4.2. Справедливое общество, обеспечивающее защиту и человеческое развитие

image_pdfimage_print

 

Кыргызстан продолжит создание справедливого общества, обеспечивающего устойчивое человеческое развитие и социальную защиту.

Экономический рост станет основным источником ресурсов для гармоничного развития общества. Хорошее управление и соответствующая правовая система станут главными компонентами процесса, способствующего справедливому распределению произведённых экономических благ. Главной задачей социальной политики станет сокращение бедности. Расширение частного сектора экономики явится основой для роста доходов и занятости населения.

 

Уменьшение коррупции и теневого сектора экономики позволит расширить внутреннюю налоговую базу, дав возможность проводить активную политику расходов на социальные нужды. Социальная направленность государственного финансирования будет усилена. Меры социальной политики помогут поставить адресную социальную защиту на рациональную основу.

Будут созданы такие условия, при которых каждый гражданин страны, способный плодотворно трудиться, сможет максимально реализовать свой интеллектуальный потенциал и повысить собственное благосостояние. Для развития человеческих ресурсов будет обеспечен доступ к качественным услугам здравоохранения и образования для всех граждан, включая жителей сельских и отдалённых районов.

 

       4.2.1. Сокращение бедности

 

 

Для Кыргызстана, где бедности подвержены более 52% населения, приоритетной задачей социальной политики будет ее сокращение наполовину к 2010 году. Важнейшим вкладом в решение этой цели станет реализация мер предусмотренных в Национальной стратегии сокращения бедности до 2003 года. Последующие социальные программы в долгосрочной перспективе также будут ориентированы на это.

Сокращение уровня бедности будет достигаться посредством реализации таких мер, как:

· активное развитие частного сектора, который будет способствовать увеличению занятости и стимулировать экономический рост;

· социальная мобилизация и создание условий, стимулирующих «самообеспечение» и «само-помощь» среди бедных;

· развитие индивидуальной деятельности среди бедных через расширение института микро-кредитования, кредитных союзов, кредитных кооперативов и подобных учреждений;

· эффективное управление государственными расходами, направляемыми на социальную защиту;

· возрастание роли органов местного самоуправления на всех территориальных уровнях;

· углубление взаимодействия между государственными структурами, органами местного самоуправления, частным сектором и гражданским обществом, направленных на сокращение бедности.

 

       4.2.2. Занятость населения, рынок труда и создание рабочих мест

 

 

Основным подходом КОР в этом вопросе будет поднятие уровня занятости посредством разработки системы социального партнерства и увеличения эффективности программ занятости. Стратегия занятости населения будет направлена на решение следующих задач:

· реализация региональных и отраслевых программ по созданию дополнительных рабочих мест;

· профессиональное обучение и переобучение безработных перспективным специальностям с учетом спроса на рынке труда;

· профессиональное обучение и последующее трудоустройство детей-сирот, инвалидов, беженцев, а также создание учебных центров;

· создание временных рабочих мест через организацию оплачиваемых общественных работ;

· развитие и укрепление системы микрокредитования для безработных;

· перераспределение центра тяжести по отчислениям в Фонд содействия занятости с работодателя на работника для создания возможностей развития реального производства;

· улучшение методики определения пособий по безработице в зависимости от объёма производимых отчислений в Фонд содействия занятости;

· создание организационно-правовых условий для экспорта свободных трудовых ресурсов страны.

· увеличение гибкости рынка труда с целью адекватного обеспечения трудовыми ресурсами всех регионов страны;

 

Главную роль в обеспечении занятости населения будет играть частный сектор, для развития которого будет создано максимум благоприятных условий со стороны государства.

      

 

4.2.3. Социальная защита населения.

 

Основными проблемами, в сфере социальной защиты, являются: низкий уровень помощи бедным со стороны государства; несовершенная методология определения потребностей в государственной помощи; существование многочисленных льгот и неоправданных привилегий; слабая правовая база социальной поддержки.

Для повышения эффективности социальной защиты населения необходимо усилить адресность предоставляемых государственных пособий и повысить уровень социальной защиты малоимущих слоев населения.

