1. Регистрация
Общая ситуация
Правительство Кыргызской Республики сделало большие успехи в последние несколько лет в отношении совершенствования процесса регистрации для юридических и физических лиц. Требования к регистрации физических лиц были упорядочены и включают регистрацию в Национальном статистическом комитете (140 сом), Государственной налоговой инспекции (60 сом) и в Социальном фонде (бесплатно).
Процесс регистрации юридических лиц схож с тем, который существует для физических лиц, но первый еще требует регистрации в Министерстве юстиции. Министерство юстиции должно выдать сертификат о регистрации в течение 10 дней после получения всех необходимых документов. По всей вероятности, эта регистрация тоже бесплатна.
Исследованием было охвачено 200 предпринимателей и фирм (юридические и физические лица), которые были зарегистрированы в течение последних 12 месяцев с целью определения проблем, с которыми они встречаются. Были отобраны только те фирмы, которые были зарегистрированы в последнее время, так как не все фирмы могут вспомнить сколько средств и времени было потрачено на регистрацию, если они регистрировали ее более чем год назад.
Осведомленность начинающих бизнесменов по вопросам регистрации и их обращения в посреднические фирмы
Как показывают результаты исследования, одной из проблем, связанных с началом предпринимательской деятельности, является недостаточная осведомленность начинающих бизнесменов по вопросам регистрации юридических и физических лиц.
Так, только 29% от всего числа опрошенных руководителей фирм, прошедших регистрацию в 2000 г., смогли ответить, что их знания в этой области были достаточно полными. 40% респондентов признали свои знания в области регистрации неполными, а остальные (7%) ответили, что не знают ничего о процессе регистрации. Не случайно, что примерно такой же процент (38%) регистрации юридического лица воспользовались услугами юристов, консультантов и посреднических фирм при регистрации своего предприятия в 2000 году. В случае физических лиц, только четверть из них для открытия своего бизнеса обратились за помощью к консультантам (юристам).
Между тем, исследование показало значительные различия по регионам республики по данному вопросу.
Так, характерная черта столичных предпринимателей состоит в том, что к услугам консультантов для открытия своего бизнеса прибегает более 63% тех респондентов, которые собираются зарегистрировать свои фирмы и только 20% — частных предпринимателей-физических лиц.
Для всех остальных обследованных городов услугами консультационных фирм и юристов заметно чаще пользуются предприниматели, являющиеся физическими лицами. Возможно, это объясняется особенностями ведения бизнеса в этих регионах, но также данный факт свидетельствует о достаточно развитой сети консультационных услуг.
Затраты времени на регистрацию
Исследование показало, что около 70% физических лиц смогли зарегистрировать свой бизнес в течение двух недель, причем, около 50% сделали это за первую неделю. Что же касается юридических лиц, то в пределах двух недель смогли получить регистрацию только 43% респондентов.
Отсюда можно сделать предположение, что в среднем на регистрацию юридических лиц уходит почти в два раза больше времени, чем на регистрацию предпринимателей-физических лиц. Как показывает диаграмма, в среднем, требуется 15 дней для регистрации предпринимателей/фирмы в Кыргызской Республике. Это сравнимо с результатами прошлогоднего исследования, проведенного Всемирным Банком – 18 дней, в среднем.
Однако, эти результаты не показывают того факта, что многие предприниматели, включая физические лица, должны ждать более месяца, чтобы зарегистрироваться. Случаи долгой регистрации (месяц и более) встречались в секторе общественного питания, переработки пищи и производства. Существенно отметить, что обращение для регистрации к посредникам — юристам или консультантам, — не ускоряло процесс регистрации.
Денежные расходы на регистрацию.
Официальная стоимость регистрации согласно закона составляет 140 сомов для физических лиц для уплаты в органы Национального Статистического Комитета и бесплатно для юридических лиц в Министерство юстиции. Регистрация в налоговой инспекции и в Социальном фонде должна, практически, производиться бесплатно. Предприниматели платят символические суммы за сами документы, а стоимость регистрации составляет не более 60 сомов. Также есть затраты, связанные с подготовкой необходимых документов, например нотариальное заверение, получение печатей, открытие банковского счета, но их, в основном, несут юридические лица.
