Развитие аграрного производства и сельских территорий
1. В Кыргызской Республике сельское хозяйство является приоритетным сектором экономики, за счет которого обеспечивается около 40.0 процентов ВВП. Доля жителей сельских районов составляет более 65 процентов от всего населения республики.
2. За последние годы достигнут значительный прогресс в проводимых аграрно-земельных реформах, обеспечен ежегодный прирост валовой продукции сельского хозяйства в среднем на уровне 6 процентов. В 2001 году свыше 90 процентов продукции сельского хозяйства производилось в частном секторе, при этом доля крестьянских и фермерских хозяйств составила свыше 44 процентов. Создано 241.2 тыс. фермерских и крестьянских хозяйств, около 600 различных объединений и ассоциаций, в том числе 462 кооператива.
Радикально изменились производственные отношения, в результате чего сформирована новая экономическая среда с действующими элементами рыночных отношений.
Развиваются рыночные механизмы землепользования, в конституционном порядке введена частная собственность на землю, принят Закон «Об управлении землями сельскохозяйственного назначения», предусматривающий осуществление сделок по купле, продаже земель, начата работа по развитию системы регистрации земель. Образовался ощутимый слой сельских жителей, владеющих землей и другими средствами производства.
Сельскохозяйственный сектор освобожден от уплаты всех видов налогов, кроме земельного налога. Аграрный сектор поддерживается также через выделение семян и товарных кредитов.
При активной поддержке донорских организаций успешно осуществляется финансирование сельского хозяйства через Кыргызскую сельскохозяйственную финансовую корпорацию (КСФК), кредитные союзы, институты микрокредитования. Развивается сеть обучающих, консультационных, информационных служб. Существенную помощь аграрному сектору оказывают Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, Европейская комиссия, Швейцарский офис, Правительство Японии и другие доноры.
3. В результате проведенных в сельском хозяйстве реформ имеют место стабильные темпы роста и объемы производства, превысившие уровень 1990 года. В течение последних лет удалось достигнуть самообеспеченности по отдельным видам основных продовольственных продуктов, что позволило решить основные задачи продовольственной безопасности страны.
4. Однако, несмотря на достигнутые результаты, аграрный сектор не обеспечивает значительного увеличения доходов сельского населения. Уровень бедности в сельской местности остается высоким, он составил 51% в 2001 году. Выполнению задач по сокращение бедности в сельской местности препятствуют существующие в настоящее время в отрасли серьезные проблемы.
5. Доля финансирования сельского хозяйства из республиканского бюджета уменьшается с каждым годом.
В стране существенно деградировали хозяйственно-технологические цепочки, позволявшие обеспечить реализацию полного агропромышленного цикла, начиная с производства сельхозпродукции и кончая ее переработкой и дальнейшим сбытом. В республике недостаточен уровень вспомогательных услуг для производителей сельскохозяйственной продукции. С точки зрения экономического функционирования аграрный сектор и перерабатывающая промышленность находятся в разных условиях. Это порождает их нескооперированность и, как следствие, наблюдаются все учащающиеся случаи перепроизводства отдельных видов сельскохозяйственной продукции. Экспорт сельскохозяйственного сырья затруднителен из-за высоких издержек, возникающих в процессе выхода на внешние рынки потребления. Рост емкости внутреннего рынка потребления ограничен уровнем реальных доходов населения.
6. Институциональные преобразования в аграрном секторе наряду с позитивными изменениями породили и негативные побочные моменты. Наличие большой доли мелких хозяйств, которые дают уже до 47% всего объема производства сельхозпродукции (по некоторым видам продукции они занимают доминирующее положение), во многом способствовало снижению уровня качества производимой продукции. Наличие большого количества хозяйствующих субъектов в сфере сельского хозяйства (241.2 тыс. на 1 января 2002 года) привело к тому, что существенно снизился уровень управленческой квалификации на селе, и, как следствие, стали доминировать примитивные способы и методы ведения хозяйства. В маленьких хозяйствах трудно внедрить новые технологии и повысить производительность труда. Современные рыночные технологии, позволяющие интенсифицировать процесс производства, ввиду отсутствия необходимых финансовых средств и низкой квалификации кадров становятся невостребованными. Практически отсутствуют в сфере сельского хозяйства современные системы маркетинга и менеджмента.
