8.2. Мониторинг и оценка
866. Регулярный мониторинг и оценка выполнения конкретных мер и проектов Стратегии Развития Страны станет эффективным инструментом отслеживания прогресса ее реализации, который позволит: (1) принимать упредительные решения по внесению корректив в процесс продвижения приоритетов СРС и (2) производить оценку их воздействия на общее развитие страны.
867. Согласованный со всеми заинтересованными сторонами набор (матрица) индикаторов является неотъемлемой составляющей документа СРС и является «сердцевиной» построения и запуска электронной системы мониторинга и оценки, которые структурированы по направлениям, целям и задачам Стратегии. Индикаторы мониторинга и оценки СРС имеют качественные и количественные характеристики.
Система индикаторов мониторинга и оценки нацелена на отслеживание и измерение:
(i) промежуточных результатов Стратегии с помощью набора индикаторов отдачи (output), характеризующих ресурсный вклад и исполнение запланированных мероприятий;
(ii) конечных результатов через индикаторы результата (outcome) относительно поставленных целей и задач;
(iii) результатов воздействия реализации Стратегии на развитие страны в долгосрочном периоде через индикаторы воздействия (impact), отражающие последствия реализации Стратегии;
(iv) национальных индикаторов, отражающих динамику развития Кыргызской Республики на макроэкономическом уровне.
868. Каждый индикатор будет поддерживаться надежной и эффективной системой статистических данных и отчетности. Национальный статистический комитет будет играть главную роль в поддержке этой работы, так же как и Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, линейные министерства, другие агентства и ведомства. Состояние национальной статистики сегодня характеризуется периодом освоения международных статистических правил и стандартов, совершенствования организационной структуры, а также освоения передовых методов программного и технологического обеспечения сбора и обработки экономических и социальных данных. Перед статистикой поставлены задачи эффективного и качественного мониторинга общенациональных и государственных программ экономического и социального развития страны, а также соответствующих международных программ, в реализации которых участвует Кыргызстан и по которым Кыргызская Республика приняла на себя соответствующие обязательства. В их числе мониторинг и оценка Комплексной основы развития и Целей Развития Тысячелетия (КОР/ЦРТ) и целого ряда других программ. В этой связи представляется необходимым дальнейшее укрепление институциональных возможностей государственной статистики в действенном информационном обеспечении пользователей всех уровней, достижении прозрачности и достоверности статистической информации. Особое внимание будет уделено совершенствованию и расширению выборки для проведения ежегодного мониторинга уровня жизни населения с целью совершенствования оценки показателей бедности как по стране, так и ее регионам.
869. План мероприятий (матрица действий) и матрица индикаторов мониторинга СРС взаимоувязаны, потому что непосредственное выполнение плана и конечные результаты Стратегии отслеживаются через промежуточные и конечные результаты мониторинга. Дальнейшие последствия, обусловленные воздействием результатов Стратегии на долгосрочное развитие страны, отслеживаются индикаторами воздействия, количество которых, в отличие от промежуточных индикаторов, будет ограничено (до двадцати), включая индикаторы Целей Развития Тысячелетия.
870. С целью обеспечения прозрачности реализации СРС и разделения ответственности за результаты ее достижения с гражданским сектором, систему мониторинга и оценки институционально намечено построить через создание как минимум двух альтернативных каналов информации: (i) государственного (официального) и (ii) негосударственного (внешнего), представляющего результаты мониторинга и оценки выполнения Стратегии заинтересованными группами гражданского сектора. Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики возглавило работу по построению и запуску официального государственного канала информационной системы мониторинга и оценки Стратегии. Запуск негосударственного канала (внешнего мониторинга) должна взять на себя одна или группа неправительственных организаций, способных привлечь к этой работе независимых национальных экспертов. В настоящее время существует реальная потребность неправительственных организаций участвовать в независимой (альтернативной) оценке реализации СРС по таким направлениям, как:
(i) качество государственного управления; коррупция;
(ii) социальные приоритеты;
(iii) экологическая безопасность;
(iv) дерегулирование экономики;
(v) развитие МСБ.
Отдел экономической и социальной политики Администрации Президента КР является координирующим органом в запуске и становлении полноценной системы мониторинга и оценки Кыргызской Республики.
871. Мониторинг, построенный на альтернативных оценках, впервые инициируется в рамках СРС, что станет ее отличием от всех предыдущих программ и стратегий страны в контексте повышения уровня партнерского сотрудничества с гражданским сектором.
