4.2. Вызовы и угрозы демографической безопасности и развитию человека
106. В Кыргызстане растет число нелегальных иммигрантов, этому способствует либеральное иммиграционное и визовое законодательство, а также трудовая миграция из сопредельных стран. В стране отсутствует официальная статистика процессов иммиграции, что затрудняет наблюдение за ними и оценку уровня угроз. Снижение контроля за процессами незаконной иммиграции может привести к критической концентрации иммигрантов на отдельных территориях и росту кризисов взаимоотношений с ними, может способствовать проникновению в страну лиц с девиантным поведением(15).
107. Высокие показатели трудовой миграции ухудшают человеческий капитал и значительно подрывают общий потенциал трудовых ресурсов. Кыргызстан является источником дешевых и малоквалифицированных трудовых ресурсов, в которых нуждаются ряд стран СНГ. За 2005-2007 гг. миграционный отток населения составил 108,6 тыс. человек. Трудовой миграции в эти страны способствует более высокая стоимость рабочей силы, близость социокультурной среды, открытость границ и либерализация правил перемещения. В процессе внешнего миграционного передвижения населения наиболее активно участвует его трудоспособная часть: основная доля эмигрантов — это лица трудоспособного возраста (более 70%). Трудовая миграция обеспечивает значительный поток в Кыргызстан денежных переводов, способствует росту профессиональной квалификации наших граждан, укреплению добрых отношений между народами. Но наряду с позитивными аспектами эти процессы могут создать риск снижения качества доступных для экономики страны человеческих ресурсов.
108. Экономический спад в ряде стран СНГ, в которые осуществлялся миграционный отток населения, возможно, приведет к возвращению части трудовых мигрантов в Кыргызстан. Помимо связанного с этим сокращением объемов денежных переводов, это приведет к повышению уровня безработицы и более высокой конкуренции на рынке труда. Кроме того, возникнет дополнительная нагрузка на сети социальной защиты населения.
109. Процессы внутренней миграции привели к высокой концентрации населения в Бишкеке и других крупных городах страны. В Бишкек направляются и оседают более 40% внутристрановых мигрантов, которые нуждаются в жилье, рабочих местах, включению в социальные программы. По экспертным оценкам фактическая численность населения столицы превышает официальную более чем на 500 тыс. человек. Их поддержка требует направленных затрат бюджета местного муниципалитета города Бишкек. Такие процессы в столице страны вызывают повышенное напряжение в социально-экономической и общественно-политической сферах и обладают конфликтообразующим потенциалом. Государство, местные органы самоуправления в регионах не создают достаточных стимулов, удерживающих население от трудовой миграции.
110. Места массового исхода мигрантов на периферии в некоторых случаях приобретают негативные необратимые последствия. Выбытие трудовых мигрантов из мест постоянного проживания ведет к нарушению и исчерпанию демографического и трудоресурсного баланса, к деградации и запустению этих местностей, в основном являющихся сельской периферией в стратегически важных приграничных горных территориях. Вымывание преимущественно репродуктивного и экономически активного населения приводит не только к опустошению этих территорий, но и к утрате преемственности поколений, снижению качества подрастающего поколения, «консервации» генофонда и уровня его социализации. Это также создает риски «ползучей» миграции в эти места населения из сопредельных приграничных территорий. Опустошение отдаленных и приграничных территорий, изменение в них социально-демографической и национальной структуры населения вследствие «ползучей» миграции создаст новую ситуацию в отношениях с соседними странами, потребует разработки программ включения их в социокультурную среду Кыргызстана, может стать угрозой стабильности и безопасности.
111. Кыргызстану удается поддерживать ранее достигнутый уровень образования, однако существуют признаки его деградации. Качество подготовки учащихся, за небольшим исключением, имеет тенденцию к ухудшению. Содержание образования (знания, умения и навыки) в школе и в вузах сегодня не функциональны. Результаты национального мониторинга качества образования достижений учащихся в 2007 г. показывают по сравнению с 2006 г. снижение процента правильных ответов в базовых областях навыков и знаний: по грамотности — до 35%, по математике — до 38%, по жизненным навыкам — 35,2%. Снижены стимулы к упорному труду в освоении учебной программы, имеет место подмена традиционного для страны престижа образованности наличием диплома об образовании. Это порождает коррупцию и подрывает доверие населения к образованию в целом, не формирует социально адаптированных к устойчивому развитию личностей.
112. Количество, качество и профиль специалистов, выпускаемых учебными заведениями Кыргызстана, не вполне соответствует запросам существующего и будущего рынка труда. Многие выпускники ВУЗов и СПУЗов не могут трудоустроиться по специальности, малопродуктивными становятся финансовые и временные затраты обучившейся молодежи, возникают угрозы обеспечению необходимыми трудовыми ресурсами программ социально-экономического развития страны. В стране отсутствует необходимый баланс между спросом на трудовые ресурсы и специалистами, которых готовит образовательная система, а также между спросом на образовательные услуги и реальным качеством этих услуг. Особенно это проявляется в недостаточной подготовке выпускников технических специальностей и избыточной подготовке специалистов гуманитарного профиля (юристов, экономистов). Их подготовка не позволяет им успешно встраиваться в экономическую деятельность.
113. Качество услуг системы здравоохранения не достаточно соответствует запросам населения. Статистика показывает высокие показатели заболеваемости или неблагоприятные тенденции по сердечно-сосудистым патологиям, новообразованиям, ВИЧ/СПИДу и другим. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (67,7 лет в 2006 г.), как интегральный показатель качества жизни находится под угрозой. Развитие в Кыргызстане медицинских учреждений с различной организационно-правовой формой одной из целей имело улучшение физической доступности и качества медицинских услуг. Однако пока рост «предложения» на рынке медицинских услуг не сопровождается ростом качества, но неограниченно растет их стоимость. В стране в основном развивается практическое здравоохранение и мало уделяется внимание превентивной политике, профилактике заболеваемости. Низкий уровень профилактики, несвоевременность выявления заболеваний увеличивает число тяжелых и трудноизлечимых больных, лечение которых требует существенных финансовых затрат государства.
114. В Кыргызстане развитие массовой физической культуры как инструмента физического и духовного здоровья человека не получает должного развития. В стране сокращается число общедоступных физкультурно-спортивных объектов. Только около половины школ имеют физкультурный зал, из них немногим более 60% являются оборудованными спортивным инвентарем. Физическая культура в детских и школьных учреждениях преподается на низком уровне при отсутствии необходимого инвентаря и оборудованных помещений. В результате физическое состояние детей и подростков нуждается в значительном улучшении. Развитие спорта высших достижений способствует приобщению к занятиям физической культуры детей и молодежи. Однако это не приобретает массовый характер в силу недостатков соответствующей воспитательной и пропагандисткой работы.
115. Уровень развития у населения культуры не отвечают долгосрочным интересам развития общества и экономики. В последние годы удалось сделать определенную работу для восстановления и сохранения культурных ценностей, развития материальной базы культуры. Вместе с тем имеет место падение посещаемости учреждений культуры ввиду низкой платежеспособности населения и невысокого качества предоставляемых культурных услуг. Недостаточно решается задача приобщения населения через культуру к гуманитарным и общечеловеческим ценностям. Также не произошел качественный сдвиг в создании новых культурных ценностей на уровне, соответствующем лучшим образцам отечественной и мировой культуры. Кыргызская культура недостаточно пропагандируется в стране и за рубежом.
—————————————————————————
15 Поведение, отклоняющееся от нормы (социальной, моральной правовой).