Однако предпринимателям приходится нести также и неофициальные затраты, связанные с регистрационным процессом. Согласно результатам исследования около 27% респондентов были вынуждены помимо официальных расходов на регистрацию делать неофициальные выплаты чиновникам в виде взяток, подарков или предоставления различного рода услуг, помимо официальных выплат. Те, кто пользовался услугами посредников напрямую, не могли осознавать назначение этих платежей, но предположительно делали эти неофициальные выплаты в виде части их общих расходов.
Судя по затратам на регистрацию, сумма не представляется очень большой, хотя для физических лиц такие деньги могут быть очень большими, принимая во внимание потраченное время. По результатам исследования средняя стоимость регистрации в Кыргызстане около 2.800 сомов, которая примерно остается такой же, что и год назад. Интересно отметить, что наивысшая стоимость регистрации оказалась в секторе розничной торговли, т.е. в том секторе, где наибольшее представительство физических лиц.
В региональном аспекте наибольшие затраты на регистрацию бизнеса люди несут в Нарыне – в среднем 4.500 сомов. Наиболее низкие расходы на регистрацию в Караколе – 1.213 сомов.
Однако, в тех случаях, когда физическое или юридическое лицо воспользовались для регистрации бизнеса услугами посредников – юристов, консультационных фирм, размеры их выплат существенно не изменялись для большинства предпринимателей, хотя они сокращают потенциальные расходы, как видно на нижеприведенной диаграмме.
Это также указывает на возможно высокий уровень злоупотреблений в органах регистрации в отношении индивидуальных предпринимателей, так как фактические расходы превышают официальную стоимость регистрации, а большинство индивидуальных предпринимателей не пользовались услугами посредников, т.е. все выплаты производились только органам регистрации.
Выводы
Регистрация не является основным барьером для предпринимателей в Кыргызской Республике. Однако, как это показывают результаты исследования, процедуры регистрации неясны, отнимают много времени и дорогостоящи для многих предпринимателей. Несмотря на недавние попытки государства упростить это процесс и уменьшить уровень расходов, очевидно, что предпринимателям приходится выплачивать значительные неофициальные суммы для того, чтобы завершить процесс. Во многих случаях дополнительные расходы незначительно ускоряют процесс, даже при пользовании услугами посреднических фирм/лиц.
Неожиданным явилось то, что нет существенной разницы в сумме оплат между физическими и юридическими лицами, хотя этот процесс для последних более сложен. Возможно, эти суммы и не очень высоки, но они могут быть обременительны для индивидуальных предпринимателей, в особенности, если взять во внимание тот факт, что официальная сумма регистрации составляет 140 сом. Это показатель потенциальных злоупотреблений должностными лицами лицензионных ведомств.
Также существует большая разница во времени в регистрации, хотя этот процесс был упорядочен и должен быть единым на всей территории Кыргызской Республики. Большинство индивидуальных предпринимателей смогли зарегистрироваться за менее чем неделю, но остальным потребовалось больше времени и в некоторых случаях им пришлось ждать более месяца для полной регистрации. Эта проблема особенно остра на местах (вне Бишкека) и означает, что существуют серьезные проблемы с местными администрациями. Можно предположить, что регистрация юридических лиц должна занимать больше времени, но во многих случаях она превышает сроки, предусмотренные законодательством. Мы предлагаем свой вариант объяснений, почему расходы выше в этом случае.
1. Регистрация как юридических, так и физических лиц означает регистрацию в разных государственных органах, что увеличивает возможность злоупотреблений;
2. Многие местные представительства органов регистрации имеют в своем штате недостаточное количество персонала и зачастую на одного сотрудника возложены определенные обязанности и при этом очевидны последствия в случае отсутствия этого сотрудника на месте;
3. Не всегда предприниматели могут свободно и легко получить подробную информацию по процессу регистрации и требований к регистрации. В результате органы регистрации требуют те документы, о которых предприниматели не знали.
Очевидно, что необходимо больше внимания уделять ответственности сотрудников органов регистрации и аудитам регистрационного процесса в различных органах государственной регистрации, особенно на местах. Принимая во внимание значимость, которую придает Правительство развитию МСБ и его роли в развитии экономики, Правительству необходимо еще больше упорядочить процесс регистрации, чтобы он перестал быть препятствием и не создавал почвы для злоупотреблений. Если предприниматели смогут регистрироваться в одном здании, а не в разных организациях (в разных местах), то это значительно улучшит сам процесс, и, возможно, будет стимулировать регистрацию новых юридических лиц и частных предпринимателей.