Основные показатели реформы в области высшего образования и их эффективность

image_pdfimage_print
    На укрепление взаимосвязи между образованием и демографическими и социальными изменениями нацелены структурные и качественные преобразования в сети высшей школы. Ярко проявил себя на уровне высшего образования процесс диверсификации. Сегодня в системе высшего образования функционирует около 7 типов образовательных учреждений: академии, университеты, институты, колледжи, образовательные центры и др.
    Главным критерием классификации вузов является качество и объем научных исследований, научно-методических разработок, состав научных кадров, наличие соответствующего лабораторного и научного оборудования.
    Удвоилось по сравнению с дореформенным периодом, количество специальностей (теперь их свыше 200), по которым ведется подготовка специалистов (таблица №1). Введены многоуровневые программы обучения. Программа подготовки бакалавров реализуется в 16 вузах, магистерские программы — в 5 вузах.
Таблица №1. Основные количественные и структурные показатели развития высшего образования
 
показатели
1995
1998
1999
2000
2001
2002
Темпы роста 2002/95 в %
Число государственных вузов
25
28
28
30
32
31
124
Число частных вузов
7
13
13
15
15
15
214
Всего вузов с учетом филиалов
45
87
101
114
138
128
284
Количество студентов
(тыс. чел.)
64,6
129,7
159,2
188,8
207,4
199,124
308
Число студентов на 10 тыс. человек населения
143,5
288
331,6
385
410
397
276
Принято на 1-й курс обучения (тыс. чел.)
18,8
42,0
44,3
50,9
51,0
37,1
197
Выпущено специалистов
(тыс. чел.)
10,0
12,6
15,0
17,9
22,5
26,3
263
Количество специальностей полного высшего образования
150
169
194
194
206
200
133
    В практику высшей школы удалось внедрить программы первого уровня высшего образования с обязательной государственной аттестацией. На этом уровне осуществляется общенаучная гуманитарная, социально-экономическая и фундаментальная естественно научная подготовка студентов, в том числе – обучение мировым языкам и компьютерным технологиям, на базе, которой на старших курсах формируются вариативные профессиональные программы обучения. Введение неполного высшего образования позволяет сохранить фундаментальность и эквивалентность образовательных услуг во всех высших учебных заведениях, обеспечить студентам возможность с наименьшими потерями изменить траекторию образования. Оно в какой-то мере компенсирует отсутствие эквивалентности по срокам обучения нашего школьного образования с зарубежными системами общего образования и создает возможность для поступления наших граждан в зарубежные вузы. При обеспечении надлежащего качества реализации и выполнения требований к этой компоненте программ обеспечивается достаточно высокий теоретический уровень фундаментальной, обще профессиональной, правовой и социально-экономической подготовки выпускников.
    Обновлены формы взаимодействия вузов и государственных органов управления образованием на принципах добровольности и демократизации отношений. Активизировалась роль академических единиц в управлении вузом. Вузы получили академическую свободу. Регулирующим механизмом остался лишь Государственный образовательный стандарт, определяющий минимальные требования к содержанию образования и обеспечивающий качество предоставляемых образовательных услуг. Однако, несмотря на новую схему управления, многие руководящие работники продолжают пользоваться старыми методами, часто занимаются сиюминутными делами и мало уделяют внимания планированию, прогнозированию, отслеживанию и оцениванию деятельности образовательных учреждений.
    Как уже отмечалось выше, социально-экономическое положение Кыргызстана привело к ощутимому снижению финансирования системы образования (1991г. – 6,0 % от ВВП, 1995 г. – 6,6% ВВП, 1997г. – 4,9% ВВП, 1999г. – 4,1% ВВП, 2001 г. – 3,9% ВВП), что сказалось на бюджете образовательных учреждений и особенно на заработной плате педагогического состава, которая сегодня вдвое меньше потребительской корзины. Устойчивость функционирования сферы образования определяется уровнем финансирования. Поэтому в обозначенный период расходы на высшее образование в целом постоянно росли, несмотря на снижение государственных отчислений от ВВП в последний период. Однако финансирование данного сектора остается недостаточным и нестабильным.
