Экономическая политика

image_pdfimage_print
1.            Основное содержание экономической политики. В соответствии с КОР целью экономической политики Правительства Кыргызской Республики является обеспечение устойчивого экономического роста в интересах сокращения бедности. Поэтому меры экономического регулирования будут направлены как на достижение высоких и устойчивых темпов развития экономики страны, так и на то, чтобы плодами этого роста могли воспользоваться все слои населения и, в особенности его беднейшая часть.
2.            Устойчивый экономический рост возможен только в условиях макроэкономической стабильности. К тому же неустойчивость экономики и ее уязвимость по отношению к внешним и внутренним шокам способны нанести наибольший ущерб именно бедной части населения. Вследствие этого продолжение политики макроэкономической стабилизации рассматривается как необходимая составная часть НССБ.
3.            С учетом особенностей бедности в Кыргызстане экономическая политика будет направлена на всемерное содействие развитию сельского хозяйства и малого и среднего предпринимательства. Ввиду того, что необходимым условием устойчивого долгосрочного роста является возможно большая диверсификация экономики, будет оказываться поддержка развитию промышленности и сферы услуг. Особенно большое значение придается привлечению в экономику страны внутренних и внешних инвестиций, содействию возникновению новых и расширению деятельности существующих предприятий, производящих продукцию на экспорт. Очевидно, что для этого государство должно продолжить и существенно увеличить усилия в направлении обеспечения благоприятного климата для предпринимательства и инвестиций, создать и поддерживать одинаковые правила экономической деятельности для всех ее участников, всемерно содействовать эффективному функционированию рынков труда, капитала, земли и природных ресурсов.
4.            Осознавая, что экономический рост сам по себе является необходимым, но не достаточным условием преодоления бедности и приводит к ее сокращению только в сочетании с относительно равномерным распределением доходов, государство будет предпринимать специальные меры по предотвращению роста неравенства в уровне доходов в обществе. Эта задача будет решаться средствами как социальной, так и экономической политики.
5.            Открытая экономика Кыргызстана подвержена воздействию многочисленных негативных или позитивных шоков, которые способны повлиять на темпы развития экономики страны. В этих условиях в стратегии рассматриваются два сценария экономического развития: базовый сценарий, основанный на относительно консервативных предположениях об общем влиянии внешней среды и результативности политики, заложенной в стратегии, и сценарий ускоренного роста, предусматривающий более успешную мобилизацию внутренних ресурсов страны, отсутствие отрицательных шоков и, возможно, проявление положительных внешних воздействий (например, в виде расширенной внешней помощи, не увеличивающей государственный долг Кыргызстана).
6.            Обеспечение макроэкономической стабильности. Правительство Кыргызской Республики и НБКР продолжат проведение политики, направленной на устранение источников макроэкономической неустойчивости. Учитывая значение стабильности цен для роста экономической активности и защиты доходов бедной части населения, будут предприниматься усилия по удержанию инфляции на уровне не выше 4.4 % в год. Сдерживание роста цен будет достигаться за счет проведения взвешенной -денежно-кредитной политики. Правительство и Национальный банк будут прилагать усилия к повышению доверия к национальной валюте страны, расширению сферы безналичных расчетов. Будет продолжена политика плавающего обменного курса. НБКР будет придерживаться режима плавающего обменного курса, прибегая к интервенциям на валютном рынке с целью сглаживания негативного влияния сезонных колебаний спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в случае угрозы стабильности цен. Достигнутое в последние годы сокращение дефицита текущего счета платежного баланса и облегчение бремени долговых выплат вследствие реструктуризации Парижским клубом государственного долга Кыргызстана позволяют рассчитывать на то, что политика плавающего обменного курса сома не будет иметь значительных инфляционных последствий.
Решающая роль в достижении макроэкономической стабильности будет принадлежать бюджетно-налоговой политике. Предусматривается, что в рассматриваемый период времени она будет ориентирована на предоставление необходимого количества и качества государственных услуг при одновременном снижении рисков, связанных с обслуживанием внешнего долга. Для этого будут предприняты скоординированные меры, направленные на:
·                увеличение социальной направленности бюджетных расходов, обеспечение их более адресного воздействия на бедных, кардинальное повышение эффективности затрат на государственное управление;
·                введение изменений в налоговую систему, позволяющих расширить налоговую базу и за счет этого увеличить собираемость налогов до 15.5% ВВП в 2005 г., уменьшить бремя налогов для добросовестных налогоплательщиков, создать стимулы для экономического роста;
·                сокращение дефицита государственного бюджета, в том числе за счет уменьшения объемов заимствований в рамках Программы государственных инвестиций при одновременном повышении эффективности использования средств бюджета развития.
