РАЗДЕЛ IV. СТРОИТЕЛЬСТВО СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА
1. Социальная защита в стране в настоящее время осуществляется путем выплат государственных пособий (единого ежемесячного и социального), предоставления льгот отдельным категориям граждан, оказания социальных услуг нуждающимся семьям и гражданам. Проводимая в системе социальной защиты работа позволила достичь следующих результатов.
Постепенный перевод социальной защиты на адресный принцип дает возможность постепенно повышать размер государственных пособий. По всей республике продолжается процесс заполнения социальных паспортов, которым охвачено на сегодня около 500 тыс. бедных семей.
В связи с повышением тарифов на энергоносители малообеспеченным семьям (кроме столицы республики) выплачиваются компенсации при оплате за тепловую энергию, горячую воду и природный газ. В г. Бишкек малоимущие семьи получают жилищные субсидии на коммунальные услуги. Начиная с 2002 года введена компенсация и на электрическую энергию.
Однако в процессе совершенствования системы социальной защиты, перевода ее на адресные принципы, выявлены следующие проблемы:
· в Кыргызстане каждый десятый гражданин получает государственное пособие, каждая третья семья пользуется теми или иными льготами, что влечет за собой непомерную нагрузку на бюджет;
· утвержденные в бюджете средства выделяются не в полном объеме и несвоевременно;
· несмотря на достигнутое увеличение размера пособий, уровень государственной поддержки малообеспеченных в сравнении с показателями бедности остается недостаточным;
· заполнение базы данных по социальным паспортам на малообеспеченных граждан проблематично в связи с тем, что компьютерная техника служб социальной защиты устарела.
Достижение эффективности системы социальной защиты населения является целью работы на предстоящий период.
Ограниченность бюджетных средств не позволяет в полной мере сосредоточиться на дальнейшем развитии системы социальной защиты. Имеющиеся ресурсы в большей степени направляются на стабилизацию уровня жизни населения.
2. Основными приоритетами, направленными на достижение поставленной цели, являются:
· усиление адресности социальной защиты;
· повышение уровня социальной защиты;
· социальная мобилизация населения
Усиление адресности социальной защиты будет достигнуто за счет следующих механизмов реализации:
· упорядочение действующей системы льгот путем принятия и реализации закона о специальном государственном пособии;
· совершенствование методики определения нуждаемости в государственной поддержке, путем утверждения новых нормативов доходов от земли и сельскохозяйственных животных;
· совершенствование механизма социальной защиты граждан от повышения тарифов на энергоносители путем введения компенсаций в разнице тарифов для малообеспеченных семей, упрощения процедуры оформления документов для их получения; создание базы данных по социальным паспортам на малообеспеченных граждан, позволяющей иметь более полную картину бедности по регионам. При этом будут соблюдены все условия, с тем чтобы система социальных паспортов не стала препятствием для оказания социальной помощи тем семьям, которые в ней реально нуждаются.
Повышение уровня социальной защиты будет достигнуто за счет следующих механизмов:
· поэтапного повышения размера гарантированного минимального уровня потребления (ГМУП). Необходимо обеспечить достигнутый уровень отношения ГМУП к минимальному потребительскому бюджету на уровне 12 %;
· совершенствования методики расчета минимальных социальных стандартов, что позволит обеспечить социальную ориентированность бюджета, а также упорядочить ограниченные бюджетные средства;
· обеспечения своевременной и полной выплаты государственных социальных гарантий преимущественно в денежной форме;
· дальнейших структурных преобразований в государственных организациях, занимающихся вопросами социальной защиты.
3. Социальная мобилизация населения предполагает их ассоциирование и кооперирование, а также доступ к вспомогательным услугам, информационным услугам, финансовым ресурсам, материальным ресурсам, обучению. Обеспечение доступа к финансовым ресурсам через единовременную выплату малоимущим семьям единых ежемесячных пособий (ЕЕП) за 12 месяцев предполагает реализацию этого механизма только в пилотных айыл-окмоту и после тщательного предварительного отбора семей.