Все это привело к снижению доходов сельских тружеников и проблемам в обеспечении сырьем перерабатывающей промышленности. Главной целью развития агропромышленного комплекса (АПК) в текущий и перспективный периоды является возрождение индустриального сельскохозяйственного производства, направленного на обеспечение населения продовольствием и устойчивое развитие перерабатывающей отрасли. Необходимо увеличить экспорт переработанной сельскохозяйственной продукции. Для этого предстоит решить приоритетные задачи, связанные с поддержкой отечественного производства по переработке сельскохозяйственной продукции, рациональным импортозамещением, а также обеспечением конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке. В стране при поддержке доноров проводится целенаправленная работа по обеспечению продовольственной безопасности. Так, подписан договор, согласно которому нашей республике в 2002 году будет выделено 9.5 млн. ЕВРО. Этот грант Комиссии Европейского Союза будет направлен на создание достаточного госрезерва зерна, эффективной реализации социальной и сельскохозяйственной политики.
Разработанная и действующая в настоящее время программа «Продовольственная безопасность — 2000» предполагает дальнейшее реформирование сельскохозяйственного сектора и является продолжением предыдущих аналогичных программ международных организаций.
7. Цель государственной политики продовольственной безопасности состоит в обеспечении стабильного доступа всех граждан Кыргызской Республики к достаточному количеству продуктов питания во всех регионах страны.
8. Государственная политика обеспечения продовольственной безопасности в перспективный период будет направлена на дальнейшее укрепление рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве, агропереработке и сфере сельскохозяйственных услуг, дополненное мерами социальной защиты уязвимых слоев населения.
9. Для достижения продовольственной безопасности необходимо:
· обеспечение стабильного роста производства, создание рыночной системы обеспечения сельских товаропроизводителей техникой, горюче-смазочными материалами, удобрениями, средствами защиты, биопрепаратами и т.д. на условиях тендера;
· разработка научно-обоснованной аграрной политики, совершенствование нормативных и правовых актов, регулирующих деятельность предприятий АПК всех форм собственности;
· формирование и укрепление рыночной инфраструктуры аграрного сектора;
· совершенствование взаимодействия АПК с другими отраслями экономики;
· наращивание объемов производства сельскохозяйственной продукции на основе применения достижений научно-технического прогресса;
· стратегия формирования продовольственного фонда;
· меры социальной защиты уязвимых слоев населения.
10. Обеспечение продовольственной безопасности страны создаст основы для развития отрасли более интенсивными методами посредством:
· привлечения новых технологий и оборудования;
· стимулирования производства экологически чистой продукции;
· внедрения эффективного менеджмента;
· агрессивного продвижения экспорта.
11. Для стабилизации ситуации в сельскохозяйственном производстве необходимо решение проблемы самообеспечения населения базовыми продуктами, закрепления всех позитивных тенденций, появившихся в результате проводимых аграрных реформ через:
· организацию полной технологической цепочки производства импортозамещающей и экспортоориентированной сельскохозяйственной продукции;
· активное развитие перерабатывающей промышленности;
· создание эффективной системы маркетинга сельскохозяйственных продуктов;
· стимулирование внутренних и внешних инвестиций;
· обеспечение адекватного законодательства;
· интенсификацию производства;
· создание товарных кооперативов и ассоциаций;
· развитие системы обучения и консультирования по современным методам ведения агробизнеса;
· обеспечение доступа к информации о внутреннем и мировом товарном рынках.
Перспективой дальнейшего повышения продуктивности возделываемых культур в условиях ограниченного земельного фонда крестьянских и фермерских хозяйств станут севообороты с короткой ротацией. Такие севообороты будут разработаны для мелких крестьянских хозяйств соответствующими институтами и внедрены в производство. Эти меры должны обеспечивать высокую занятость населения и рентабельность производства, значительный выход валовой продукции и массы чистого дохода с единицы земельной площади.
12. Дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства в республике тесно взаимосвязано с увеличением уровня орошаемого земледелия, развитием ирригационных систем и улучшением техники полива.
Для поддержания на должном уровне ирригационной инфраструктуры ежегодно будут выделяться необходимые бюджетные ассигнования и кредитные ресурсы. Эти средства будут использованы для проведения работ по реабилитации важнейших ирригационных объектов страны, созданию новых институциональных форм управления водными ресурсами.
13. В развитии животноводства приоритет получат мясное и молочное направления с объемами производства, удовлетворяющими потребности не только внутреннего рынка, но и частичной реализации этой продукции на внешнем рынке. Для этого необходимо восстановить племенные хозяйства, поскольку без собственного высокопродуктивного скота невозможно обеспечить доступность продуктов питания животноводческой отрасли. Республика имеет также все условия для развития яководства, производства шерсти.
14. Перспективным является также возрождение таких прибыльных отраслей, как птицеводство и рыболовство. Для обеспечения роста производства сельскохозяйственной продукции необходимо улучшить деятельность вспомогательных служб. В этих целях будут приняты меры по созданию в каждом айыл-окмоту агрохимических и агротехнических сервисных служб. Будет налажена свободная продажа минеральных удобрений, ядохимикатов и пестицидов, сельскохозяйственного инвентаря и запасных частей к сельскохозяйственной технике через специализированные базы и магазины. В развитии вспомогательных услуг большую роль будут играть проекты, осуществляемые с помощью международных доноров.
15. На очередном этапе аграрной и земельной реформы должны решаться проблемы создания благоприятных условий развития частных крестьянских и фермерских хозяйств, связанных со стимулированием производства, переработки и сбыта продукции и оказанием сервисных услуг путем организации новых форм кооперации, осуществляющих свою деятельность на основе добровольности.
Необходимо продолжить работу над совершенствованием существующей законодательно-правовой базы, а также земельно-правовых отношений, стимулирующих улучшение использования земли и других природных ресурсов. Должны получить дальнейшее развитие арендные отношения и конкурсное предоставление земель в аренду. В перспективе будет упорядочено ведение первичного учета и анализа осуществляемой земельной и аграрной реформы на уровне хозяйствующих субъектов и айыл-окмоту с целью получения адекватной информации. Также будет обеспечен свободный доступ фермеров и крестьян к получению необходимой информации за счет организации консультационно-информационных служб и повсеместного создания центров развития сельского хозяйства.
Будет введена единая государственная система регистрации земель и тесно связанного с землей недвижимого имущества, и продолжено совершенствование земельного кадастра.
16. Одним из основных факторов, оказывающих огромное влияние на рост производства сельскохозяйственной продукции, станет создание стабильного рынка ее сбыта, основанного на краткосрочных или долгосрочных договорах между сельскими товаропроизводителями и потребителями. Немаловажную роль при этом будет играть эффективная система закупок продукции агропромышленного комплекса, а также создание системы маркетинга.
В целях максимального вовлечения крестьян и фермеров в процесс торговли производимой продукцией и создания им определенных удобств, в перспективе в крупных городах республики будут организованы оптовые продовольственные рынки.
17. В перспективный период особое внимание будет уделено формированию инфраструктуры сельских районов – восстановлению дорог и коммуникаций, обеспечению доступа сельских жителей к услугам здравоохранения и образования, к безопасной питьевой воде. На эти цели предполагается привлечь инвестиции заинтересованных стран-доноров и международных организаций.
Ключевым фактором подъема аграрного сектора и развития сельских районов является восстановление интеграционных взаимосвязей городов и сельских поселений на новых взаимовыгодных условиях.
18. Решение вопросов перспективного развития аграрного сектора будет осуществляться путем укрепления структур, занятых реформированием сельскохозяйственного производства и подготовкой существующих кадров, ориентированных на рыночную экономику, а также за счет разработки и внедрения в производство научно-обоснованных рекомендаций и прогрессивных технологий по рентабельному ведению сельского хозяйства.