Внешнеэкономическая деятельность и развитие экспорта

image_pdfimage_print
1.     Проведение интенсивной инвестиционной политики, меры по совершенствованию структуры экономики дадут ожидаемые высокие темпы экономического роста и социального развития только при условии значительного увеличения экспорта товаров и услуг.  Во внешнеэкономической деятельности Кыргызской Республики сохраняются серьезные проблемы. Объемы экспорта и импорта имеют неустойчивый характер. Хотя в 2000 и 2001 годах, впервые за долгие годы, сложилось положительное сальдо торгового баланса (соответственно 4 млн. долларов США и 39.9 млн. долларов США), сохраняется тенденция снижения общих объемов внешнеторгового оборота и экспорта.
За пять месяцев 2002 года вновь сложилось отрицательное сальдо в объеме 36.4 млн. долларов США, хотя экспорт вырос на 7.5 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Такая ситуация в значительной степени обусловлена тем, что основными статьями экспорта остаются:
·                золото, мировые цены на которое подвержены значительным колебаниям, а объемы добычи нестабильны;
·                электроэнергия, экспорт которой непосредственно связан с меняющимся водно-энергетическим балансом и условиями соглашений с соседними государствами.
Росту внешней торговли препятствуют различного рода барьеры, таможенные, тарифные и нетарифные ограничения в ряде государств- традиционных торговых партнеров. 
2.     Учитывая эти обстоятельства, необходимо разработать новую внешнеэкономическую политику государства, обеспечивающую наступательное продвижение товаров, произведенных в Кыргызстане, на мировом рынке. Активное участие Кыргызстана в мирохозяйственных связях будет способствовать повышению его статуса, как государства со стабильной и предсказуемой торговой политикой. Это окажет позитивное влияние как на деловую среду, так и на инвестиционную деятельность товаропроизводителей.
3.     Кыргызстан имеет географически выгодное расположение в центре Азии, которое является своеобразным перекрестком кратчайших транспортных путей, торговых, финансовых и информационных потоков между Западом и Востоком. Имеет значение и то, что в 3-5 часах авиаперелета от него расположены крупнейшие страны мира, такие, как Китай, Индия, Россия с численностью собственного населения почти в 3 млрд. человек. Поэтому, по мнению японских экспертов, вполне актуально создание в республике в перспективе Регионального Бизнес — Центра, позволяющего стать Кыргызстану сервисно — ориентированной страной.
В этом направлении, при техническом содействии Правительства Японии, планируется проведение исследований по развитию производства экспортоориентированных товаров легкой и пищеперерабатывающей отраслей (2002-2003 гг.); по развитию инфраструктуры экспорта и импорта (2002 г.); по развитию информационных технологий (2003 г.).
Кроме того, предполагается предпринять ряд конкретных шагов по развитию сферы услуг. В финансовой сфере предусматривается привлечение крупных иностранных банков. В сфере туризма начнется формирование соответствующей инфраструктуры и вспомогательных производств.
При этом первостепенное внимание должно быть уделено исследованию системы распределения и материально-технического обеспечения, начиная от поставок сырья и кончая удовлетворением потребителя готовой продукцией. Именно эффективная дистрибьюторская сеть, включающая терминалы, склады, транспортные связки и стыковки, послужит основой современной инфраструктуры торговли и, прежде всего, экспорта отечественных товаров и услуг .
4.     Кыргызская Республика должна проводить «агрессивную» политику продвижения экспорта, направляя особые усилия на увеличение объемов экспорта:
·                продукции глубокой переработки;
·                золота и цветных металлов, через разработку новых месторождений;
·                электроэнергии, посредством ее поставок в соседние страны и привлечения инвестиций в отрасль;
·                услуг индустрии туризма, через развитие различных его видов (регионального, элитного, экологического, охотничьего и др.);
·                экспорта программного обеспечения информационных технологий, для чего у республики есть все возможности.
5.     Будет обеспечена рекламная кампания по продвижению отечественных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
6.     Одним из важных аспектов проникновения на мировые рынки является участие Кыргызстана в различных региональных и межрегиональных Соглашениях по свободной торговле и инвестициям. Поэтому государству необходимо провести соответствующую работу по активизации деятельности зарубежных представительств с такими союзами, как APEC, EU, FTAA, AFTA.
7.     Кыргызстан будет активно участвовать в работе региональных союзов в рамках СНГ для проведения целенаправленной внешнеэкономической политики по продвижению экспорта отечественных товаров и услуг и привлечению инвестиций.
8.     С целью создания благоприятных условий экспорта, как одного из определяющих факторов экономического роста, государство будет шире использовать членство в ВТО для поиска альтернативных торговых партнеров с устойчивой платежной системой. В частности, необходимо провести серьезные исследования препятствий, стоящих на пути развития торговли Кыргызстана с другими странами.