Усиление адресности предоставляемых государственных пособий будет достигнуто за счет:

 

· дальнейшего упорядочения действующей системы льгот;

 

· значительного усовершенствования методики определения нуждаемости в государственной поддержке;

 

· доработки и внедрения мобильного механизма социальной защиты граждан в условиях повышения тарифов на энергоносители.

 

Повышение уровня социальной защиты населения будет проводиться посредством:

 

· увеличения размера государственных пособий для самых нуждающихся;

 

· совершенствования методики расчета минимальных социальных стандартов;

 

· создания условий для самостоятельного жизнеобеспечения социально уязвимых слоев населения;

 

· развития системы социального обслуживания граждан на конкурентной основе.

 

Будет усилено внимание социальной защите детей-сирот, инвалидов с детства и детей лишенных родительского ухода; созданы социальные службы на республиканском и региональном уровнях с целью оказания помощи детям из неблагополучных семей, подросткам с психическими расстройствами, детям, имеющим физические недостатки и другим уязвимым группам детей.

Социальная защита пенсионеров является одним из важных компонентов в предотвращении бедности и уменьшении нуждаемости людей, лишившихся дохода по причине старости, утраты трудоспособности, включая инвалидов с детства, или потери кормильца.

Пенсионная система. Разрыв между размером собираемых страховых взносов на пенсионное обеспечение и объемом необходимых выплат с учетом льгот усложняет финансовое положение пенсионной системы. Для обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы и повышения реального размера пенсий планируется углубить реформирование действующей распределительной пенсионной системы, включая внедрение принципа накопительного финансирования пенсий. Планируются постепенное снижение ставки страховых взносов с нанимателя и увеличение доли, выплачиваемой работником, а также завершение реформирования системы пенсионного страхования, основанного на страховом принципе назначения пенсии. Для обеспечения устойчивости социальной защиты пенсионеров будет увеличен базовый размер пенсий и законодательно закреплен механизм систематической индексации общего размера пенсий и вкладов на личных страховых счетах.

Создание условий для эффективного развития добровольного пенсионного страхования и негосударственных пенсионных фондов позволит вывести систему социальной защиты пенсионеров на новый качественный уровень.

 

 

       4.2.4. Обеспечение доступа к образованию, повышение его стандартов и качества

 

Развитие человеческих ресурсов предполагает обеспечение доступности и качества образования. Интеграция в международное образовательное пространство с использованием новых информационных технологий и компьютеризации учебных заведений станет ключевым направлением реформ. Будут приняты меры по внедрению новых механизмов независимого профессионального контроля качества обучения, а также стимулированию закрепления и усиления кадрового потенциала. Это предполагает решение следующих задач:

 

· Государственное финансирование системы образования будет ориентировано на начальное и среднее образование. Строительство и ремонт школ, а также их модернизация будут иметь первостепенную значимость. Особое внимание государство сосредоточит на поддержке школ, расположенных в селах, малых городах, поселках городского типа и высокогорных и отдалённых зонах; будет укреплена их материально–техническая база. Будет внедрен механизм подушевого нормативного финансирования общеобразовательной школы в объеме требований образовательного стандарта. Система попечительских советов образовательных организаций обеспечит приток дополнительных ресурсов и укрепит общественный контроль над деятельностью их администрации;

 

· Будет продолжена модернизация базы профессионально-технического образования. Для того, чтобы выпускники этих учебных заведений могли приобретать востребованные рынком специальности, будет установлено деловое сотрудничество с работодателями и службами занятости по гибкому обеспечению квалифицированными рабочими кадрами в соответствии с требованиями рынка труда. Будет улучшена работа, направленная на повышение эффективности реализации инвестиционных проектов в системе профессионального обучения финансируемых при поддержке международных финансовых организаций;

 

Особым направлением развития системы профтехобразования станет обучение и трудоустройство молодежи из социально уязвимых слоев населения, включая детей-сирот, инвалидов, беженцев;

 

· В высших учебных заведениях на основе тендерных процедур будет внедрена система государственных закупок услуг образования, которая позволит обеспечить адресность оплачиваемых государственных услуг и экономическую самостоятельность учебных заведений. Начнется внедрение широко используемой в мировой практике системы оплаты обучения наиболее одаренных студентов на основе предоставления государством бюджетной поддержки (в виде грантов и бюджетных ссуд). Инвестиционное финансирование (бюджет развития образования) будет направлено на достижение качественных результатов системы образования на основе инвестиционных конкурсов. Это позволит сформировать современную информационную базу образования и учебных технологий. Вузовская и академическая науки будут интегрированы; использование научного и интеллектуального потенциала в решении приоритетных задач, связанных с устойчивым экономическим ростом и социальным развитием страны, станет одним из значимых направлений реформирования системы образования.

