Реформа государственного управления

image_pdfimage_print
1.    Основным направлением реформы государственного управления остается переориентация задач и функций государственных органов и учреждений от прямого вмешательства и участия в экономической деятельности к рыночному регулированию и поставке общественных благ. Распределение функций между органами государственного управления и органами местного самоуправления должно быть четко разграничено в соответствии с их законодательно определенными целями и задачами. 
2.    В области реорганизации министерств и административных ведомств правительством в последние годы был сделан существенный шаг при поддержке международных организаций, таких как ПРООН и ТАСИС. На основе подходов функционального анализа в большинстве министерств были пересмотрены их задачи и функции, даны рекомендации по устранению лишних и дублирующих функций. Однако отсутствие в стране системы мониторинга и оценки, о чем отмечалось выше, не позволило в полной мере отследить реальное исполнение данных рекомендаций. Фактически, сохранилось большинство конфликтов интересов, ведущих к коррупции, особенно в сфере регулирования.
3.    Горизонтальный функциональный анализ был проведен поверхностно, что привело к нерациональному распределению функций между министерствами и ведомствами, неравномерному размещению человеческих ресурсов между государственными органами и внутри них.
4.    Анализ функций местных государственных администраций и органов местного самоуправления был проведен только в пилотных регионах и его результаты не получили оценки. Не был определен механизм финансирования для обеспечения исполнения функций, делегируемых органам местного самоуправления.
5.    Основным антикоррупционным механизмом должно стать внедрение процедур принятия решения на основе международного опыта анализа эффекта регулирования и консультаций с заинтересованными сторонами. В настоящее время таких процедур нет, но новым правительством уже заявлено, что они необходимы и будут внедряться на основе форматов и процедур общественной политики.
6.    Обязательная антикоррупционная экспертиза законопроектов и действующих нормативных правовых актов существенно сократит возможности для коррупции среди чиновников. Экспертиза должна выявлять коррупциогенные нормы и блокировать их на стадии подготовки законопроектов.
7.    Коррупции способствует ведомственное нормотворчество, когда министерства и ведомства сами определяют порядок реализации своих полномочий. Поэтому необходимо ввести механизм защиты министерствами и ведомствами всех нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность с целью инвентаризации и отсечения избыточного регулирования. Те акты, которые не будут защищены к определенному сроку соответствующим государственным органом, должны быть аннулированы.
8.    Одним из важнейших и неотложных мер по предупреждению коррупции в системе государственного управления является вопрос, связанный с эффективностью формирования и исполнения государственного бюджета. Бюджетные деньги государства для переходных стран – наиболее уязвимая часть коррупционных действий чиновников. Речь идет как о внешних займах и системе формирования доходов, так и о системе распределения средств.
9.    Необходимо проведение реформы налогового администрирования, подразумевающей достижение сбалансированности прав налогоплательщиков и налоговых органов, снижение коррупции в налоговых и таможенных органах и повышение  эффективности деятельности этих органов.
10.    Важным направлением антикоррупционных мер является реформа системы государственных финансов в направлении их большей прозрачности и подотчетности. Будет обращено особое внимание на такой метод составления и исполнения бюджета, как программное бюджетирование.
11.    В ряд этих антикоррупционных мер ложится и создание электронного правительства, позволяющего снизить количество прямых контактов чиновников и граждан, открыть клиентам весь перечень оказываемых государственных услуг и условия их предоставления.
12.    В последние годы фактически все из основных элементов участия гражданского общества в борьбе с коррупцией присутствовали в Кыргызстане. Это и участие гражданского общества в принятии решений, свобода прессы,  расширение доступа к информации, парламентский надзор, формирование коалиций и коллективные действия, вовлечение на уровне местных сообществ, участие женщин. Однако зачастую влияние на эти процессы со стороны власти было настолько значительным, что превращало подобное участие гражданского общества в пустую формальность. Поэтому необходимо формализовать процедуры консультаций с общественностью путем принятия нормативных правовых актов, регулирующих этот процесс.
13.    Сокращению коррупции будет способствовать также реформирование государственного управления на местном уровне и развитие местного самоуправления. Необходимо, в первую очередь, обеспечение эффективной правовой базы местного самоуправления, в том числе по четкое разграничение функций и полномочий органов государственного управления и местного самоуправления и реформа межбюджетных отношений. Необходимо также осуществить мероприятия по реформированию и оптимизации административно-территориального устройства республики, чтобы оно соответствовало новым административным и финансовым реалиям. Указанные мероприятия будут в основном проводиться в рамках реализации Национальной стратегии «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Кыргызской Республике до 2010 года».