Гарантированный доступ к социальной инфраструктуре

image_pdfimage_print

1.    Социальная инфраструктура (энерго-, водо-, тепло-, газоснабжение, канализация и удаление бытовых отходов, жилье, дороги в населенных пунктах, телефонизация и пр.) играет важную роль в обеспечении здоровых и безопасных условий жизни населения. В предоставлении большинства этих услуг в Кыргызстане центральное место занимает государство, его местные органы и органы местного самоуправления, которые призваны гарантировать гражданам доступ к критическим элементам социальной инфраструктуры и обеспечить надлежащее качество предоставляемых услуг.

2.    С советских времен страна унаследовала весьма развитую социальную инфраструктуру, особенно в городах, поддержание которой требовало огромных средств. В связи с резким сокращением бюджетных  ресурсов в течение последних лет на ремонт, восстановление и расширение инфраструктуры расходовалась лишь малая доля того, что необходимо для ее нормального функционирования. Это привело к ее интенсивному износу, снижению качества и сокращению охвата услугами, ухудшению экологической ситуации в городах. Финансовые проблемы поддержания инфраструктуры усугубляются тем, что платежная дисциплина потребителей услуг находится на очень низком уровне. Практически полностью прекратилось строительство социального жилья. В условиях хронического недофинансирования усилилось пренебрежение нормативами содержания инфраструктурных сооружений, соблюдение охранных зон, нарушение генеральных планов застройки городов, что также затрудняет поддержание инфраструктуры в исправном состоянии и повышает риски для населения. В особенно тяжелом положении оказались малые города, полностью лишенные ресурсов для обеспечения функционирования жизнеобеспечивающей инфраструктуры. В связи с большой внутренней миграцией в Бишкек и Ош в них усугубилась жилищная проблема, которая стала источником социального напряжения.

3.    Осознавая остроту проблемы, с начала текущего десятилетия Правительство предприняло ряд мер по восстановлению критических элементов инфраструктуры. В этом деле страна получила большую поддержку от международных финансовых организаций и, прежде всего, Всемирного банка и Азиатского банка развития. Завершены или продолжают осуществляться проекты по поддержке сельской социальной инфраструктуры, предоставлению инфраструктурных услуг на уровне населенных пунктов, водоснабжению и санитарии в сельской местности, реабилитации городских дорог в трех крупнейших городах страны, реабилитации центрального отопления и системы электроснабжения в г. Бишкек и другие. Многие из этих мер прямо направлены на достижение ЦРТ7 в части обеспечения доступа населения к чистой воде и достойным жилищным условиям. Вместе с тем, продолжает сохраняться проблема устойчивости инфраструктуры, создания системы ее воспроизводства за счет внутренних ресурсов. Шаги в направлении решения этой проблемы предпринимаются в рамках реализации проектов «Сельские инвестиции», «Инфраструктура и наращивание потенциала малых городов», финансируемых Всемирным банком, и некоторых других, важными компонентами которых является усиление потенциала планирования местных сообществ и их привлечения к софинансированию и исполнению проектов развития инфраструктуры. Так, по данным Агентства по развитию и инвестированию сообществ, в 2003-2005 гг. 203 млн. сомов грантовых средств были дополнены 73 млн. сомов, собранными сообществами.

4.    Основной задачей Стратегии в сфере развития социальной инфраструктуры является обеспечение гарантированного доступа населения к ее ключевым жизнеобеспечивающим компонентам. Приоритетными направлениями решения этой задачи являются создание устойчивых децентрализованных механизмов поддержания инфраструктуры и активизация жилищного строительства в городах.

5.     В деле создания устойчивых децентрализованных механизмов поддержания инфраструктуры важную роль играют вышеупомянутые проекты сельских инвестиций и поддержки малых городов. Их важными задачами являются укрепление потенциала органов местного самоуправления в планировании социальных инвестиций, мобилизации необходимых внутренних ресурсов, реализации проектов и мониторинга функционирования объектов инфраструктуры. Выработанная в ходе реализации этих проектов модель управления развитием социальной инфраструктуры будет затем распространена на все сообщества республики. Финансовая поддержка проектов местных сообществ будет продолжена через систему стимулирующих грантов из республиканского бюджета. Необходимо внедрить в процесс поддержки инициатив местных сообществ этап обязательного  гендерного анализа подаваемых заявок, для выявления  скрытых отрицательных последствий реализации проекта на положение женщин и мужчин.

