РАЗДЕЛ I. МАСШТАБЫ БЕДНОСТИ

image_pdfimage_print
 
 
1.            Ключевыми показателями, позволяющими определить приоритеты Национальной стратегии сокращения бедности (НССБ), являются данные обследования домашних хозяйств Кыргызской Республики. В целях обеспечения их сопоставимости использованы результаты анализа уровня и профиля бедности на основе оценки среднедушевых расходов населения.
 
Уровень бедности в 1999 г.[1] составил 55.3 процента, а в категории очень бедных оказалось свыше 23% населения.
 
В последующие годы наметилась тенденция снижения уровня бедности, что было обеспечено в основном за счет комплекса экономических и социальных мер по улучшению уровня жизни населения, предпринятых государством.
 
В 2000 году уровень бедности снизился до 52 процентов, а уровень крайней бедности – до 17.8 процента. В 2001 году 47.6 процента населения страны оказалось в категории бедных и 13.5 процента – в числе крайне бедных. Показатель глубины бедности составил 13.9 процента.
 
2.            Наряду со снижением уровня бедности одновременно снизились и уровни показателей глубины и остроты бедности. Вместе с тем, бедность в сельской местности выше, чем в городских поселениях.
 

Таблица 1: Бедность в городской и сельской местности

в процентах
Годы
Бедные
из них: крайне бедные
Глубина бедности[2] 
Острота бедности[3] 
всего
город
село
всего
город
село
1999
55.3
42.4
60.0
23.3
17.1
25.6
19.8
9.8
2000
52.0
43.9
56.4
17.8
12.7
20.5
17.7
7.7
2001
47.6
41.2
51.0
13.5
9.6
15.6
13.9
5.6
 
3.            За период с 1996 по 1999 год уровень расходов самых богатых групп населения почти в 7 раз превышал уровень расходов самых бедных групп населения, а в последующие годы отмечается сокращение этого разрыва — до 4.8 раза в 2001 г. Снижение неравенства в уровне расходов обусловлено, в первую очередь, повышением доходов у бедных групп населения более чем на 10 процентов. В результате отмечается снижение коэффициента Джини. Таким образом, наметившиеся позитивные процессы создают основу для снижения социальной напряженности в республике.
 
Таблица 2: Коэффициент Джини (по расходам)
в долях
 
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Всего
0.370
0.410
0.360
0.372
0.326
0.320
Город
0.370
0.380
0.364
0.371
0.322
0.313
Село
0.350
0.360
0.341
0.362
0.323
0.351
Соотношение уровня потребления 20 процентов наиболее и 20 процентов наименее обеспеченных групп, (раз)
6.8
7.5
6.1
6.8
5.5
4.8
 

 
 

Вставка 1: Методология оценки уровня бедности

 
Нацстаткомитет Кыргызской Республики совместно с экспертами международных организаций в 2002г. определил несколько приемлемых методик, которые можно использовать для оценки благосостояния населения при определении уровня бедности в республике. За последние несколько лет Нацстаткомитет публиковал данные о бедности, рассчитанные по уровню среднедушевых расходов, использованных в качестве критерия благосостояния населения. Другие два критерия бедности, рекомендованные экспертами международных организаций, основываются на критериях потребления на душу населения и эквиваленте потребления на взрослую душу населения.
 
Расходы на душу населения включают расходы на продукты питания, стоимость продуктов собственного производства и потребленного самим домашним хозяйством, покупку непродовольственных товаров, включая товары длительного пользования и личных услуг.
 
Потребление на душу населения оценивается с использованием расходов на душу населения оценочной стоимости товаров длительного пользования, имеющихся в домашнем хозяйстве, независимо от возраста товара, кроме стоимости жилья. По международной методике в потребление включают только те категории расходов, которые потребляются лично домашним хозяйством в течение года. В связи с этим такие расходы, как стоимость приобретенной недвижимости, скота, помощь и подарки другим людям, налоги и выплаты, в потребление не включаются.
 
При расчете агрегированного показателя расходов или потребления возникает целый ряд проблем, связанных с размером и составом домохозяйства. Отсутствие поправки может привести к переоценке бедности больших домохозяйств и недооценке бедности малочисленных домохозяйств. Учитывая, что в Кыргызстане проживает большое число многодетных домашних хозяйств, возникает необходимость применения поправки на эквивалентный размер домашнего хозяйства.
 
Эквивалентное потребление на взрослого человека в основном определяет долю взрослого населения, включающую женщин, детей и пенсионеров, с коэффициентом эквивалентной шкалы для подсчета общего размера «эквивалента по отношению к трудоспособному мужчине» в домашнем хозяйстве. Использованные коэффициенты эквивалентной шкалы были рассчитаны на основании норм потребления, разработанных Университетом Северной Каролины для Кыргызской Республики с использованием данных обследования по мониторингу бедности за 1993 год. Эквивалент потребления на взрослую душу населения был применен для оценки уровня бедности конкретного домашнего хозяйства, для определения, относится оно к бедным или нет.
 
