6.1.6. Развитие торговли и стимулирование экспорта
410. Общая оценка текущей ситуации. В силу сочетания ряда благоприятных внутренних и внешних факторов внешнеторговый оборот Кыргызстана увеличивался высокими темпами и превысил в 2007 г. уровень 2005 г. в 2,2 раза. Достижение таких показателей стало возможно как в результате роста экономики и финансовых потоков в страну, так и вследствие диверсификации торгово-экономических взаимоотношений страны. Если в 2005 г. Кыргызстан осуществлял торгово-экономические отношения со 100 государствами мирового торгового сообщества, то в 2007 г. — со 120, с большинством из которых торговые взаимоотношения строятся в рамках Всемирной Торговой Организации.
411. Рост экспорта стал возможным благодаря улучшению ситуации в отраслях экономики, обладающих экспортным потенциалом, таких как туризм, легкая промышленность, промышленность строительных материалов и растениеводство. Помимо них, экспортными возможностями обладают цветная металлургия, пищевая промышленность, энергетика и машиностроение. Росту экспорта способствовал экономический рост в основных странах — торговых партнерах и близкое расположение Кыргызстана к новым быстрорастущим рынкам Центральноазиатского региона.
412. Региональное сотрудничество Кыргызстана внутри Центральной Азии является важной составляющей торговой политики для расширения торгово-экономического сотрудничества с торговыми партнерами в целях сокращения торговых и транспортных барьеров, в продвижении кыргызских товаров и услуг на внешние рынки. Этот фактор является одним из основных для участия Кыргызской Республики в торговле и перспектив будущего роста.
413. Торговля становится одним из важных источников экономического роста благодаря последовательной политики либерализации торговых отношений в стране.
414. Достижения и проблемы. Внешняя торговля. С начала независимости Кыргызстана внешняя торговля по объему достигла рекордных размеров. Это стало возможным благодаря многосторонним, региональным и двусторонним инициативам, в которых Кыргызская Республика принимает участие. Многосторонняя торговая политика страны сфокусирована на выполнении обязательств перед ВТО по торговле товарами и услугами и защите прав интеллектуальной собственности. В рамках региональных инициатив Кыргызская Республика выполняет региональные торговые соглашения со странами Содружества Независимых Государств (СНГ), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), Организации экономического сотрудничества (ОЭС) по причине территориальной близости государств, традиционно сложившихся экономических и культурных связей.
415. Увеличивается открытость экономики: в 2007 г. экспорт и импорт товаров и услуг составили, соответственно, 44,7% и 89,9% ВВП, тогда когда эти показатели в 2005 г. составляли 38,3% и 56,8%. Увеличивается инвестиционная составляющая в структуре импорта с 63,0% в 2005 г. до 71% в 2007 г. (в том числе доля машин и оборудования — 14,5% и 18% соответственно, сырья и комплектующих — 20% и 23%). Этим тенденциям способствует проводимая работа по сокращению барьеров для внешней торговли: в результате принятых мер количество разрешительных документов в этой сфере сокращено на 23%.
416. Наряду с положительными явлениями, обозначились и тревожные тенденции в развитии внешней торговли страны, к числу наиболее значительных из них относятся:
417. Зависимость от ввоза энергоресурсов и ситуации на мировом рынке продовольствия. В стране отсутствуют значительные запасы углеводородного сырья. В структуре импорта энергоресурсы составляют около 30%. Кризис на мировом рынке нефтепродуктов в значительной степени воздействует на экономику страны. Кризис на мировом продовольственном рынке привел к росту доли продовольственных товаров, которая увеличилась с 10,5% в 2005 г. до 12,5% в 2007 г., в основном за счет ценового фактора.
418. Структура экспорта имеет сырьевой характер: в товарной структуре экспорта в 2007 г. сырьевые ресурсы занимали около 50% (в том числе доля непереработанной сельхозпродукции составила 15%). В 2007 г. тенденция снижения экспорта готовой продукции сохранилась.
419. Несбалансированность торгового баланса: увеличивается тенденция разрыва между объемами импорта и экспорта, который только за период 2005-2007 гг. вырос почти в 4 раза.