6.    Для повышения устойчивости социальной инфраструктуры большое значение имеет восстановление платежной дисциплины получателей услуг и установление тарифов на услуги на экономически обоснованном уровне, обеспечивающем нормальное воспроизводство этих услуг. Для устранения социально несправедливого и экономически неэффективного перекрестного субсидирования одними пользователями других (совсем необязательно бедных и в этом нуждающихся) будет продолжена работа по установке счетчиков воды, газа и других ресурсов, потребляемых отдельными домохозяйствами. За счет устранения регулятивных барьеров и упрощения процедур входа на рынок будет стимулироваться развитие конкурентной среды в предоставлении инфраструктурных услуг; регулирование сохраняющихся естественных монополий будет направлено на обеспечение качества предоставляемых ими услуг.

7.    Учитывая остроту жилищной проблемы, одним из важных направлений Стратегии станет жилищное кредитование, которое должно стать действенным способом улучшения обеспечения небогатой части населения жильем, совместимым с рыночной системой ипотечного кредитования. Государственная программа жилищного кредитования предусматривает три направления:

(I). Жилье для молодых учителей и врачей в рамках программ «Депозит молодого учителя» и «Депозит молодого врача»;

(II). Создание накопительной системы жилищного кредитования;

(III). Долевое строительство социального жилья.

8.    Эта программа будут способствовать обеспечению граждан доступными финансовыми ресурсами для приобретения жилья и тем самым стимулировать спрос и предложение на рынке жилья. Первые два компонента программы предусматривают адресную поддержку получателей жилищного кредита. Первый компонент (жилье для молодых учителей и врачей) подразумевает оказание целевой финансовой помощи учителям и врачам в улучшении их жилищных условий в сельской местности. Государственная поддержка будет оказана в виде субсидирования первоначального взноса по кредиту, взятому в коммерческом банке для приобретения жилья. Перечень потребности в молодых специалистах для государственных общеобразовательных школ и медицинских учреждений в сельской местности (с учетом их необходимой гендерной структуры) будет ежегодно утверждаться Постановлением Правительства КР по представлению Министерства образования, науки и молодежной политики и Министерства здравоохранения. Программа в первый будет охватывать 1000 молодых специалистов, в последующие два года по 500 специалистов, на что ежегодно необходимо направлять из бюджета до 3,6 млн. долл. США.

9.    Реализация второго компонента (накопительная система жилищного кредитования) позволит создать систему сбережений населения для строительства жилья как за счет текущих заработков и имеющихся сбережений, так и в счет будущих доходов граждан. С помощью такой организации жилищно-накопительной системы долгосрочного кредитования граждане, накопив определенную сумму на своих счетах, смогут воспользоваться государственной поддержкой в виде бонуса (премии) на накопленную ими сумму жилищно-строительных сбережений. Для успешной реализации этого направления накопительная система жилищного кредитования должна осуществляться на базе существующих финансовых институтов, имеющих обширную филиальную сеть по всей республике (например, РСК), что должно способствовать наибольшему охвату населения системой жилищного кредитования. Предполагается, что для стимулирования вкладов граждан в этой накопительной системе необходимо ежегодное государственное премирование в размере 10-30% от суммы годовых накоплений. При этом процентные ставки по жилищным кредитам могут поддерживаться значительно ниже рыночного уровня. В рамках данной системы до 2010 года можно обеспечить жилищными кредитами более 3,5 тыс. семей и довести количество участников данной системы до 5 тыс. семей ежегодно.

10.    Третий компонент программы (долевое строительство социального жилья) подразумевает строительство социального жилья за счет ресурсов республиканского бюджета для узкой категории особо нуждающихся граждан (включая семьи с детьми-инвалидами, многодетные и неполные семьи) с долгосрочным выкупом получателями полученного жилья у государства. Этот механизм предполагает софинансирование проектов со стороны органов местного самоуправления и организаций. Стимулом для их участия в программе станет получение в построенном жилом доме количества квартир, пропорционального доле их участия в строительстве; эти организации сами смогут распорядиться тем, кому эти квартиры будут переданы на условиях долгосрочного выкупа.