4.1.3. Вызовы и угрозы энергетической безопасности

image_pdfimage_print
93.     В настоящее время между странами Центральной Азии не существует скоординированной долгосрочной политики использования водно-энергетических ресурсов региона. Это создает конкурирующие отношения между ними и не позволяет получить выгоды от оптимизации использования жизненно важных ресурсов на основе региональной кооперации. В силу географических условий водно-энергетические ресурсы во всех центрально-азиатских государствах составляют и будут составлять на определенную историческую перспективу природную основу развития экономики, жизни людей и общества. Кыргызстан обладает значительными запасами водных ресурсов, которые являются основой его энергетики, от воды в наших реках зависит экономика соседних стран — Узбекистана и Казахстана. В свою очередь Кыргызстан беден запасами углеводородного сырья, которым природа богато наделила соседей. Однако необходимый баланс, защищающий национальные интересы страны и обеспечивающий региональную стабильность в водном вопросе пока не найден, взаимовыгодной в этом случае кооперации с граничащими странами пока не достигнуто. Кыргызстан из-за нерешенности вопросов об оплате за накопление, хранение и подачу воды в весенне-летний период со своих водохранилищ, сталкивается с нехваткой средств на поддержание технической безопасности гидротехнических сооружений. Это при неблагоприятных сценариях развития ситуации создаст риск затопления приблизительно половины равнинной части Ферганской долины.
 
94.     Крупные международные проекты, связанные с переброской электроэнергии из Центральной Азии в Южную Азию создают новые условия и стимулы для развития энергетики страны. Огромные потенциальные возможности развития экспортоориентированной электроэнергетики в Кыргызстане имеются при освоении энергетических рынков стран Южной Азии (Индия, Пакистан, Афганистан). Их развивающиеся экономики испытывают растущий дефицит электроэнергии. Содействие развитию региональной торговли электроэнергией, поиск связей между стратегиями и планами действий в области энергетики поддерживается АБР как один из приоритетов Центрально-азиатского регионального экономического сотрудничества. Преимуществом для Кыргызстана, как и для всех других стран Центральной Азии в случае создания рынка электроэнергии в регионе, станет возможность обмена электроэнергией между ними, а также со странами Южной Азии для регулирования пиковых нагрузок. Не смотря на отдаленность этих планов Кыргызстан должен создать задел для активного участия в региональных энергетических проектах на весь 21 век.
 
95.     Высокая зависимость Кыргызстана от гидроэнергии и импорта нефтепродуктов создает постоянную угрозу ухудшения снабжения экономики и населения энергией в период маловодья и нестабильности внешних цен. В стране 94% всей вырабатываемой электрической энергии производится на гидроэлектростанциях. В маловодные годы это создает угрозу дефицита электроэнергии, что может нанести урон всей экономике и частному потреблению. Страна ввозит более 90% всех потребляемых углеводородов. Собственные разведанные запасы нефти и газа незначительные, их выработка составляет до 90%. Быстрый рост мировых цен на нефть, нефтепродукты и газ также способен значительно обострить экономическую ситуацию. Задача диверсификации производства электроэнергии, прежде всего, за счет развития малой энергетики, решается недостаточно активно.
 
96.     Энергосектор страны все в большей мере утрачивает статус локомотива развития экономики. Энергосектор относится к числу отраслей, которые постоянно снижают свой удельный вес в экономике страны, он не вносит возможный для него вклад в развитие экономики и не является источником роста. Из года в год энергетика ухудшает свои позиции в экономике страны: если в 2002 г. увеличение валового выпуска продукции производства и распределения электроэнергии на 1% вело к увеличению валового общественного продукта на 1,189%, то в 2005 г. уже на 1,096%(14).
 
97.     В последние 5 лет в электроэнергетике Кыргызстана наблюдается застой. Меры по улучшению деятельности энергопредприятий не дали ожидаемых результатов, неудачи реформы увеличивают число ее противников. Многие годы не решается проблема сокращения потерь в энергосистеме. Принципиальным фактором в этом вопросе является неэффективное управление. Энергетика страны является монопольным видом деятельности, конкуренция, система рыночных мотиваций для повышения эффективности работы предприятий энергосектора отсутствуют. Задача прихода в энергосектор эффективного собственника пока не решена. Нынешний сравнительно низкий уровень тарифов в Кыргызстане был возможен благодаря жесткому государственному регулированию ценообразования и накопленным в прошлом веке потенциалом производства электроэнергии. Затраты на строительство новых и модернизация существующих электростанций соответственно повысят стоимость производимой электроэнергии.
 
98.     Финансово-экономическая ситуация на предприятиях энергетической отрасли является сложной, способной вызвать сокращение производства электроэнергии. Значительную проблему для энергетики представляет сложившаяся спираль неплатежей: потребители не платят за потребленную электроэнергию энергокомпаниям, последние, в свою очередь, не могут оплатить свои обязательства за поставленную продукцию и услуги. Размеры кредиторской и дебиторской задолженности энергокомпаний растут, причем кредиторская задолженность превысила дебиторскую уже в 2003 г. и такой отрицательный баланс увеличивается из года в год. Коэффициент износа основных средств в настоящее время составляет 39%, с 2003 г. он увеличился на 5%. Потребуются значительные инвестиции для их восстановления. Непринятие мер несет угрозу прохождения критической точки и последующего быстрого разрушения основных фондов предприятий и роста аварийности, сокращение производства электроэнергии.
 
99.     В стране отсутствуют экономические стимулы для снижения энергоемкости производства и снижения потребления электроэнергии населением. Это делает неэффективной всю систему производства и распределения электроэнергии. Кыргызская экономика имеет очень высокие показатели энергоемкости. Энергоемкость ВВП Кыргызской Республики в 2002 г. составила 1,1 тонн топливного эквивалента на 1000 долларов США (данные Электроэнергетического Совета СНГ). Это значительно выше, чем в других странах СНГ, сопоставимых по размерам и структуре экономки: энергоемкость ВВП Грузии 0,65 тонн топливного эквивалента на 1000 долларов США, Армении 0,83 тонн топливного эквивалента на 1000 долларов США. Лучшие мировые показатели энергоемкости в Швейцарии (0,08 тонн топливного эквивалента на 1000 долларов США) и Японии (0,09 тонн топливного эквивалента на 1000 долларов США). Избыточное потребление энергии снижает конкурентоспособность кыргызской продукции, особенно в энергоемких производствах.
 
———————————————————————————————————————————————————
14 Использованы данные межотраслевого баланса Кыргызской Республики за соответствующие годы.