Нацстаткомитет Кыргызской Республики совместно с экспертами международных организаций сделал перерасчеты продовольственной и общей черт бедности с использованием данных последнего обследования домашних хозяйств за 2001 год. По результатам этого обследования также были сделаны оценки по трем методам определения благосостояния населения. Все три критерия оценки благосостояния показывают снижение бедности в период между 2000 и 2001гг., о чем свидетельствуют данные из таблицы.
 

Таблица: Уровень бедности в республике по трем критериям благосостояния населения

Индикаторы благосостояния 
Общая черта бедности,
сомов в год
Уровень бедности,
в процентах 
2000
2001
Расходы на душу населения
7491
52.0
47.6
Потребление на душу населения
6975
62.5
56.4
Потребление на взрослую душу населения с корректировкой на эквивалентный размер семьи
6975
51.8
45.0
 
 
4.            Не отмечается сокращения безработицы — важного фактора, определяющего бедность. По официальным данным департамента занятости Министерства труда и социальной защиты Кыргызской Республики, уровень зарегистрированной безработицы в 2001 году составил 3.2 процента, что на 0.3 процента больше чем в 1999 году.
Уровень безработицы среди женщин остается выше, чем у мужчин. Наибольшее число безработных характерно для возрастных групп от 18 до 49 лет.
 

Таблица 3: Распределение безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, по возрастным группам и полу

в процентах
 
1999
2000
2001
всего
муж.
жен.
всего
муж.
жен.
всего
муж.
жен.
Безработные – всего, человек 
54749
24156
30593
58329
27082
31247
60522
27985
32537
 в том числе в возрасте, лет: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 от 16 до 17
3.9
3.9
3.8
4.4
4.2
4.6
5.0
5.1
4.9
 от 18 до 21
11.9
11.3
12.4
11.4
11.4
11.3
10.6
11.2
10.1
 от 22 до 28
20.4
19.9
20.7
24.0
23.5
24.5
21.5
21.0
22.0
 от 29 до 39
36.1
36.2
36.1
35.5
35.8
35.3
33.6
33.6
33.6
 от 40 до 49
21.3
19.7
22.6
19.9
19.6
20.2
22.8
21.9
23.6
 от 50 до 54
4.9
5.7
4.3
3.6
3.4
3.8
5.0
5.0
5.0
 от 55 до 60
1.5
3.3
0.0
1.1
1.9
0.4
1.3
2.0
0.7
Старше 60 лет
0.0
0.0
0.0
0.0
0.1
0.0
0.1
0.2
0.0
 
5.            Численность официально зарегистрированных безработных имеет неравномерное распределение по регионам республики. В 1999-2001гг. отмечается снижение числа зарегистрированных безработных в Ошской области (на 6.6 процента), г.Бишкеке (на 3.7 процента), Джалал-Абадской области (на 2.4 процента). Вместе с тем, число безработных возросло в Нарынской, Чуйской и Баткенской областях (в пределах 1.4 – 2.5 процента).
 

Таблица 4: Распределение безработных по регионам республики

в процентах
 
1999
2000
2001
Кыргызская Республика, человек 
54749
58329
60522
Джалал-Абадская область
21.1
19.0
18.7
Иссык-Кульская область
8.8
7.7
8.3
Нарынская область
9.3
11.4
11.8
Ошская область
22.9
15.1
16.3
Таласская область
3.5
3.3
3.0
Чуйская область
13.9
17.5
16.0
г.Бишкек
20.6
18.4
16.9
Баткенская область
 
7.7
9.1
 
6.            Следует отметить, что официальный уровень безработицы не в полной мере характеризует ситуацию на рынке труда. Так, оценка уровня общей безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ) может колебаться в пределах 7 — 11 процентов.
 
7.            Безработица является основной причиной усиления внутренней миграции населения. Основной поток внутренних мигрантов направлен из сельской местности в крупные города, что приводит к ряду негативных последствий: увеличению числа незарегистрированных безработных в городах; снижению доступа мигрантов к услугам здравоохранения, образования, к инфраструктуре; маргинализации населения и ухудшению криминогенной ситуации.
 
8.            Несмотря на широкое распространение бедности, в республике сохраняется относительно высокий уровень рождаемости. В 2001г коэффициент фертильности[4] составил 2.4.
 
