А. ГАРМОНИЗАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ ПРОЦЕССА НССБ

image_pdfimage_print
 
 
5.2. Одним из основных достижений НССБ стало конструктивное партнерство доноров и правительства страны. Стратегия НССБ, являясь национальной стратегией развития, одновременно стала платформой для помощи, оказываемой донорским сообществом. Практически все внешние партнеры и международные агентства учитывают НССБ при разработке программ содействия стране. Ключевые доноры переходят от формулирования индивидуальных стратегий к разработке единой согласованной стратегии помощи стране, которая будет исключать противоречия и дублирование деятельности.
 
5.3. Фактически гармонизацию и координацию процесса в рамках НССБ можно разбить на три основные составляющие: (i) координация процесса внутри республики, между внутренними участниками реализации процесса, (ii) гармонизация и координация помощи между международными организациями и странами-донорами, (iii) координация процесса между Кыргызской Республикой и международным донорским сообществом.
 
5.4. В целях координации между внутренним участниками реализации НССБ Секретариатом по КОР Администрации Президента проводились круглые столы и семинары по конкретным направлениям работы. Эти встречи позволили определить сферы для дальнейшего сотрудничества и начать поиск необходимых ресурсов. Работа практически в этом же формате проводится и по другим направлениям. Необходимо отметить, что, несмотря на то, что в республике была создана институциональная основа, координации деятельности в рамках НССБ между внутренними участниками была в целом не достаточно эффективной.
 
5.5. Серьезной проблемой, выявленной в процессе подготовки отчета, стало отсутствие полноценной информации об оказанной донорами и международным сообществом внешней помощи Кыргызстану в период реализации НССБ. Большинство данных носит фрагментарный характер, что свидетельствует об отсутствии четкой координации со стороны Правительства КР. Систематический мониторинг и оценка работы донорских проектов со стороны государства требует качественного улучшения, нет также скоординированных действий по результатам выборочных оценок. Недостаточно информации об уроках и успешном опыте, которую можно было бы распространить.
 
5.6. В ходе реализации НССБ возник определенный разрыв во взаимодействии официальных властей и гражданского общества. Если на момент разработки НССБ гражданское общество было вовлечено в процесс самым активным образом, но на момент завершения НССБ наблюдается фактически полное отсутствие его участия в скоординированном процессе. Безусловно, различные неправительственные организации участвуют в проектах по отдельных направлениям, однако это носит фрагментарный и не систематический характер. Вместе с тем, процесс раскрытия и распространения информации о НССБ не получил масштабного характера. Принятые меры смогли обеспечить охват лишь незначительной части гражданского общества.
 
5.7. Более существенного прогресса республика смогла добиться в координации действий Правительства КР и международного донорского сообщества. В 2003 и 2004 годах Секретариат по КОР регулярно проводил совещания и встречи с представителями донорского сообщества, на которых обсуждались текущие и перспективные вопросы, связанные с координацией усилий доноров и отечественных участников реализации КОР/НССБ. Однако такие встречи показали, что гармонизация и координация донорской помощи требуют более системного подхода. В 2005 году правительство КР и ключевые доноры приняли решение создать консультативную площадку доноров, в рамках которой правительство КР могло бы обсуждать вопросы развития не с индивидуальными донорами, а с единой платформой доноров. В ходе процесса подготовки и реализации НССБ постоянно оказывалась поддержка путем аналитической поддержки формирования политики и выработке мер (обзоры государственных расходов, оценка бедности, обзор частного сектора и др.). Финансовая и техническая помощь была выделана ВБ, ЕС, АБР для институциональной поддержки реализации НССБ.
 
5.8. Возможно самым сильным звеном в гармонизации и координации процесса НССБ стал диалог между международными партнерами Кыргызской Республики по развитию. Создан Координационный совет доноров, а также специальные или формальные секторальные координационные механизмы. Одним из важных направлений является согласование политики в рамках подготовки стратегий помощи стране. Так, в 2004 году совместная оценка программ помощи была проведена ИБР, KfW, АБР и Всемирным банком. АБР, Всемирный банк и DFID проводят совместные миссии в секторах здравоохранения, образования, государственного управления. Всемирный банк и ПРООН приняли решение об объединении усилий по реализации грантов, направленных на поддержку местных сообществ и усиление их потенциала. В стремлении сблизить работу доноров на местном уровне в ноябре 2005 года Президент КР инициировал проведение встречи доноров в Баткенской области.