвесторам преференций, одинаковые правила для иностранных и внутренних инвесторов, обеспечение открытости экономики. Привлечению прямых иностранных инвестиций будет также способствовать тщательная проработка инвестиционных возможностей частного сектора, предоставление предпринимателям необходимой информации, консалтинговых и иных услуг.

 

Масштабы Программы государственных инвестиций (ПГИ), в значительной степени финансируемой за счет внешних займов, будут уменьшены и переориентированы на поддержание и совершенствование только стратегически важной для страны производственной и социальной инфраструктуры, которая существенна также и с точки зрения привлечения частных инвестиций. При отборе проектов для финансирования большое внимание будет уделяться их финансовой, экономической и социальной эффективности. Приоритет будет отдаваться проектам, реализуемым на грантовой или очень льготной основе. Контроль над реализацией проектов ПГИ (реализуемых как на кредитной, так и грантовой основе) будет существенно усилен, оптимизированы механизмы софинансирования со стороны государства. Масштабы софинансирования будут увеличены с целью поддержания необходимого уровня инвестиций в инфраструктуру в условиях сокращения внешних заимствований; это предполагает заметный рост доходов государственного бюджета и укрепление финансовой системы страны. Будут предприняты меры, обеспечивающие расширение участия отечественных строительных и других компаний в реализации проектов ПГИ, повышение доли инвестиционной составляющей и сокращение доли импорта товаров и услуг в рамках этих проектов.

 

Будет усилена координация и эффективность использования внешней помощи в рамках регулярно разрабатываемых совместно со странами-донорами и международными финансовыми организациями среднесрочных стратегий помощи Кыргызстану. При разработке этих документов Кыргызстан будет приветствовать намерения доноров по оказанию поддержки на программной основе целей и приоритетов, заложенных в КОР.

 

В тоже время государство будет активно создавать благоприятные условия для привлечения необходимого для развития страны объема частных инвестиций с целью замещения объема сокращенных государственных инвестиций.

 

 

       4.3.6. Права собственности и функционирование рынков

 

Для обеспечения эффективного функционирования рыночной экономики необходимо поддержание в ней конкурентной среды и создание равных условий для хозяйствующих субъектов, вне зависимости от форм собственности. Одним из ключевых направлений в решении этой задачи является завершение реорганизации, разгосударствления и приватизации государственных предприятий в энергетике, сфере телекоммуникаций, на авиатранспорте, в коммунальном хозяйстве, курортно-рекреационной сфере и других секторах экономики (кроме ограниченного круга предприятий, имеющих для страны стратегическое значение). Приватизация будет осуществляться исключительно на конкурсной основе с привлечением стратегических инвесторов, способных обеспечить эффективное управление и прибыльное функционирование акционерных обществ, повышение качества, надежности и доступности услуг, предоставляемых потребителям. Это позволит привлечь в страну значительные объемы прямых инвестиций и получить необходимые для государственного бюджета финансовые средства. В процессе реформы отношений собственности будут неуклонно соблюдаться интересы государства по обеспечению роста экономики и необходимого уровня независимости страны в стратегических секторах.

 

Большое значение будет придаваться полному использованию принципов корпоративного управления во всех акционерных обществах, обеспечению максимальной прозрачности и эффективности управления государственным имуществом. Будут разработаны нормативные правовые акты и механизмы, обеспечивающие защиту интересов как государства, так и граждан – держателей малых пакетов акций, а также участие малых и средних предприятий в приватизации государственной собственности.

 

Будет проводиться активная антимонопольная политика, важным направлением которой останется целенаправленное преодоление монополизма государственной административной системы, содействие постепенной и последовательной передаче части регулятивных функций общественным объединениям и ассоциациям.

 

            Еще одной важной задачей является дальнейшее развитие и укрепление рынка ценных бумаг. Предстоит дальнейшее развитие нормативно-правовой базы и инфраструктуры фондового рынка, обеспечивающих его прозрачность, надежность и легитимность заключаемых сделок, защиту интересов инвесторов, соответствие международным требованиям и стандартам. Предстоит формирование и активное развитие рынка земли и недвижимости на основе предусмотренного Конституцией института частной собственности на землю с гарантиями защиты прав собственников, а также эффективного и экологически безопасного использования земель. Для этого должна быть создана единая система регистрации прав на недвижимое имущество, обеспечено формирование института независимой частной оценки. Для финансового оздоровления предприятий будут активно использоваться процедуры банкротства. При этом усилится защита интересов государства, будут ужесточены нормы законодательства, связанные с преднамеренным доведением хозяйствующих субъектов до банкротства, обеспечена прозрачность в принятии решений арбитражными судами по хозяйственным спорам.

