4. Другие разрешения

image_pdfimage_print

Общая ситуация.

В дополнение к лицензиям и сертификатам существует множество других государственных требований к началу предпринимательской деятельности. Они включаются в себя санитарно-гигиенические сертификаты, разрешения Управления противопожарной службы МВД, архитектурно-строительные разрешения, разрешения на землю, и ряд других регистрационных требований – свидетельства, аттестации, аккредитации, визы и неофициальные разрешения.

 

Эти разрешения, в отличие от лицензий и сертификатов, не упоминаются в опубликованных нормативных актах Кыргызской Республики и они почти не контролируются. Министерства и ведомства, а также их подразделения на местах, местные и государственные администрации имеют широкие полномочия в отношении различных разрешений и могут вводить их без проведения тщательного анализа или процедур согласования.

 

Вопросы, заданные предпринимателям, планировались, чтобы определить насколько эти дополнительные разрешения обременительны для начала и ведения предпринимательской деятельности, и насколько хорошо предприниматели знают об этих требованиях.

 

Количество разрешений, полученных предпринимателями

Примерно половине бизнесменов – 55% пришлось получать дополнительно другие разрешения на ведение бизнеса.

 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   


 
 


Более двух  третьих (75%) опрошенных вынуждены были получить от одного до трех разрешений,  12% — до шести разрешений, но есть и предприниматели, которые получали до 30 разрешений. В большинстве своем это представители сфер строительства, розничной и оптовой торговли.

 



 
 


Кроме этого, помимо официальных разрешений были отмечены случаи и неофициальных разрешений – устных или письменных, которые необходимо было получать у местного чиновника. Таких оказалось немало – около 30% опрошенных признали, что им приходилось получать такие разрешения, и около 1% получали свыше 10 неофициальных разрешений.

 

Осведомленность о процедурах получения разрешений

Многие предприниматели показали очевидное незнание требований к получению дополнительных разрешений. При этом из числа опрошенных 20% абсолютно не знали о такого рода разрешениях, а 29% отметили, что обладали неполной информацией. Труднодоступность такой информации отметили – 50% предпринимателей и 8% считают ее практически недоступной. Половина бизнесменов (55%) считают, что требования для получения разрешений изложены не вполне ясно и понятно. Вместе с тем 53% бизнесменов пришлось уже после начала своей трудовой деятельности получать такие разрешения, о существовании которых они раньше даже не знали. Предприниматели в секторе оказания услуг оказались наиболее осведомленными в отношении требований к разрешениям, а наименее информированными – представители индустрии переработки пищевой продукции. Во всяком случае, эти результаты показывают, что предпринимателям непонятны эти разрешения и, что недостаточно информации в этом отношении.

 

 



 
 


 

Наиболее сложные проблемы при получении разрешений



 
 


Как и в случае с лицензиями и сертификатами, самыми сложными аспектами в получении разрешений являются, по мнению респондентов: сами требования и процедуры получения разрешения, стоимость разрешений, большое количество разрешений. Исключение составляет сфера переработки пищевой продукции, где на первом месте стоит стоимость разрешений и недостаток информации о требуемых разрешениях. Также, представители сферы транспорта называют недостаток информации о требуемых разрешениях в качестве одной из сложнейших проблем.

 

Труднее всего получить разрешения у таких организаций как Государственный санитарно-эпидемиологический надзор Минздрава, Кыргызалко, Государственная инспекция по стандартизации и метрологии при Правительстве КР, Управление государственной противопожарной службы МВД и разрешения на право торговли.

 

Стоимость разрешений

Согласно данным исследования, средняя стоимость получения разрешения равняется 3.700 сомов.

 

Стоимость разрешений, в более 60% случаях ответов респондентов получавших разрешения, не превышала 3.000 сомов. Остальные заплатили от 4.000 до 40.000 сомов. Дороже, чем остальным, разрешения обходятся представителям оптовой торговли и производства.

 



 
 


Почти половина респондентов указала, что была вынуждена делать неофициальные выплаты чиновникам, большая часть которых представляла такие сектора, как переработка пищевой продукции и общественное питание. Неудивительно, что преимущественно это были чиновники из Госсанэпидемнадзора и Госинспекции по стандартизации и метрологии.

 



 
 


 

Ответы респондентов в зависимости от географического региона



 
 


При анализе ответов респондентов в данном разрезе обращают на себя внимание следующие моменты.

 

Нарын и Кара-Балта оказались наиболее дорогими в отношении получения дополнительных разрешений, где средняя стоимость разрешений составила 7.200 и 6.800 сом, соответственно. Предприниматели в Нарыне делали меньше неофициальных выплат, что, возможно, объясняет повышенную сумму общей стоимости. Самыми недорогими оказались Узген (1.600), Джалал-Абад (1.800) и Токмок (2.400). В Узгене наиболее низкая стоимость разрешений, но в то же время и самый высокий уровень неофициальных выплат при получении разрешений (80%). 

