Основные направления развития образования

image_pdfimage_print
    В русле кардинальных демократических реформ, охвативших все сферы жизни общества Кыргызской Республики, назрела необходимость перехода к следующему этапу развития системы высшего образования, предполагающему разные по глубине реформы ее составляющих. Осуществляется переход на личностно-ориентированное образование, достигнуто многообразие типов и видов образовательных учреждений и программ, что способствует возможности выбора обучаемыми уровня и вида образования, большей ориентации образования на требования рынка и интеграции в мировое образовательное пространство.
    В рамках стратегической программы Комплексные основы развития Кыргызской Республики (КОР) обозначены перспективные направления развития образования, а также дана система среднесрочных и долгосрочных мер, представляющих в совокупности стратегию дальнейшего развития данной сферы на перспективный период до 2010 года.
    В плане реализации главной цели КОР – повышение жизненного уровня населения за счет достижения устойчивого экономического роста и сокращения бедности, — в сфере образования на текущее десятилетие определились три важнейшие стратегические задачи:
1. Обеспечение доступности и качества образования.
2. Укрепление учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений.
3. Достижение экономической эффективности и финансовой устойчивости деятельности системы образования.
    Исходя из Общенациональной стратегии развития республики до 2010 года (КОР), государственная политика в области образования будет сосредоточена на создании гибкой, открытой и развивающейся системы непрерывного образования. В целях определения дальнейшей стратегии приоритетного подхода к развитию сферы образования, поддержки инициатив общества, направленных на достижение его высокого уровня и эффективности, в августе 2000 года Указом Президента Кыргызской Республики принята Государственная Доктрина образования Кыргызской Республики. Доктрина является основным документом, определяющим стратегию и тактику развития сферы образования в Кыргызстане на период до 2025 года, первоочередными задачами которой являются:
    — обеспечение стабильности и оптимизации финансирования и управления в сфере образования с учетом современных технологий, своевременной и адекватной оплаты труда, соблюдения трудового законодательства;
    — историческая преемственность достижений образования, сохранение культурных национальных традиций;
    — систематическое обновление содержания профессионального образования с учетом изменений в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии;
    — достижение эффективности и высокого качества деятельности образовательных учреждений;
    — приоритетная поддержка работников системы образования, неуклонное повышение их престижа и социального статуса;
    — подготовка высококвалифицированных специалистов, способных решать профессиональные задачи в условиях информатизации общества и внедрения новых наукоемких технологий;
    — формирование современного миропонимания и научного мировоззрения;
    — патриотического воспитания граждан свободного демократического общества, развитие культуры межэтнических отношений;
    — экологическое воспитание в целях рационального и бережного отношения к природе и среде обитания; эстетическое и физическое воспитание в интересах гармонического развития и самореализации личности;
    — многообразие типов и видов образовательных учреждений, многовариативность образовательных программ, вертикальную и горизонтальную интеграцию образовательных учреждений.
    Для решения поставленных задач в 2002 году была принята Концепция развития образования Кыргызской Республики до 2010 года, которая определила дальнейшие этапы развития системы образования.
    Основной целью реформы является создание саморазвивающейся, эффективной системы образования, которая будет способствовать:
—    экономическому подъему Кыргызстана и устойчивому развитию страны в условиях быстро меняющегося мира;
—    совершенствованию человеческих ресурсов, обеспечению кадрами, готовыми и способными работать в реалиях нового века;
—    удовлетворению образовательных запросов развивающейся личности.