 

 

       4.2.5. Наука и культура

 

Преодоление кризисного состояния науки и научно-технической деятельности, формирование научных организаций, отвечающих требованиям развивающейся рыночной системы, явятся основной задачей, которую предстоит решить для развития интеллектуального потенциала страны. Для этого усилия государства будут сосредоточены на реализации конкретных мер политики, включающих:

 

· создание рациональной модели деятельности и финансирования научных учреждений;

 

· совершенствование нормативно–правовой базы для развития науки и интеллектуальной дея-тельности;

 

· стимулирование конкурентной инновационной деятельности и развитие частных научных уч-реждений;

 

· расширение научных связей и интеграция в мировое научное пространство;

 

· развитие прикладной науки и внедрение научных разработок в реальное производство;

 

· усиление влияния научных разработок на эффективность деятельности предприятий и повы-шение конкурентоспособности продукции, выпускаемой отечественными производителями;

 

· создание реальных стимулов, препятствующих оттоку интеллектуального капитала из страны;

 

· усиление привлекательности научной деятельности в Кыргызстане для частных инвестиций.

 

Преодоление негативных последствий переходного периода и содействие развитию культуры в новых условиях рыночной системы представляет для государства исключительно важную задачу. Для её решения будет проводиться постоянная работа по следующим основным направлениям:

· формирование устойчивой системы культурного воспитания, особенно молодого поколения;

· восстановление и расширение новых культурных связей и интеграция в мировую культуру;

· сохранение самобытных, традиционных направлений культуры;

· устойчивое государственное финансирование и стимулирование развития отдельных направ-лений культуры;

· создание рациональной системы подготовки кадров культуры;

· улучшение правовой базы, способствующей развитию культуры, взаимодействию учреждений культуры с бизнес-средой для расширения благотворительного движения и спонсорской помощи.

 

       4.2.6. Доступность здравоохранения

 

В настоящее время услуги системы здравоохранения малодоступны для населения, особенно для социально незащищенных слоев. Принимая во внимание фактор реального ухудшения здоровья людей, реформы системы здравоохранения будут направлены на улучшение здоровья населения и формирование здорового образа жизни.

 

Это предполагает решение таких важнейших задач, как: обеспечение доступности и качества медицинских услуг; внедрение и укрепление новых методов финансирования здравоохранения, повышения заработной платы медицинским работникам и улучшение условий их труда; укрепление здоровья населения и усиление роли общественного здравоохранения.

 

Обеспечение доступности и качества медицинских услуг будет достигнуто путем:

· максимального приближения услуг первичной медико-санитарной помощи к населению (группы семейных врачей и центры медицинской помощи);

· снижения затрат на неоправданно большую инфраструктуру стационарных медицинских учреждений;

· улучшения физической инфраструктуры медицинских учреждений, оснащенности медицин-ским оборудованием;

· совершенствования процессов лицензирования и аккредитации медицинских учреждений;

· сертификации медицинского персонала;

· дальнейшего развития государственной лекарственной политики, обеспечивающей качество, доступность и рациональное использование лекарственных средств;

· развития и поддержки неправительственных профессиональных медицинских организаций.

Реформа системы финансирования здравоохранения предполагает:

 

· создание так называемой системы «единого плательщика» (оплата поставщикам медицин-ских услуг по конечному результату);

 

· дальнейшее развитие системы обязательного медицинского страхования;

 

· децентрализацию управления учреждениями здравоохранения.

 

В рамках направлений по укреплению здоровья населения и усилению роли общественного здравоохранения планируется:

 

· разработка и проведение программ по профилактике превалирующих заболеваний, включая ВИЧ-инфекцию, лечение и реабилитацию людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью;

 

· усиление мероприятий по планированию семьи;

 

· совершенствование программ по охране материнства и детства;

 

· повышение информированности населения по вопросам охраны и укрепления здоровья;

 

· интеграция санитарно-эпидемиологической службы с первичной медико-санитарной по-мощью.