 

Затраты времени на получение разрешений

Для получения одного разрешения в последние шесть месяцев потребовалось чуть больше одной недели. Но из диаграммы видно, что в некоторых случаях требуется несколько месяцев для получения разрешений, в особенности в секторе общественного питания, производства, оптовой и розничной торговли. Возможно, это объясняется недостатком информации и явлением неофициальных оплат, распространенное среди государственных чиновников.



 
 

 



 
 


 

В региональном разрезе больше времени потребовалось для получения разрешений в Канте, Караколе и Нарыне. Наименьшие проблемы вызывает получение разрешений в Кара-Балте, вместе с наиболее высокими неофициальными выплатами.

 

Разрешения на ремонт, реконструкцию и эксплуатацию зданий

Одни из наиболее серьезных проблем в начале предпринимательской деятельности зачастую связаны с получением разрешений на эксплуатацию зданий и помещений вне зависимости от вида деятельности.

 

Результаты показывают, что почти 70% вынуждены были получать разрешения на строительство или ремонт помещений/зданий. Почти половине руководителей (41%) пришлось получить специальные разрешения на использование построенных (реконструированных, отремонтированных) помещений. Из результатов исследования видно, что данные виды разрешений представляют большие проблемы для значительного количества предпринимателей. Это показывает тот факт, что почти 15% предпринимателей пришлось вообще отказаться от проведения реконструкции или ремонта своих помещений из-за трудностей получения разрешительных документов (эта цифра была равна 30% в Караколе).

 

 



 
 

Около 53% из тех, кто получал разрешения на строительство, реконструкцию и использование выплатили до 4.000 сомов, остальные 30% — от 4.000 до 15.00 сомов. 17% респондентов не дали никакого ответа.

 

Существует значительное различие в длительности получения этих видов разрешений. Около половины опрошенных предпринимателей получали разрешения на строительство за менее, чем месяц и 25%  потребовалось менее двух недель. Остальные 25% пришлось получать разрешения от одного до четырех месяцев. Примерно то же самое можно сказать о разрешениях на использование помещений, хотя в среднем их можно получить за меньшее время. И, в среднем, физическим лицам потребовалось столько же времени для получения этих разрешений, как и для юридических лиц.

 



 
 


Затраты в виде времени и денежных средств также различались в зависимости от географического местонахождения. Самыми проблематичными оказались Бишкек, Талас, Кант и Токмок, где почти половине предпринимателей пришлось получать разрешения на ремонт в течение от двух до четырех месяцев. Наибольшие затраты, связанные с получением разрешений на строительство, ремонт и эксплуатацию зданий, несут предприниматели Бишкека, Канта и Нарына. Самыми высокими уровнями неофициальных выплат отличились Кара-Балта и Кант, где такие выплаты пришлось делать почти 70% предпринимателям.

 

Выводы

При анализе ответов становится очевидным, что разрешения представляют для предпринимателей проблему, возможно, большую, чем лицензии и сертификаты. Почти 50% из числа тех, кому пришлось получать разрешения, не имели достаточной информации о требованиях к получению, в то время как для еще большего количества предпринимателей получить разрешения было очень трудно, если невозможно, получить. Около 53% должны были получать разрешения, о которых они не знали на момент начала своей деятельности. Четверть из числа опрошенных должны были получать такие неофициальны разрешения как согласования или визы. Эта проблема наиболее остра среди предпринимателей в области переработки пищевой продукции, общественного питания и торговли.

 

Среди опрошенных больше тех, кто знал о получении разрешений на использование или ремонт помещений/зданий для ведения бизнеса. Однако, этот процесс также сложен и обременителен, из-за чего почти 65% из числа получавших такие разрешения делали неофициальные выплаты. В действительности, 15% респондентов признали, что из-за трудности процесса получения разрешений им пришлось отказаться от изменения служебных/рабочих помещений.

 

Также высока стоимость получения этих разрешений. Средняя стоимость разрешений была 3 717 сом (самая высокая в Нарыне – 7 000 сом и в Кара-Балте – 6 700 сом).

 

Это очевидным образом показывает, что процесс получения разрешения, большей частью, не урегулирован, непрозрачен и даже непостоянен на практике. Если большая часть предпринимателей не имеют представления о требованиях, не могут ознакомиться с этими требованиями, находят процедуры сложными и затем еще появляются дополнительные требования, то это указывает на серьезные проблемы в этой области. В Правительстве необходимо рассмотреть вопрос радикального сокращения количества разрешений, требуемых для получения предпринимателями для начала и ведения своей деятельности. Необходимо также составить официальный список всех требуемых разрешений, с указанием стоимости и требований к получению. Этот список должен быть доступен всем предпринимателям. Процесс выдачи разрешений должен строго контролироваться, необходимо отслеживать деятельность  госорганов, выдающих разрешения, особенно на местах.