 

 

       4.3.7. Эффективная финансовая система

 

Меры по оздоровлению и укреплению банковской системы будут приняты с целью повышения доверия к ней населения, улучшения качества предоставляемых услуг, обеспечения ее эффективности и надежности, использования финансового потенциала банков для развития экономики. Это будет способствовать мобилизации сбережений и трансформации их в кредиты для частных лиц и предпринимателей. Надзорная и регулирующая функция НБКР будет усилена за счет улучшения практики банковского надзора и совершенствования пруденциальных норм.

Усиление ответственности руководителей и членов советов директоров за результаты деятельности, развитие культуры корпоративного управления и внедрение стандартов корпоративного управления, обязательное публичное раскрытие финансовой отчетности будут способствовать эффективному управлению в коммерческих банках и приведут к повышению значения общественного надзора. С другой стороны, будет улучшена рыночная среда для коммерческих банков за счет развития конкуренции (возможно за счет привлечения крупных зарубежных банков) и создания равных условий для их деятельности, снижения рисков, связанных с кредитованием реального сектора. Эти меры на фоне макроэкономической стабильности будут способствовать снижению стоимости кредитных ресурсов для предпринимателей. Результатом укрепления банковской системы и благоприятной рыночной среды будет увеличение объемов привлечения ресурсов и расширение кредитования коммерческими банками экономических агентов.

 

В целях дальнейшего повышения доверия населения, после оздоровления ситуации в банковской системе, будет введено обязательное страхование депозитов физических лиц в национальной валюте. С учетом введения частной собственности на землю одной из перспективных банковских услуг станет ипотечное кредитование.

 

Другим важным направлением реформ является создание законодательных условий и стимулов для роста небанковских финансовых учреждений, в частности страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов. Особое внимание будет уделяться развитию финансовой инфраструктуры в сельской местности, включая поддержку институтов микрокредитования и кредитных союзов. Здесь будут предприняты меры по обеспечению максимальной гибкости форм кредитования и устойчивой работы микрокредитующих организаций, приданию их деятельности перспективного характера и приближению к получателям кредитов.

 

 

       4.3.8. Эффективный реальный сектор

 

В реальном секторе получат развитие отрасли экономики, способствующие повышению уровня занятости, росту доходов населения, а также сокращению бедности. Будут развиваться традиционные отрасли: агропромышленный комплекс, энергетика, горнодобывающая промышленность, транспортная инфраструктура. Более того, будут развиваться такие перспективные направления, как туризм и телекоммуникации.

 

В области развития агропромышленного комплекса усилия государства будут сосредоточены на создании рыночной среды, позволяющей повысить эффективность производства. Это предполагает углубление земельно-аграрной реформы, скорейшее законодательное и институциональное обеспечение функционирования рынка земли. За счет создания привлекательных условий для частных предприятий будет обеспечено развитие перерабатывающей промышленности. Улучшится качество предоставляемых частных услуг по обеспечению сельского хозяйства машинами, семенами и иными ресурсами. Будет поощряться развитие производственной и снабженческо-сбытовой кооперации мелких сельскохозяйственных товаропроизводителей. Будут устранены  все внутренние барьеры для перевозки сельскохозяйственных продуктов. Институциональная и информационная поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции будет ориентировать фермеров на выращивание более рентабельных культур и пород животных. Получат развитие службы сельскохозяйственного обучения, консультаций и маркетинга. При растущем участии потребителей водных ресурсов будет проводиться децентрализация управления и финансирования большей части ирригационных сооружений для эффективного содержания систем водообеспечения и орошения.

 

В сфере энергетики стоит задача дальнейшего увеличения производства гидроэлектроэнергии, постепенного увеличения ее удельного веса в общем энергопотреблении страны, а также эффективного использования собственных минеральных энергоресурсов. Таких результатов предполагается достичь за счет:

 

· постепенного сокращения государственного участия и увеличения роли частного сектора в развитии энергосистемы страны;

 

· проведения тарифной политики, создающей условия для расширенного воспроизводства энергетики;

 

· приватизации распределительных энергетических компаний;

 

· принятия технических и административных мер по резкому сокращению потерь электроэнер-гии;

 

· развития (при активном привлечении частных инвесторов) внутриреспубликанской инфраст-руктуры для транспортировки электроэнергии и энергоносителей, что позволит увеличить потребление собственных энергоресурсов и сократить их импорт;

 

· урегулирования с соседними странами вопросов водопользования и увеличения экспорта электроэнергии и перехода на рыночные принципы при взаиморасчетах с ними;

 

· расширения круга стран-покупателей гидроэлектроэнергии, произведенной в Кыргызстане;

 

· тщательного анализа и использования возможностей собственного производства нефтепро-дуктов, угля, а также нетрадиционных источников энергии.