    Тому есть несколько причин. Так, в 1991-1996 гг. наблюдались высокие темпы инфляции, вызванные сменой экономической модели общества, что повлекло снижение реальных расходов на образовательный сектор и вызвало экономические трудности развития сферы образования. Высшая школа, казалось бы, весьма активно и быстро перешла на рыночные взаимоотношения, и не столь нуждалась в государственном финансировании, поскольку смогла найти другие источники финансирования. Основным источником вузовского бюджета, фактически, стала плата за обучение. По статистическим данным 2002/03 учебного года на платной основе в вузах республики обучалось 85% всего контингента студентов (78,9% — в 1999 году, 39,9% — в 1995 году, 7,6% — в 1993 году).
Таблица №2. Динамика роста контингента студентов в государственных вузах по формам обучения
показатели
1995
1998
1999
2000
2001
2002
Темпы роста 02/95
 в %
Количество студентов в государственных вузах (тыс. чел),
57,2
121,0
146,0
174,4
192,0
199,1
348
— за счет бюджета
38,8
33,2
33,5
34,2
32,0
30,07
— 22,5
— на контрактной основе-
18,4
87,8
112,5
140,2
160,0
169,1
919
Количество студентов в частных вузах (тыс.чел)
7,4
8,7
13,2
14,4
15,5
14,2
191
    Это дало возможность вузам в период 1995-2002 гг. достаточно стабильно развиваться в финансовом отношении. Однако и систему высшей школы не обходят финансовые сложности. Серьезные проблемы вызвало принятие в 1999 году Правительственного постановления об удержании сначала 50%, но после бурного протеста вузов, 30% ассигнований со спец. счетов. Естественно, что это подрывало планы того или иного вуза на обеспечение собственного развития.
    Вместе с тем, государством, Правительством Кыргызской Республики, финансовыми органами, Министерством образования и культуры Кыргызской Республики предпринимались меры для оздоровления финансового положения сектора. Для решения этих задач использовались как внутренние резервы, так и поддержка частного сектора, международных спонсорских организаций. Также велась большая работа по поиску механизмов устойчивого финансирования системы высшей школы. Отрабатывались механизмы стабилизации финансирования системы в условиях ограниченного бюджета. В привлечении дополнительных средств система высшей школы оказалась достаточно успешной.
Таблица №3 Динамика источников финансирования государственных высших учебных заведений
 
показатели
1992
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Темпы
роста
% 01/92
Общий объем финансирования (млн. сом)
3,8
166,7
238,4
322,9
319,9
337,5
490,3
12903
в т.ч. за счет бюджета
(млн. сом),
3,8
164,8
129,8
130,2
135,0
129,0
144,0
3790
% от общего объема
100
98,8
54,4
40,3
42,2
38,2
29,4
70,6
в т.ч. от платных образовательных услуг и инвестиций (млн. сом),
1,9
108,6
192,7
184,9
208,5
346,3
346,3
% от общего объема
1,1
45,6
59,7
57,8
61,8
70,6
70,6
Среднегодовая стоимость обучения 1 студента (сом)
2842
3656
4241
5375
5391
6102
6102
    По данным Национального статистического комитета ежегодно увеличивается число выпускников вузов, которые не могут трудоустроиться. Если в 2000 году оно составляло 15,1 тыс. человек, то уже в 2001 году достигло 17,9 тыс., при этом, число выпускников СПУзов и школ уменьшилось на 15,5% и 31,5% соответственно. Каждый шестой молодой человек, зарегистрированный в службе занятости – выпускник образовательных учреждений среднего общего, среднего профессионального и профессионального высшего образования. Только в 2000 году и за 9 месяцев 2003 года в органы службы занятости Кыргызской Республики обратилось в поисках работы более 21,7 тыс. выпускников всех учебных заведений, в том числе почти 4 тыс. выпускников высших учебных заведений. При содействии органов службы занятости трудоустроено в целом по республике 3,3 тыс. выпускников вузов и техникумов.
