Индикатор 3. Взаимодействие с государственной властью эффективно

image_pdfimage_print
    Несмотря на факт о том, что ряд указов и законов объявляют финансовую децентрализацию в Кыргызстане, АО уполномочены управлять своим бюджетом самостоятельно, положение снизу далеко не меняется. Большинство AO все еще очень зависят от решений районного финансового отдела, которые сохраняют окончательную власть по одобрению и управлению расходами местного бюджета. Базовая отчетность упоминала о том, что доходная часть местного бюджета была основана на местных налогах и других поступлений, они накапливаются в районном бюджете. Базовая оценка сообщала о наслоении контрольной обязанности АО и районного финансового управления: согласно новому закону о самоуправлении и местной администрации, Айыльным Кенешам, как местным представительным органам, были выделены полномочия по контролированию местного бюджета. В то же время районные финансовые специалисты являются главными органами, имеющими реальную власть по контролированию бюджета АО.
 
    Данная оценка МСУ указала на небольшие изменения в этом вопросе. Отношения между районными властями и органами МСУ все еще далеки от значительного изменения, наблюдаемого на местном уровне. АО также требуют больше самостоятельности в принятии решений по местному бюджету, государственные власти все еще не позволяют этого.
 
    “ Мы все еще зависимы в использовании наших средств, районный финансовый отдел настаивает на контрольных цифрах… закон и реальная ситуация различны” – Чинара Иманалиеа, депутат AK, член бюджетной комиссии, Сынташ АО, Чуйская область. 
 
    Хотя процессом составления бюджета управляет АО, большинство ключевых решений по денежным расходам должны пройти через одобрение государственного финансового отдела. Некоторые из респондентов во время ОФГ упоминали, что средства из ‘специального’ счета, где АО собирает свой доход, менее контролируются районными властями.    
 
    “Мы не слышали о документе, который регулирует отношения с финансовым отделом. Такой документ необходим” – Нургуль омуралиева, квартальная, Люксембург, Чуйская область.
 
    “Хотя все источники дохода в наших руках, мы не можем контролировать их. Например, для открытия памятника мы перечислили 60 000 сомов” – заведующий финансовым отделом. Ивановка AO, Чуйская область.
 
    “Влияние районного финансового отдела большое. При каждом решении следует консультироваться с районным отделом, использование средств обсуждалось на сессии AK – Бакыт, депутат AK, Ленин AO, Джалал-Абад.
 
    Отношения между AO и районными контролирующими отделами в пилотах не изменились значительно в основном из-за короткого времени, которое прошло после вступления закона в силу. Другой причиной является пилотная деятельность, которой выделен короткий срок. Еще рано судить оказал ли помощь проект в регулировании отношений между этими двумя сторонами.
 
    В северном AO (Новопавловка), например, руководитель хочет оставить свой руководящий пост, поскольку он испытывает трудности в исполнении претензий граждан и работе под давлением районных властей.
 
    Первые изменения были регистрированы по данным, полученным из интервью с лидерами АО. Диаграмма 7a-b показывает ответы лидеров АО на вопросы спрашивающие были ли их решения самостоятельными. Вторая таблица указывает пропорцию таких принятых решений.  
 
    Также, соответственно интервью с лидерами пилотных AO, 56% из них указали, что документированные такие отношения с районным финансовым отделом помогают им успешно взаимодействовать с районными властями.  
 
    Другие данные из отчетных карт — это пилотные AO, которые указывают свою способность управлять бюджетом самостоятельно, чем не пилотные. Например, средний балл в пилотных АО — 2.6 и 2.4 в не пилотных.
 
    Ясно, что граждане поставили высокие баллы способности АО управлять своим бюджетом самостоятельно. Одной из возможных причин этого может быть их более реалистичный и практичный взгляд на проблему, т.е. они должны видеть результаты самостоятельного бюджетного управления перед тем, как поставить высокие баллы. Другая сторона этого результата – граждане могут иметь меньше информации о проблеме  и также взаимодействие между AO и властями не очень хорошо известно, поэтому граждане могут думать, что АО самостоятельны в принятии решений по бюджету.
 
    При контроли внешних сил с одной стороны, и когда граждане движутся к изменению с другой стороны, несколько лидеров АО изъявляют желание оставить свои посты. Если такое происходит в пилотных AO, ожидаемое воздействие от этого может привести к следующему: a) лидер АО может потребовать дополнительные тренинги по бюджету; b) более опытный человек может руководить АО, который будет готов принять обязательства и лоббировать изменения в отношениях с районным финансовым отделом и управлять местным бюджетом более эффективно.