Законодательство, бюджетная и административная система

image_pdfimage_print
¨      Сделать Налоговый Кодекс единственным законодательным актом, регулирующим налогообложение в Кыргызстане. Для этого налоги, регулируемые другими законами (отчисления средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, налог за пользование автомобильными дорогами, отчисления на развитие и воспроизводство минерально-сырьевой базы), а также специальный налоговый режим для субъектов предпринимательства зарегистрированных в СЭЗ, должны быть или отменены (как это давно уже планируется в отношении первых двух из указанных налогов), или введены в Налоговый Кодекс.
¨      Урегулировать порядок интерпретации налогового законодательства и установления правоприменительной практики. Прежде всего, целесообразно, чтобы Жогорку Кенеш принял Комментарий к Налоговому Кодексу, где были бы подробно разъяснены правила применения налогового законодательства. Решения по конкретным спорам по вопросам налогообложения между хозяйствующими субъектами и налоговыми органами должны приниматься судами. Единственным правительственным органом, имеющим право и обязанность разработки инструктивных материалов и ведения разъяснительной работы по проблемам налогообложения, должно стать Министерство финансов. Это должно устранить существующую практику, когда разные организации (Министерство финансов, ГНИ, ГТИ, Национальный банк) могут давать разноречивые разъяснения в отношении положений законодательства и правил администрирования налогов.
¨      Установить прямую зависимость величины грантов из республиканского в местные бюджеты от суммы собранных налогов, на сборы которых местные власти способны оказать значительное влияние. Сюда относятся, прежде всего, акцизы на внутреннюю продукцию, уплата подоходного налога на патентной основе и др. Эта зависимость должна быть установлена законом в виде специальной формулы, где, кроме прочих факторов (количество населения в регионе, уровень развития социальной инфраструктуры и т.п.), учитывалась бы эффективность работы местных органов власти по сбору налогов. Наличие такой формулы повысило бы прозрачность межбюджетных отношений, а также создало бы непосредственные стимулы для местных органов власти к усилению сбора налогов и поощрению экономической деятельности, приносящей налоговые поступления.
¨      Увеличение официальной заработной платы сотрудников налоговой  и введение соответствующих стимулов и санкций для поощрения высокой эффективности сбора налогов в бюджет при одновременном сокращении численности работников. Это позволит привлечь в налоговую службу квалифицированных работников, заинтересованных в выполнении своих прямых функций (т.е. увеличении законными средствами налоговых доходов государства), и избавиться от коррумпированной части сотрудников налоговых органов. Несмотря на то, что такая реформа необходима в отношении служащих всех государственных органов, особая роль налоговых органов в обеспечении средств, требуемых для проведения административной реформы, заставляет начать реформу именно с них.
¨      Разработка стратегии взаимоотношений с налогоплательщиками, направленной на формирование позитивного отношения к налоговой системе. Необходима продуманная долгосрочная информационная компания, способная убедить налогоплательщиков, что эффективное функционирование налоговой системы способствует эффективному функционированию экономики и увеличению социальной справедливости. Для этого, естественно, требуется, чтобы движение к такой налоговой системе было видимым.