    Эти данные свидетельствуют, что система образования все еще недостаточно гибко реагирует на изменения требований рынка труда. Иными словами, рынок труда и рынок образовательных услуг функционируют обособленно. Особенно это характерно для вузов. Количество учебных мест здесь планируется в зависимости от спроса на данную образовательную услугу и абсолютно не связано с потребностью в тех или иных специальностях на рынке труда. Это подтверждает и отсутствие в большинстве вузов республики системы обратной связи и контроля за трудоустройством молодых специалистов.
    Подобрать подходящую работу в настоящее время непросто. Из-за отсутствия квалификации, трудовых навыков и опыта в работе выпускники не могут на равных конкурировать со зрелой рабочей силой на рынке труда. Так, если доля трудоустроенной молодежи от 16 до 35 лет в числе обратившихся в службы занятости по республике составила 43%, то доля трудоустроенных выпускников всех учебных заведений всего 38%. При этом доля трудоустроенных выпускников вузов — 47%.
    Сегодня в системе образования Кыргызстана трудится около 100 тыс. педагогов, из них 13,2 тыс. – преподавателей высшей школы. Однако сказать, что с педагогическими кадрами все обстоит благополучно, нельзя. В частности, средняя зарплата ППС вузов из республиканского бюджета в этом году составляет в среднем 1611,4 сома, а в техникумах — 592 сома. Первым шагом к разрешению этих проблем стало увеличение зарплаты учителей и других категорий работников бюджетной сферы на 20% с августа 2000 года. К 2025 году намечается поэтапное законодательное увеличение размеров заработной платы педагогических работников до уровня соответствующих показателей развитых стран. Понимая важность профессионального роста педагогов, органы управления образованием в ближайшее время планируют обновить систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров с помощью внедрения новых обучающих технологий, в первую очередь, дистанционного обучения.
    Следует отметить, что в настоящее время в ВУЗах Кыргызской Республики размер окладов устанавливается по Единой тарифной сетке, доплаты к которым не ограничиваются ни одним нормативным документом, что приводит к превышению размера доплат к основному окладу от 3 до 18-ти раз. При этом максимальные размеры доплат устанавливаются в основном административно-управленческому персоналу, а не преподавательскому составу, непосредственно осуществляющих обучение студентов, что было выявлено при проведении проверок правильности формирования цен на контрактное обучение студентов. Данная ситуация является одной из причин ежегодного повышения стоимости контрактного обучения.
Таблица №4. Качественные показатели роста профессорско-преподавательского персонала вузов
 
Показатели
1992
1995
1998
1999
2000
2001
2002
Темп роста (%) 02/92
Основной штатный персонал
(полная ставка),
в т.ч.
5104
4950
7710
8383
99
10534
206
— докторов наук
142
191
303
311
401
488
475
334
— кандидатов наук
2063
1631
1765
1819
2102
2406
2287
110
    Однако есть и позитивные сдвиги в этой области. Об этом говорит некоторая тенденция к росту общей численности научно-педагогических кадров высшей квалификации. И, что самое важное, растет интерес молодежи к научной и научно-педагогической деятельности. Если в начале 90-х годов прием в ведомственную аспирантуру Министерства образования не превышал 60 человек, то в настоящее время в аспирантуре вузов Кыргызской Республики обучается более 1000 человек, в зарубежных вузах – 96 человек. В 1997-2001 годы защищена 61 диссертация на соискание ученой степени кандидата наук и 12 — доктора наук.
    По данным таблицы самое наибольшее количество студентов наблюдается в 2001/2002 учебном году, достигшее 207,4 тыс. человек, в то время как в 1998/1999 учебном году студентов было всего 129,7 тыс. человек, разница составила 77,7 тыс. человек. Данное явление, прежде всего, связано с тем, что в 2001/2002 учебном году количество ВУЗов увеличилось на 7 единиц.