420. Использование региональными партнерами Кыргызстана протекционистских мер защиты рынков, что ограничивает экспортные возможности страны, к таким мерам относятся дифференцированные ставки акцизного налога, плата за транзит, квотирование товаров, антидемпинговые и другие защитные меры, запрет и пошлины на экспорт своих товаров; в последнее время ими вводятся ограничения на экспорт продовольственных и промышленных товаров, которые Кыргызстан импортирует на свой внутренний рынок, таких как мука, пшеница, ГСМ, растительное масло.
421. Наличие административных и других барьеров, к которым относятся чрезмерное количество излишних экспортно-импортных процедур, отсутствие прозрачности процедур (в требованиях и правилах со стороны вовлеченных органов и организаций заложена разнородность толкования, слабые институты страхования), затрудненный доступ к экспортному кредитованию, неразвитость инфраструктуры логистики.
422. Внутренняя торговля. За период рыночных преобразований внутренняя торговля претерпела коренные изменения. При этом следует отметить, что членство Кыргызстана в ВТО способствовало росту внутренней торговли. Во внутренней торговле сформировалась богатая конкурентная среда, появилась предпринимательская и инвестиционная активность. Сегодня внутренняя торговля является важной бюджетообразующей сферой экономики. Доля торговли в структуре формирования внутреннего валового продукта в 2007 г. составила 18,2%, в этой сфере занято около 14% трудоспособного населения.
423. На внутреннем рынке, хотя в последние годы и наблюдается тенденция увеличения товарооборота торговых организаций, основным каналом реализации остаются открытые рынки (около 70%). Это обусловлено развитием и становлением крупных специализированных рынков во всех регионах республики(25) относительно низкой покупательной способности населения (товары на рынках дешевле).
424. Оптово-розничная торговля вносит свой вклад в экономику страны без особых финансовых затрат и вливаний со стороны государства. До сегодняшнего дня в стране акцент делался на внешнюю торговлю, а внутренняя торговля развивалась стихийно. Стихийно создалась многозвенная система нецивилизованного торгового посредничества, основанная на мелких монопольных рынках. В последние годы во внутренней торговле практически не исследуются вопросы, касающиеся изучения спроса и предложения населения, организации инфраструктуры товарного рынка. В целом, эта сфера требует дальнейшего реформирования. Назрела необходимость в создании целостной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, регламентирующей вопросы внутренней торговли. Необходимо разработать Свод правил торговли на территории Кыргызской Республики, который станет своеобразным торговым кодексом, определяющим правовые режимы обращения отдельных видов товаров, отражающим вопросы организации торговли и способствующим предотвращению реализации населению некачественной и опасной продукции.
425. В республике не развита система биржевых институтов. Функционирует лишь одна товарная биржа, которая не связана с мировым рынком и объем ее операций не соответствует реальным потребностям торговли. Одной из главных причин, предопределяющих слабость развития биржевой торговли, является отсутствие средств для организации этого вида торговли и несовершенство биржевого законодательства в республике.
426. Приоритеты внешней торговли:
(i) расширение торгово-экономического сотрудничества в рамках региональных экономических союзов;
(ii) наращивание экспорта, используя потенциал сельского хозяйства, легкой промышленности, сферы услуг;
(iii) реализация мер по упрощению административных барьеров при осуществлении импорта/экспорта.
427. Приоритеты внутренней торговли:
(i) создание институтов цивилизованного регулирования внутренней торговли;
(ii) снижение теневой экономики.
428. Цели и задачи. Основной целью является обеспечение условий ежегодного роста торгового оборота, которое предполагает создание благоприятных условий для экспортеров и импортеров, разработку адекватного рыночной экономике организационно-правового механизма доведения товаров до потребителя, обеспечивающего развитие внутреннего рынка.
429. Для достижения целей СРС необходимо решить следующие задачи в сфере торговли:
(i) дальнейшее развитие внешнеторговой деятельности, расширение торгово-экономического сотрудничества на основе дальнейшей гармонизации правовых режимов этого сотрудничества;
(ii) реализация мер по упрощению административных барьеров при осуществлении импорта/экспорта;
(iii) совершенствование нормативно-законодательной базы;
(iv) всемерное обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров;
(v) обеспечение для населения экономической доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации.
430. Политика и меры. Решение поставленных задач в торговле предполагает реализацию следующих мер политики.