 

В горнодобывающей промышленности акцент будет сделан на поддержании стабильных объемов производства золота и цветных металлов, вводе в эксплуатацию новых месторождений золота и олововольфрамовых руд и вовлечении в разработку более глубоких залежей на существующих месторождениях. Одновременно с этим будут продолжены поисковые и разведочные работы на перспективных площадях по поиску золота и других видов полезных ископаемых.

 

Развитие транспортной инфраструктуры будет непосредственно связано со строительством и реконструкцией автомобильных и железных дорог, входящих в систему международных транспортных коридоров, что позволит преодолеть географическую изолированность от основных международных рынков и улучшить сообщение между различными регионами страны. Решению этой же задачи должны способствовать приватизация и создание конкурентной среды на авиатранспорте. В развитии транспорта все больший акцент будет делаться на привлечении частных, в том числе прямых иностранных, инвестиций. Максимальным образом будет реализовываться доктрина «Великого Шелкового пути».

 

Большое внимание будет уделяться системе телекоммуникаций, обеспечивающих доступ населения и предприятий Кыргызстана к новейшей информации о мировом хозяйственном и культурном процессе. Расширение возможностей этой системы будет достигаться через ее демонополизацию и поощрение конкуренции.

 

Предстоит создать условия и обеспечить комплексное развитие информационных технологий, что позволит республике стать полноправным участником мирового информационного пространства и  эффективно использовать преимущества интеграции в мировые экономические и социальные процессы.

 

Значительным источником экспортных поступлений и занятости, дающим импульс развитию сельского хозяйства и других отраслей экономики, должен стать туризм. Государство (включая местные органы власти) приложит максимальные усилия по информационной и институциональной поддержке туристической отрасли, обеспечению ее инвестиционной привлекательности, развитию инфраструктуры туризма, облегчению доступа и условий пребывания иностранных туристов в Кыргызстане, координации программ развития туризма с соседними странами, эффективному и рачительному использованию природных богатств Кыргызстана.

 

 

           4.3.9. Развитие малого и среднего предпринимательства

 

Частное предпринимательство, в том числе индивидуальный, малый и средний бизнес, будут приоритетными сферами обеспечения устойчивого экономического роста, насыщения рынка товарами и услугами, создания новых рабочих мест и сокращения бедности.

 

Государственная политика поддержки частного предпринимательства будет основана на принципах создания благоприятного делового климата и поддержки, включающих:

 

· совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей полную и справедливую защиту прав предпринимателей, гарантированно минимальное и строго обоснованное рыночное регулирование их деятельности, формирование устойчивых партнерских отношений между частным сектором и государством, создание условий для его свободного эффективного развития и максимальной легализации;

 

· решительные меры, связанные с сокращением бюрократических лицензионно-разрешительных процедур, обеспечением заявительного характера регистрации хозяйствующих субъектов, максимального сокращения числа проверок хозяйствующих субъектов, ликвидацией основы для проявления коррупции путем стимулирования прозрачности, подотчетности и ужесточения контроля над работой органов исполнительной власти и ответственности государственных служащих, участвующих в регулировании предпринимательства;

 

· развитие механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования предпринимательской деятельности, в том числе путем совершенствования налогового законодательства, упрощения порядка налогообложения, снижения ставок налогов и сборов, повышения доступности кредитных ресурсов на поддержку частного сектора, привлеченных под гарантию Правительства Кыргызской Республики или финансируемых из республиканского и местных бюджетов, рост объемов микрокредитования на приемлемых условиях, а также стимулирования самофинансирования через коммерческие банки, кредитные союзы и кооперативы, страховые компании и другие рыночные структуры;

 

· содействие институциональному укреплению частного сектора путем ассоциирования товаропроизводителей, постепенной передачи ассоциациям и союзам предпринимателей части регулятивных функций государства, формированию развитой инфраструктуры предпринимательства – консультативных, менеджерских, юридических, инновационных и иных фирм, связанных с оказанием квалифицированных услуг предпринимателям, оказание государственной поддержки в обучении и повышении квалификации предпринимателей, а также качественном улучшении их информационного обеспечения.

 

Будет проводиться работа по обеспечению защиты прав отечественных предпринимателей, работающих за границей, а также иностранных предпринимателей, работающих в Кыргызстане, путем заключения межправительственных и межгосударственных соглашений, а также совершенствования законодательства Кыргызской Республики.

