Предложения по изменению подхода к системе проверок

image_pdfimage_print
    Предпринимательская деятельность не может быть полностью свободна от государственного контроля. Но государственный контроль и надзор не должны создавать помех осуществлению частной предпринимательской деятельности.
    Государственные контролирующие органы (ГКО) добиваются от частных предпринимателей соблюдения законодательства. В свою очередь, представителей ГКО просят придерживаться законности при проведении проверок, что весьма проблематично при отсутствии законодательных рамок.
    Проверки, как правило, мешают ведению бизнеса, поскольку отнимают достаточно много времени у деловых людей. А сотрудники контролирующих органов наведываются в то время, когда им это удобно. Неожиданные и частые визиты проверяющих всегда вызывают стресс у предпринимателей.
    Проведение внезапных проверок отражают суть непонимания контролирующих органов своей основной миссии по поддержке предпринимательской деятельности. Создается впечатление, что проверки ведутся ради наложения штрафов, наказания. И для того, чтобы чем-то поживиться у проверяемых организаций. Вместо того, чтобы помочь проверяемым исправить допущенные нарушения.
    Несомненно, необходимо усилить ответственность хозяйствующих субъектов, которое должно сопровождаться и усилением ответственности государства за нарушение прав хозяйствующих субъектов в ходе выполнения разрешительных и контролирующих функций. Необходим пакет законопроектов, который предполагает юридическое закрепление такой ответственности, включая полную компенсацию ущерба хозяйствующим субъектам, вызванного неправомерными действиями государственных органов.
    Подобные изменения принципов регулирования хозяйственной деятельности предполагают и изменение системы государственного надзора и контроля на рынке. Государственный контроль и надзор не должен являться самоцелью, это инструмент, который должен обеспечить защиту экономических интересов всех участников рынка. Он должен дополнять рыночные механизмы обеспечения прав хозяйствующих субъектов, а не дублировать их.
    В связи с этим предлагается:

Установить закрытый перечень государственных контролирующих органов, четко определить функции, права и обязанности каждого органа для избежания дублирования. Этот процесс требует кропотливой работы по пересмотру ведомственных нормативных актов, устанавливающих права и сферы деятельности отдельных контролирующих органов;

 

Максимально регламентировать проверочную деятельность, чтобы затруднить использование контрольных и надзорных механизмов как способа давления на предпринимателей, а также сократить возможности для вымогательства;  Установить четкий регламент проверок

 

Установить обязательность осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе;

 

Создать процедуры обжалования хозяйствующими субъектами процедуры проведения и результатов проверок;

 

Минимизировать количество проверок, осуществляемых по собственной инициативе контролирующих органов, причиной проведения внеплановых проверок должны стать обоснованные жалобы потребителей или иных хозяйствующих субъектов.

 

    Необходимо отметить, что предлагаемые меры по снижению административных барьеров будут эффективны только при соблюдении ряда условий.
    Во-первых, реализация этих мер предполагает активное поведение хозяйствующих субъектов в плане:
v    Создания добровольных механизмов ответственности;
v    Противодействия незаконному вмешательству государственных органов в хозяйственную деятельность;
v    Пресечения попыток создания административных барьеров на уровне отдельных ведомств и регионов.
    То есть необходимым фактором является социализация бизнеса.
    Во-вторых, необходимы последовательные действия Правительства по реализации этого комплекса мер, в том числе по преодолению ведомственного лобби. Ведь «барьерное» регулирование опирается на вполне конкретный экономический интерес части государственных служащих и афилированных коммерческих структур.