431. Развитие экспорта. В целях развития экспортного потенциала, наращивания выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции, а также совершенствования законодательной и нормативной базы внешнеэкономической деятельности необходима реализация в полной мере принятой Программы развития экспорта и импортозамещения на 2007-2010 гг. В данной Программе отражены все необходимые мероприятия в области совершенствования налогообложения и таможенных процедур, технического регулирования, развития финансового рынка республики, внешнеэкономической деятельности, развития промышленности и сельского хозяйства, транспорта, туризма, образования и информационного обеспечения внешнеэкономической деятельности. Кроме того, будет разработана Среднесрочная стратегия по развитию торговли, которая должна обозначить новый взгляд и ориентиры на проведение реформ, направленных на развитие торговли страны, на создание условий как для роста экспорта, так и для благосостояния наших граждан.
432. Внедрение и реализация принципов «единого окна» явится важным регуляторным инструментом в сфере внешней торговли, которая позволит оптимизировать административные процедуры, устранит барьеры и сократит издержки для участников внешнеэкономической деятельности, а также улучшит систему статистического учета внешней торговли.
433. Формирование конкурентной среды должно осуществляться на основе создания институтов рыночного регулирования торговли. Это регулирование будет нацелено:
(i) на защиту внутреннего рынка и поддержку отечественного товаропроизводителя;
(ii) усовершенствование налогового администрирования;
(iii) создание условий для роста инвестиций и кредитования в сфере торговли;
(iv) эффективный контроль защиты прав и соблюдения интересов потребителей;
(v) стимулирование обновления технологий торгового процесса и логистического обслуживания;
(vi) развитие и укрепление нормативно-правовой базы в торговле; и
(vii) поддержание требуемых товарных потоков для обеспечения государственных нужд.
434. Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, стимулирующих развитие биржевой торговли, а именно в Закон Кыргызской Республики «О товарной бирже и биржевой торговле Кыргызской Республики». В области внутренней торговли необходимо разработать Закон «О внутренней торговле», который будет системообразующим законом, создающим правовую базу для регулирования и организации предпринимательской деятельности в сфере торговли, а также основу для подготовки других нормативных актов.
435. Продолжение реформ в сфере технического регулирования, которое требует создания национальной системы обеспечения качества товаров и услуг, опирающейся на апробированные мировой практикой принципы. В этих целях предусматривается создание целостной и непротиворечивой нормативно-правовой базы, предотвращающей доступ на рынок некачественной и опасной продукции; формирование эффективной системы контролирующих органов и обеспечение их четкой координации; обеспечение неотвратимости наказания и действенность санкций за поставку на рынок некачественной продукции.
436. Развитие торговой инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование товарных и других рынков.
437. Программы и проекты. В рамках СРС в сфере торговли предполагается реализация следующих программ и участие проектов международных организаций:
(I) Программа развития экспорта и импортозамещения на 2007-2010 гг.;
(II) Проект Германского Центра технического сотрудничества «Содействие региональному экономическому сотрудничеству в Центральной Азии»;
(III) Проект ЮСАИД по либерализации региональной торговли и таможенной реформе (RTLC) 2007-2011 гг.;
(IV) Проект АБР по улучшению инвестиционного климата;
(V) Концепция внедрения принципа «единого окна» в сфере внешней торговли Кыргызской Республики.
438. Ресурсы. Стоимость осуществления мероприятий по торговле составляет 7172,6 тыс. долларов США.
439. Ожидаемые результаты. С учетом всей совокупности организационных, экономических, конъюнктурных и торгово-политических факторов, определяющих развитие внешней торговли Кыргызстана, ожидается:
(i) увеличение внешнеторгового оборота в 2011 г. в 2,5 раза к уровню 2007 г., в том числе экспорта — в 2,0 раза, импорта — в 2,8 раза;
(ii) совершенствование правовой базы будет способствовать:
(a) росту частных инвестиций;
(b) созданию дополнительных торговых площадей, торговых и рабочих мест;
(c) увеличению числа современных предприятий торговли;
(iii) улучшение позиции Кыргызстана в рейтинге «Ведение бизнеса» по индикатору «международная торговля».
————————————————————————————————————————————————————-
25 В