 

В соответствии с регулярно разрабатываемыми государственными среднесрочными концепциями и программами развития предпринимательства будут определяться приоритетные отраслевые и региональные направления развития индивидуального, малого и среднего бизнеса, обеспечиваться государственная поддержка этих приоритетов за счет средств республиканского и местного бюджетов, а также привлечения льготных заимствований и грантовых средств.

 

 

       4.3.10. Развитие регионов, городов и сел

 

Сохраняющиеся неравномерность и диспропорции в социальном и экономическом развитии регионов, дотационность шести из семи областей республики определяют необходимость разработки и реализации долгосрочной стратегии регионального развития по следующим направлениям:

 

· комплексное развитие села, обеспечивающее опережающие по сравнению со средними по стране в целом темпы повышения уровня жизни и социальных стандартов, что непосредственно связано с развитием аграрного сектора, созданием современной инфраструктуры сельских населенных мест, сокращением уровня бедности;

 

· разработка и реализация стратегии развития малых городов, обеспечение сохранения, перепрофилирования и развития имеющегося производственного потенциала, создание новых рабочих мест, в том числе на основе развития индивидуального предпринимательства, создания малых и средних предприятий, перерабатывающих местное сырье подсобных хозяйств;

 

· разработка и реализация стратегии развития высокогорных зон и отдаленных районов с тяжелыми природно-климатическими условиями, которая будет основана на сохранении государственных гарантий жителям этих районов, а также на развитии сельского хозяйства, малых и средних перерабатывающих предприятий, возрождении и развитии традиционных народных промыслов, использовании местных сырьевых и природно-рекреационных ресурсов;

 

· разработка и реализация долгосрочных программ развития столичных городов – Бишкека и Оша, направленных на полное и эффективное использование имеющегося производственного и научно-культурного потенциала, их дальнейшее развитие;

 

· постепенное и последовательное решение жилищной проблемы, создание условий для реализации конституционного права на жилище.

 

Предстоит разработать новые подходы, связанные с оказанием помощи населению отдаленных районов, депрессивным малым городам и поселкам городского типа.

 

В основу программного подхода к решению имеющихся проблем будут заложены принципы предоставления преференций и льгот в экономической сфере, приоритетное направление инвестиций на создание малого и среднего бизнеса, микрокредитование индивидуального предпринимательства и самозанятости населения; на строительство дорог и инженерных коммуникаций, водопровода – для обеспечения граждан чистой питьевой водой, ремонта и строительства школ, больниц и фельдшерских пунктов, а также создание условий для интенсификации и повышения эффективности сельскохозяйственного производства – ирригации, предоставления сервисных услуг фермерам и другим сельским товаропроизводителям.

 

Комплексное решение проблем регионов, малых городов и отдаленных районов и сел также связано с созданием экономических условий, обеспечивающих повышение занятости населения, эффективной системой социальной защиты, максимальным сокращением массовой внутренней миграции жителей из регионов республики, снижением уровня преступности, наркомании.

 

В регионах предстоит обеспечить эффективное функционирование современной системы местного самоуправления, которая призвана в первую очередь решать проблемы местного развития за счет собственных ресурсов. Будут приняты меры по укреплению экономической базы местных сообществ, в том числе формированию муниципальной собственности за счет передачи части государственной собственности, децентрализации бюджета, введения эффективной системы местных налогов.

 

Последовательное и комплексное решение жилищной проблемы будет решаться в рамках Концепции развития жилищного строительства в Кыргызской Республике до 2010 года, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики и Государственной программы жилищного строительства в Кыргызской Республике до 2010 года, утвержденной Правительством Кыргызской Республики в апреле 2001 года.

 

Основной целью Государственной программы является обеспечение населения доступным жильем путем восстановления и организации системы жилищного строительства на основе финансирования за счет государственных средств, а также привлечения внутренних и внешних частных инвестиций, в том числе с использованием принципов ипотечного кредитования. Предстоит разработать и реализовать меры, направленные на строительство муниципального жилья для социально незащищенных граждан, а также граждан с низкими доходами. Будет проводиться работа по повышению комфортабельности жилища. Предусматривается совершенствование жилищной и инженерной инфраструктуры, что позволит значительно улучшить обеспеченность жилья коммунальными услугами – водопроводом, канализацией, современными системами отопления и горячего водоснабжения.

 

 

Хотя направления стратегии были представлены раздельно, они образуют неразрывное целое. Желаемый эффект от реализации стратегии национального обновления может быть достигнут только в том случае, если все действия, предусмотренные стратегией, будут осуществляться скоординировано и одновременно по всем направлениям.