9.            В то же время смертность населения страны за последние годы несколько снизилась — с 7.3 в 1997 году до 6,6 умерших на 1000 населения в 2001 г. В структуре причин смерти населения в 2001 году 47 процентов всех умерших составили болезни системы кровообращения, 11 процентов — болезни органов дыхания, 10 процентов — травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин, 9 процентов — новообразования.
 
Младенческая смертность, несмотря на относительное снижение, остается высокой (28.2 умерших новорожденных на 1000 родившихся в 1997 г., 21.7 — в 2001г.). При этом следует учитывать, что национальные критерии живорождения и, соответственно, младенческой смертности имеют отличия от международных подходов, что значительно занижает показатель по стране. Снижение младенческой смертности произошло, в основном, за счет уменьшения числа умерших новорожденных от болезней органов дыхания, а также инфекционных и паразитарных болезней.
 
Высокая смертность детей в перинатальном периоде тесно связана со здоровьем матерей, смертность которых остается также высокой (в 2001г. 43.8 умерших женщин на 100 тыс. детей, родившихся живыми).
 
10.          Следует отметить, что с 2001 г. заболевания перинатального периода впервые стали преобладающими в структуре причин смерти новорожденных (ранее были болезни органов дыхания – 43.5% умерших новорожденных в 1997г.).
 
11.          Снижение уровня бедности оказало свое влияние на изменение продолжительности жизни в нашей республике. Так, наблюдается некоторое повышение показателя ожидаемой продолжительности жизни с 66.9 лет в 1997 году до 68.7 лет в 2001 году. Ожидаемая продолжительность жизни у мужчин (65 лет) ниже, чем у женщин (72.6 лет). Разница в длительности жизни связана с различиями в уровне смертности полов: смертность мужчин в 1.5-1.6 раза выше смертности женщин. (В связи с этим в общей численности населения преобладают женщины: в 2001г. на 1000 женщин приходилось 975 мужчин).
 

Таблица 5: Коэффициент охвата обучением в начальных и средних классах общеобразовательных школ

(в процентах к соответствующим возрастным группам)
 
1999
2000
2001
в начальных классах (1-4 классы)1
 
 
 
Всего
97.7
97.2
96.6
Мальчики
98.6
98.6
97.9
Девочки
96.8
95.8
95.3
в средних классах (5-9 классы)2
 
 
 
Всего
82.8
94.9
93.6
Мальчики
82.0
95.1
93.5
Девочки
83.7
94.6
93.7
в средних (полных) классах (10-11кл.)3
 
 
 
Всего
75.6
47.0
48.9
Мальчики
70.5
43.4
45.6
Девочки
80.8
50.6
52.3
1 (1-4 классы) — 7-10 лет
2 (5-9 классы) — 11-15 лет
3 (10-11 классы) — 16-17 лет
 
12.          За рассматриваемый период претерпели изменения показатели грамотности населения. Среди населения республики в возрасте 7 лет и старше 1.2 процента[5] являются неграмотными, из них 51.4 процента — люди престарелого возраста, 16.7 — дети в возрасте 7-10 лет, которые живут в бедных семьях и не могут посещать школу, 32 процента – дети с умственными и физическими отклонениями и инвалиды с детства. Тем не менее, на фоне столь высокого уровня общего образования существуют некоторые различия в уровне охвата обучением детей по возрастным группам и статусу бедности. Уровень охвата детей обучением в начальной и неполной средней школе высок. Однако коэффициент охвата обучением детей в старших классах вызывает тревогу, т.к. отмечается снижение числа детей в возрасте 16 – 17 лет, посещающих школу, особенно среди мальчиков. Это связано с увеличением числа молодежи, вынужденной по материальным соображением получить специальность и трудовые навыки в более раннем возрасте. Часть молодых людей переходит на учебу в профессионально-технические средние учебные заведения или на краткосрочные курсы.
 
13.          Бедные слои населения имеют ограниченный доступ к услугам коммунальных служб. Коммунальными услугами в меньшей мере пользуются бедные домохозяйства, а также домашние хозяйства, проживающие в сельской местности, в связи с тем, что инфраструктура в сельской местности и высокогорных районах развита слабо. Единственным видом коммунального обслуживания, охватывающим практически все население, является электроснабжение.
 

Таблица 6: Доступ к коммунальным услугам по уровню бедности, 2001

в процентах
 
Водопровод
Сетевой газ
Центральное отопление
Телефон
 
 
 
 
 
Всего
33.9
30.6
22.6
24.2
не бедные
43.5
39.3
29.5
32.2
бедные
23.4
21.0
15.0
15.4
из них очень бедные
16.9
9.5
8.8
11.9
Город
72.4
54.5
55.9
47.6
Село
13.3
17.8
4.7
11.8
высокогорные
5.1
 
3.0
15.5
среднегорные
19.8
24.3
8.8
24.8
равнинные
40.8
36.3
28.0
25.4
 
14.          Качество предоставляемых услуг не всегда соответствует установленным стандартам и многие домохозяйства получают такие услуги либо в ограниченном масштабе, либо непостоянно. Что касается доступа к чистой питьевой воде, то почти пятая часть сельского населения и третья часть населения, проживающего в высокогорных районах, пользуется питьевой водой из рек и арыков, что представляет серьезную опасность для здоровья.
 