9.     Необходимо сфокусировать свою деятельность на активном использовании дополнительных торговых преференций согласно Всеобщей системе преференций, обеспечении предсказуемости доступа на внешний рынок, устранении торговой дискриминации, обретении международной правовой базы для защиты интересов отечественных товаропроизводителей, решении вопроса беспрепятственного транзита кыргызских товаров по территории соседних государств.
10.  Наличие рядом крупного рынка Китая, являющегося членом ВТО, сулит значительные перспективы в развитии экспорта отечественных товаров и услуг. Кыргызстан будет эффективно использовать открывшийся огромный рынок Афганистана. Государство должно направить все усилия на экспорт своей продукции в эту страну, испытывающую острый дефицит в товарах первой необходимости.
11.  У Кыргызстана есть географические преимущества. Государство приложит все усилия для того, чтобы аэропорт «Манас» превратился в один из главных стратегических узлов по обработке авиагрузов в центральноазиатском регионе. Необходимо сделать Кыргызстан транзитной страной для перевозки международных грузов воздушным путем. Республика должна стать сервисно – ориентированной страной по предоставлению туристических, коммуникационных, банковских и других услуг для мирового рынка.
12.  Необходимо активизировать работу по заключению двусторонних соглашений с государствами-партнерами по торгово-экономическому сотрудничеству. Практика показывает, что подобные соглашения сегодня наиболее эффективны во взаимодействии торговых партнеров в части гармонизации их налоговых и таможенных режимов, избежания двойного налогообложения, снятия существующих дискриминационных барьеров и т.д.
13.  Государство приложит максимум усилий для создания единой маркетинговой сети в республике. Будет рассмотрена возможность создания центра, наподобие JETRO в Японии, который бы предоставлял информацию о потенциальных рынках сбыта, рыночной конъюнктуре, обеспечивал соответствующее обучение менеджеров производства в области маркетинга и т.д.
14.  Государство будет стимулировать внедрение электронных принципов торговли и ведения бизнеса среди предпринимателей.
15.  Реформирование налоговой системы будет проходить в направлении снижения налогового бремени для промышленных предприятий и поощрения экспорта их продукции. Будут внесены изменения и дополнения в Налоговый и Таможенный кодексы, направленные на стимулирование экспорта отечественных товаров и услуг.
16.  В целях развития экспорта будут внедрены системы штрихового кодирования на кыргызские товары. Планируется полномасштабное внедрение штрихового кодирования с 1 января 2003 года при технической помощи Правительства Японии. Республика ускорит переход на международные стандарты качества производимой продукции. Необходим поиск инвестиций для создания и модернизации лабораторно-испытательной базы с целью перехода на международные стандарты по всем видам товаров, производимых в республике.
17.  Будет проводиться дальнейшее совершенствование законодательства в целях стимулирования развития свободных экономических зон, их переход на международные стандарты функционирования. Созданию других особых зон, таких, как экспортно–промышленные и инновационные зоны, государство будет уделять особое внимание. В перспективе все они станут устойчивыми модельными зонами по применению новых подходов и методов управления в промышленности, где будет обеспечено активное привлечение прямых иностранных инвестиций и инновационных технологий.
18.  В долгосрочном периоде Кыргызстану необходимо провести структурные изменения в соответствии с мировыми тенденциями изменения спроса, когда индустриальное производство и производство услуг являются доминирующими сферами экономики. Особенно большое значение в перспективе должно играть производство услуг, которое может стать потребителем результатов индустриального производства и заставит эту отрасль быстрее адаптироваться под стандарты мирового спроса.
19.  Целью дальнейшего развития производства товаров и услуг станет создание новых мощностей, с ориентацией на экспорт. При этом будет поддерживаться:
·                обновление и дальнейшее развитие существующих производств товаров и услуг с ориентацией на экспорт и импортозамещение, возрастание доли производств с высокой степенью переработки сырья, в первую очередь отечественного;
·                освоение новых производств, в первую очередь, интеллектуальных, таких, как производство программного обеспечения, технологий и т.д.;
·                дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, прежде всего, в отношении налоговой и таможенной политики. Критерием станет обеспечение реального стимулирования инвестиционных процессов вне зависимости от источника инвестиций на всех стадиях — от научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ до ввода в действие мощностей, производства и реализации новых эффективных видов продукции, а также стимулирование производства продукции высокого технического уровня и качества;
·                разработка и реализация комплексной программы развития промышленного сектора, формирующей политику в его основных отраслях;
·                построение государственной системы информационного обеспечения промышленных предприятий и производств, как в части научно-технической информации, так и в области маркетинга и продвижения товаров и сырья на мировые рынки;
·                разработка стратегии модернизации системы подготовки и переподготовки технических кадров с учетом мировых тенденций технического и технологического развития и соответствующих потребностей реального сектора.