872. Запуск системы мониторинга и оценки предполагает отслеживание результатов на регулярной основе с предоставлением соответствующих «потоков» информации в Министерство экономического развития и торговли для формирования целостной картины индикаторов мониторинга и оценки СРС на основе официальной отчетности. Источниками данных для внешнего мониторинга и оценки, проводимого группами независимых экспертов, могут быть как официальные каналы, так и независимые исследования, анализ и оценка. При этом у политических лиц страны появится возможность альтернативы выбора данных из официальных и неофициальных источников мониторинга СРС.
873. На основании данных мониторинга будет периодически оцениваться эффективность реализации Стратегии. В ходе этой оценки будет детально анализироваться достигнутый прогресс, определяться «слабые места» и недостатки в ходе выполнения мероприятий и проектов Стратегии. На основании полученных результатов будут приниматься оперативные решения по выбору альтернативных возможностей, последующим шагам реализации СРС, перераспределению ресурсов и их оптимальному использованию, улучшению координации усилий с донорским сообществом, более полному удовлетворению ожиданий общества.
874. Основной проблемой для запуска полноценной системы мониторинга и оценки является институциональная слабость страны. Имеющийся на сегодня экспертный потенциал по мониторингу и оценке можно охарактеризовать как относительно низкий, так как знания носят преимущественно отрывочный и разрозненный характер, а их носители разобщены. Решение этой проблемы невозможно без интеграции всех возможных ресурсов и дальнейшей координации усилий. Ключевая роль здесь принадлежит донорским организациям как носителям знаний и опыта в области мониторинга и оценки. Донорское сообщество может сыграть также решающую роль и в консолидации возможностей по независимой оценке эффективности Стратегии. Опыт институтов ООН, АБР, Всемирного Банка, Европейской Комиссии и других международных организаций по оценке положения детей и женщин, эффективности государственного управления, ситуации в области прав человека являются исключительно важными составляющими в предстоящей работе, нацеленной на формирование и укрепление институтов мониторинга и оценки в стране.
875. Конкретным шагом в этом направлении стало предоставление технической помощи на эти цели Азиатским Банком Развития Правительству Кыргызской Республики. Данная помощь была выражена в запуске двух проектов, направленных на построение государственной информационной системы мониторинга и оценки СРС, как на национальном, так и на региональном уровнях, в рамках поддержки потенциала разработки и реализации Стратегии Развития Страны.
876. В рамках реализации двух проектов были выполнены следующие задачи:
(i) разработана и утверждена матрица индикаторов (промежуточных и конечных) мониторинга СРС 2007-2010, которая была утверждена распоряжением Президента КР от 12 ноября 2007 г. N 252;
(ii) в 2007 г. было разработано программное обеспечение государственной информационной системы мониторинга СРС;
(iii) поставлено и установлено соответствующее оборудование, в том числе, по регионам;
(iv) обучен широкий круг заинтересованных лиц основам создания системы мониторинга и оценки развития страны и ее регионов.
877. Разработанная информационная система мониторинга СРС позволяет осуществлять анализ и оценку отклонений фактически достигнутых результатов за конкретный период от промежуточных и конечных целей (индикаторов), предусмотренных в рамках СРС, с соответствующим комментарием о причинах отклонений. Информационная система мониторинга представляет собой систему, разработанную на современных Web-ориентированных информационных технологиях. Начиная с 25 февраля 2008 г. система функционирует на центральном уровне. Система доступна и прозрачна как для широкого круга пользователей, включая гражданское общество, так и для лиц, принимающих ответственные политические решения по корректировке целей и задач Стратегии в ходе ее реализации. При этом для лиц, принимающих политические решения, предусмотрен специальный формат индикаторов, позволяющий произвести оперативные оценки по «векторам» прогресса и «точкам» замедления и принять соответствующие решения относительно последующих шагов продвижения приоритетов СРС.
878. В 2008 г. завершено внедрение информационной системы на центральном уровне. К данной системе подключены практически все государственные структуры на центральном уровне. 30 апреля 2008 г. был открыт публичный доступ к системе всех заинтересованных сторон. В конце 2008 г. к системе подключены государственные структуры на областном уровнях. Соответственно, на государственные структуры возложены ответственность, основные обязательства и функции для обеспечения эффективной работы информационной системы мониторинга и оценки реализации СРС. Данная информационная система основана на принципах ответственности всех сторон, подключенных к данной системе. Мониторинг и оценка осуществляется на основе регулярного отслеживания фактических данных, поступающих от всех государственных структур.
879. В целом, скоординированные усилия официальных структур, гражданского сектора и донорского сообщества являются залогом успеха в создании и укреплении эффективно действующей системы мониторинга и оценки развития страны.