 

Особое внимание будет уделено развитию и пропаганде физической культуры и спорта и здорового образа жизни. Это потребует активной работы по таким направлениям, как:

 

· создание прочной системы непрерывного физического воспитания населения, включая разви-тие детско–юношеского спорта;

 

· укрепление материально–технической базы учреждений спорта;

 

· стабильное финансирование спортивной сферы;

 

· создание благоприятных условий для подготовки спортсменов, выступающих на междуна-родном уровне.

 

 

       4.2.7. Гендерная политика 

 

Будет продолжена и расширена работа по недопущению гендерного неравенства, реализации мер, направленных на обеспечение равноправия женщин, устранение дискриминации при приеме и увольнении их с работы и более активное их участие в работе государственных органов, сохранение и повышение профессионального уровня.

 

Особое внимание будут уделено поддержке и развитию женских неправительственных организаций, в первую очередь тех, деятельность которых связана с защитой прав женщин, поддержкой детей и инвалидов, оказанием социальных услуг.

 

Предстоит создать и реализовать механизм гендерной экспертизы разрабатываемых и принимаемых нормативных правовых актов, а также систему индикаторов, отражающих результаты проведения гендерной политики.

 

 

       4.2.8. Безопасность развития

 

Наличие угрозы суверенитету, территориальной целостности, политической и социально-экономической стабильности со стороны международного терроризма, религиозного экстремизма, всех видов преступности и незаконного оборота наркотиков определяют приоритеты политики обеспечения безопасности, направленной на сокращение и предотвращение влияния этих угроз на Кыргызстан.

 

Одной из важнейших задач на ближайшую и длительную перспективу станет укрепление обороноспособности страны и поддержание Вооруженных сил Кыргызской Республики в постоянной готовности к отражению внешней агрессии со стороны сил международного терроризма и религиозного экстремизма. Будет разработана Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики и новая военная доктрина, определяющие стратегические задачи и условия применения вооруженных сил с учетом характера реальной военной опасности. Будут приняты меры по перевооружению армии, оптимизации их численности по принципу разумной достаточности и переводу вооруженных сил на профессиональную (контрактную) основу.

 

Одним из приоритетных направлений будет расширение и развитие военно-технического сотрудничества Кыргызстана с другими государствами, активное участие в международных и региональных организациях, обеспечивающих коллективную безопасность и совместные усилия по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков и наркотрафиком.

 

Проводимая государством политика по снижению уровня преступности, особенно таких наиболее опасных ее проявлений, как коррупция, экономические преступления, контрабанда наркотиков будет основываться на разработанных государственных (национальных) программах, включающих:

 

· создание принципиально новых нормативно-правовых актов, регламентирующих деятель-ность правоохранительных органов и создающих необходимые условия для борьбы с различными проявлениями преступности;

 

· реформирование судебной системы, обеспечивающей прозрачность и эффективность прини-маемых решений, связанных с предупреждением и преодолением коррупции и иных правонарушений, затрагивающих законные интересы и права граждан, хозяйствующих субъектов и государства;

 

· создание эффективных форм и методов предупреждения и борьбы с проявлениями религиоз-ной нетерпимости и экстремизма;

 

· оптимизацию организационной структуры правоохранительных органов и сосредоточение их деятельности на приоритетных направлениях борьбы с преступностью;

 

· повышение ответственности органов исполнительной власти и органов местного самоуправ-ления за организацию и результаты борьбы с преступностью в сфере экономики и коррупцией;

 

· совершенствование методов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, внедрение передо-вых методов и технологий обнаружения контрабандного ввоза наркотиков и оружия;

 

· широкое участие в международных программах борьбы с наркобизнесом.

 

 

Все выше перечисленное можно достичь только при условии роста доходов государственного бюджета, достаточного для финансирования таких мероприятий, которые в свою очередь зависят от более эффективного и сопоставимого сбора налогов, более производительной экономики и более эффективного государственного управления. Многое также будет зависеть от желания всех структур общества сотрудничать для достижения национальных целей.