15.          Анализ профиля бедности за 2001 год показывает, что особую тревогу в Кыргызской Республике вызывает большое число детей, живущих в бедности. Более бедные семьи имеют большее число детей в возрасте до 17 лет, которые составляют почти 40 процентов общей численности населения в республике. Из них около 55 процентов проживает в бедных семьях. В результате в категорию бедных попадают те домашние хозяйства, которые имеют в своем составе 3-х и более детей в возрасте до 17 лет.
 
16.          По официальным данным Социального Фонда Кыргызской Республики, численность пенсионеров за последние годы снижается. За истекшие годы средний размер пенсии возрос в 1.5 раза, но его размер еще недостаточен для обеспечения пенсионеров необходимым объемом товаров и услуг.
 


Таблица 7: Источники снабжения водой в зависимости от места жительства
и уровня бедности, 2001
в процентах
 
Всего
Централизо­ванный водопровод
Водопровод­ная колонка
Колодец
Родник
Река, арык
Всего
100.0
33.94
45.63
3.36
1.06
16.01
не бедные
100.0
43.50
40.57
2.30
1.20
12.43
бедные
100.0
23.43
51.20
4.52
0.91
19.94
из них очень бедные
100.0
16.91
54.62
6.04
0.66
21.77
Город
100.0
72.42
26.00
1.04
0.06
0.48
Село
100.0
13.29
56.17
4.61
1.60
24.34
высокогорные
100.0
5.09
55.35
2.75
5.81
31.00
среднегорные
100.0
19.77
63.78
3.07
1.30
12.08
равнинные
100.0
40.82
40.92
3.50
0.30
14.46
 
17.          По данным Министерства труда и социальной защиты, в 2001 году 470.3 тыс. человек получали ЕЕП. Хотя средний размер ЕЕП в 2001 году возрос в 1.3 раза по сравнению с 1999 годом (65.67 сома в месяц, или 1.42 доллара США) для домохозяйств, которые получают такую сумму пособия, почти невозможно избежать крайней бедности. В настоящее время, ЕЕП недостаточно даже для предотвращения углубления бедности
 
18.          Наряду с этим, следует отметить, что увеличивается численность получателей социальных пособий, особенно получателей пособий по утере кормильца (в 1.8 раза по сравнению с 1999 годом). Одновременно отмечается рост среднего размера всех социальных пособий (в 1.8 раза по сравнению с 1999 годом), кроме пособий по возрасту, которые снизились на 25 процентов.
 

Таблица 8: Распределение получателей социальных пособий и ЕЕП

 
 
получатели пособий,
человек
месячная потребная сумма,
тыс. сомов
средний размер пособия,
сомов в месяц 
1999
2000
2001
1999
2000
2001
1999
2000
2001
социальные пособия
36021
38736
41975
5325.0
5929.6
10973.4
147.83
153.02
261.43
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пособия инвалидам с детства
14315
15122
16223
2314.6
2422.0
4724.8
161.69
160.17
291.24
пособия детям-инвалидам до 16 лет
13622
14839
15718
2296.3
2485.1
4787.4
168.57
167.47
304.58
пособия инвалидам от общего заболевания
1003
1103
1287
104.1
113.3
243.1
103.81
102.72
188.89
Пособия по возрасту
4110
3740
3483
292.0
284.6
187.3
71.05
76.10
53.78
Пособия матерям-героиням
152
160
160
24.1
26.2
46.1
158.39
163.80
288.13
пособие на детей по потере кормильца
2819
3772
5104
293.9
398.3
984.7
104.25
105.59
192.93
 
 
 
 
 
 
 
Тыс. получателей
Млн. сомов
 
 
 
малообеспеченные граждане
476.8
503.4
470.3
23.92
24.29
30.88
50.16
48.25
65.67


[1]    По результатам обследований 3000 домашних хозяйств по проекту «Мониторинг бедности» за 1998 г.
[2]    Глубина (или дефицит) бедности определяется как средняя разница между расходами (или потреблением) бедных домашних хозяйств и чертой бедности
[3]    Острота (или квадратичный дефицит) бедности определяется как среднее квадратов относительных дефицитов бедности для категории бедных
[4]    Среднее число детей, рожденных одной женщиной в течение репродуктивного периода.
[5]    По результатам Первой национальной переписи населения, проведенной в марте 1999г.