Все имеющиеся обязательства по государственному внешнему долгу будут неуклонно исполняться, для чего в бюджете будут аккумулироваться необходимые средства (в том числе за счет доходов от приватизации государственного имущества).
Предполагается, что благодаря сокращению государственного заимствования, уменьшению выплат по государственному долгу и мерам по стимулированию экспорта ситуация с платежным балансом будет оставаться стабильной, дефицит текущего счета не превысит 2-4 % ВВП. Этот дефицит во все большей степени должен финансироваться за счет притока средств по прямым иностранным инвестициям. Это также внесет свой вклад в обеспечение стабильности обменного курса и уменьшение нагрузки на международные резервы НБКР.
Инвестиции как важный источник роста. Одним из необходимых условий долгосрочного экономического роста в стране является обеспечение достаточно высокого притока инвестиций в экономику страны. С учетом реальных возможностей ставится задача добиться уровня валовых инвестиций не ниже 20 % ВВП. В структуре инвестиций должны произойти существенные изменения. Как уже указывалось выше, чтобы не допустить нарастания внешнего долга государства, доля государственных инвестиций, осуществляемых за счет заемных средств, должна будет уменьшиться по сравнению с уровнем 1999-2000 гг. Ожидается, что к 2005 году размер ПГИ составит менее 3.9% ВВП. Вместе с тем, будут продолжены государственные инвестиции в критически важные объекты производственной и социальной инфраструктуры. Одновременно должны возрасти частные инвестиции (с 11.5 % ВВП в 2002 г. до 17.5 % ВВП в 2005 г.), причем как внутренние, так и прямые иностранные. Это потребует существенных реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата.
7.            Внешнеэкономическое развитие. Обеспечение макроэкономической стабильности и привлечение частных инвестиций требуют создания максимальных возможностей для увеличения и диверсификации экспорта. Правительство активизирует свои усилия по обеспечению условий на внешних рынках, благоприятных для экспорта продукции кыргызских предприятий и снижения издержек ее транзита через территории третьих стран. Для этой цели в полной мере будет задействован потенциал, связанный с членством республики в ВТО и увеличивающийся с присоединением к этой организации КНР и, в перспективе, других соседних стран. Приоритетом в области развития внешнеэкономических связей будет региональное сотрудничество, где предстоит добиться существенного улучшения экспортных возможностей для предприятий Кыргызстана.
Росту экспорта будет способствовать развитие транспортной инфраструктуры, маркетинговая и информационная поддержка отечественных предприятий, ориентированных на экспорт. Активное содействие будет оказываться расширению экспорта услуг, рассматриваемому как один из наиболее перспективных источников экономического роста.
В целях защиты внутренних производителей и пополнения бюджета будут предприняты решительные меры по укреплению таможенной службы и пресечению контрабандного ввоза товаров на территорию страны.
8.            Меры по обеспечению роста, не приводящего к увеличению неравенства в доходах. Предполагается стимулировать, в первую очередь, такие формы экономического развития, которые предполагают рост занятости и вовлечение в экономическую активность бедной части населения. Сюда, в частности, относятся создание предприятий в наиболее бедных и отдаленных частях страны, развитие малого и среднего предпринимательства. Необходимой составной частью деятельности по выравниванию условий экономического развития для бедных станет дальнейшее развитие системы микрофинансирования.
9.            Экономический рост в секторах экономики. Сектор, в котором с точки зрения преодоления бедности наиболее важно добиться продолжения и ускорения экономического роста, – это сельское хозяйство, поскольку оно является, с одной стороны, крупнейшим сектором экономики, в значительной степени ведущим за собой многие другие отрасли, а, с другой стороны, сферой занятости большинства бедных. Для обеспечения устойчивого роста сельского хозяйства требуется продолжение энергичных реформ, направленных на существенное облегчение доступа сельскохозяйственных предприятий к рынкам сбыта готовой продукции и производственных ресурсов, включая:
·                формирование устойчивого рынка земли;
·                реализацию мер по комплексному развитию перерабатывающей промышленности;
·                увеличение площадей орошаемого земледелия за счёт реабилитации ирригационных систем;
·                улучшение управления водными ресурсами на местном уровне;
·                содействие развитию частных предприятий, предоставляющих сельскому хозяйству технические и снабженческо-сбытовые услуги;
·                расширение и совершенствование предоставления фермерам информационных, обучающих услуг, содействие развитию семеноводства, племенного дела.
Предполагается, что развитие промышленности будет происходить, в основном, в традиционных отраслях (электроэнергетике, легкой, пищевой и горнодобывающей промышленности, промышленности строительных материалов) как вследствие расширения объемов выпуска на существующих предприятиях, так и за счет новых производств, которые могут возникнуть вследствие ожидаемого притока частных инвестиций. Следует учитывать, что в рассматриваемый период времени (2003-2005 гг.) может произойти вызванное техническими причинами заметное сокращение объемов добычи золота на Кумторском месторождении, что приведет к замедлению темпов роста промышленного производства и экспорта страны. Это сокращение должно компенсироваться развитием остальных отраслей промышленности, так что в 2005 году[1] восстановится положительные темпы прироста общего объема промышленного производства.
Ожидается, что важным источником роста и, в перспективе, основным сектором экономики станет сфера услуг. Развитие в этом секторе будет происходить за счет увеличения внутреннего спроса на платные услуги и услуги торговли, поддерживаемого ростом реальных доходов населения. Еще одним активно растущим сектором услуг должен стать туризм, который внесет свой вклад в увеличение экспорта страны. Развитие остальных отраслей экономики будет стимулировать рост транспортного, телекоммуникационного, финансового, информационного, гостиничного секторов экономики.
10.          Сценарии экономического развития в 2003-2005 гг. Согласно базовому сценарию (см. Приложение 1), среднегодовой темп прироста реального ВВП составит 5%; при этом ВВП на душу населения будет возрастать со средним темпом 3.8% в год. При условии сохранения существующего уровня неравенства в распределении доходов, это позволит сокращать уровень бедности в стране примерно на 3 % ежегодно. Предполагается, что рост ВВП будет обеспечен в основном сельским хозяйством и сектором услуг; валовая добавленная стоимость в этих отраслях будет расти с темпом 4.9 % в год. В секторе услуг будет постепенно возрастать доля туризма (с 4% к ВВП в 2002 году до 4.5 % к ВВП в 2005 году).Темп прироста валовой добавленной стоимости в промышленности (без учета предприятий по разработке месторождения Кумтор) составит 6.8 % в год. В структуре использования ВВП будут постепенно возрастать доля валовых инвестиций (с 16.4% в 2001 г. до 22.8 % в 2005 г.) при стабильной доле частного потребления (на уровне 68-69%) и одновременном уменьшении государственного потребления (с 17.5% в 2001 г. до 15.6% в 2005 г.) и чистого экспорта (с -0.3% ВВП в 2001 г. до –4% ВВП в 2005 г.). Ситуация с государственным бюджетом должна существенно улучшиться за счет роста доходов бюджета с 17.0% в 2001 г. до 20% ВВП в 2005 г. и сокращения дефицита бюджета в эти же годы с 5 % до 3.7 % ВВП. Некоторое уменьшение государственных расходов (с 24.4% в 2002 г. до 24.2% в 2005 г.) произойдет за счет сокращения объемов ПГИ при одновременном увеличении затрат на социальные нужды (образование, здравоохранение, социальная защита). Таким образом, данный сценарий отражает возможности страны по продвижению в направлении сокращения бедности и обеспечению экономического роста при умеренно оптимистических допущениях относительно ключевых экзогенных факторов, среди которых приток частных инвестиций и внешней помощи, степень мобилизации внутренних ресурсов, эффективность мер экономической политики.
В случае, если ситуация в отношении этих экзогенных факторов сложится более благоприятно, т.е. удастся обеспечить радикальное улучшение инвестиционного климата, облегчить возможности для экспорта (например, за счет успехов в деле региональной экономической интеграции, что зависит не только от Кыргызстана), реформы в области государственного управления дадут максимальный эффект, будет достигнут существенный прогресс в развитии рыночных институтов, наконец, страна получит дополнительную внешнюю помощь, не увеличивающую государственный долг, можно будет рассчитывать на сценарий ускоренного роста.
По этому сценарию предполагается, что ВВП будет расти в среднем на 7% в год. Такой темп прироста ВВП может быть обеспечен более высокой долей как государственных, так и частных инвестиций, а также дополнительным ростом экспорта, позволяющим избежать падения чистого экспорта, предусматриваемого базовым сценарием. При этом более активно будут развиваться промышленность, строительство и сектор услуг, что сделает структуру экономики Кыргызстана более современной. Опережающий рост этих секторов даст возможность также повысить величину государственных доходов и расходов и расширить финансирование государственных социальных и инвестиционных программ. Все это заложит солидный фундамент для более быстрого сокращения бедности и устойчивого экономического роста.

 


[1]    При благоприятных внешних условиях – еще раньше.