РЕЗЮМЕ РУКОВОДСТВА

image_pdfimage_print
    Кыргызская Республика рассматривает добросовестное управление в качестве  ключевого  и приоритетного элемента программы реформирования. Правительство рассматривает вопрос о продолжении реформ по политической, экономической и финансовой децентрализации. Являясь частью реформ по децентрализации, местному самоуправлению выделены широкие полномочия по  управлению местными социальными и экономическими делами, формированию и выполнению местного бюджета и назначению местных налогов и выполнению ряда других функций. Но до настоящего времени их фактический институциональный, финансовый и трудовой потенциал остается слабым или нереализованным. Вопросы прозрачности и подотчетности местного самоуправления тесно связаны с совместными подходами в принятии решения.  Таким образом, другой серьезной проблемой на сегодня является тот факт, что деятельность по развитию потенциала с гражданами и группами сообществ ограничена в масштабе, что приводит к уровню цинизма и разочарования от гражданского сообщества и групп, которые устали от действий, которые воздействуют незначительно.
 
    Для того чтобы оказать помощь Правительству Кыргызской Республики в преодолении проблем по управлению, относящихся к политической и финансовой децентрализации, Всемирный Банк начал пилотные мероприятия под названием «Усиление системы местного самоуправления и подотчетности в странах Европы  и Центральной Азии» для направленные на усиление требовательности в отношении органов местного самоуправления  и участия граждан в  процессах управления. В Кыргызской Республике эта деятельность направлена на улучшение системы местного самоуправления и подотчетности, во-первых, посредством развития потенциала AO, AK и местного сообщества с целью привлечения их к участию в бюджетных процессах и во-вторых, оказания содействия в вовлечении населения  в процессы принятия решений по бюджету местного самоуправления. Ожидаемые результаты пилотного  проекта: передача знаний и обучение управление АО умениям, необходимым для самостоятельного управления  финансовыми ресурсами, и апробирование различных механизмов, дающих гражданам возможность участия в процессах принятия решений на уровне  органов местного самоуправления.
 
    Для того чтобы лучше оценить местные нужды, определить приоритеты Проекта и сформировать основные вопросы по финансовой и политической децентрализации, в двух провинциях Кыргызстана проводилось базовое исследование в апреле-мае 2004 г. После годовой деятельности в Кыргызстане был запланирован пилотный проект для проведения средне-срочной оценки. Определили следующие цели оценки:   
  • разработка и формирование ключевых индикаторов выполнения для проведения оценки местного самоуправления в Кыргызстане.    Индикаторы выполнения следует использовать при проведении анализа качества местного бюджета.
  • Проведение полевой оценки пилотной деятельности с применением совокупности индикаторов выполнения в отобранных AO.
 
    Основные результаты полевого исследования включают:
 
    1. Деятельность по развитию потенциала, инициированная проектом повысила компетентность AO и AK в процессах местного бюджета. Пилотные AO, которые прошли специальные обучения, намеченные в базовом исследовании, стали более опытны в вопросах по бюджету. Хотя сельские жители и различные группы сообществ не имеют много информации о бюджетных решениях, принятых AO, они ранжировали удовлетворительно уровень бюджетных знаний сотрудников АО и депутатов АК. Это означает, что AO становятся способными в эффективном бюджетировании и управлении местными ресурсами. 
 
    2. Граждане могут лучше влиять на основные решения по бюджету. Оценка указала, что граждане из пилотных участков имеют сейчас голос в ключевых решениях по бюджету. После оценки стало ясно, что граждане могут быть активны и требовать качественные бюджетные процедуры.  В результате, проект должен быть больше направлен на развитие механизма по распространению информации между AO и гражданами. Большую прозрачность можно достичь посредством информации для общественности путем общественных слушаний, информационных стендов и общественных объявлений в средствах массовой информации. Путем повышения общественного доступа к ключевым решениям по бюджету, проект может содействовать подготовке эффективного бюджета. 
 
    3. Повышение доверия граждан реформам местного самоуправления и способности AO составлять эффективный бюджет видны в пилотных AO. Отсутствие прозрачности и подотчетности AO не может быть приоритетным вопросом на следующей фазе в северных пилотах. Это может быть необходимо для южных пилотов, поскольку оценка указывает, что некоторые руководители придерживаются авторитарного подхода к бюджетному планированию и не ответственны по ключевым решениям. Также важно указать, что штат сотрудников AO и граждане теперь могут выдвигать свои требования к местной реформе.
 
    4. Взаимодействие между руководством/штатом сотрудников АО и районным финансовым отделом все еще не хорошо обосновано и сформировано. Это приводит к препятствиям в эффективном планировании бюджета. Сеть связей между AO и районными контролирующими органами следует рассмотреть в планировании деятельности пилотов. Одним из возможных путей решения вопроса несанкционированного вмешательства районных государственных органов является обеспечение последних большей информацией о деятельности пилотных проектов. Возможными инструментами для распространения такой информации  могут быть встречи за круглым столом между АО и районными финансовыми отделами, посвященные обсуждению проблем, с которыми они сталкиваются. Такую встречу можно оформить документом в виде соглашений.
 
    5. Северные пилоты имеют больше потенциала для планирования эффективного бюджета и управления. Ключевыми элементами их сил являются знания по бюджету руководителей АО и деятельность членов АК. Участие граждан в процессе принятия решений также высокое. Заметным опытом южных пилотов является значительный сдвиг в подходе к бюджетному планированию. AO на юге сейчас более опытны в процессах бюджета, чем в начале проекта. Следующая фаза проекта должна подчеркнуть деятельность по различным подходам к развитию потенциала в каждом регионе.
 
    6. Индикаторы выполнения местного самоуправления были разработаны только для оценки процессов местного бюджета. Будет возможным оценить местное самоуправление и постоянно проводить мониторинг, если расширить совокупность индикаторов выполнения. Данная совокупность индикаторов для оценки местного бюджетного процесса прошла несколько этапов развития (разработка и обсуждение, полевое тестирование, практическая реализация, обсуждение) до утверждения усовершенствованной версии.
 
Следует снова проверить эту версию индикаторов выполнения и принять до проведения следующей оценки. Перечень критериев, используемых на следующем этапе:
— Индикаторы выполнения следует обновить и пересмотреть, строя на тех, которые были использованы для базовой оценки и текущей оценки. 
— Также можно добавить некоторые индикаторы, например, ‘участие различных возрастных групп или разные национальности в процессе решений’
— Данная совокупность индикаторов должна быть основана на трех основных величинах местного бюджетирования: потенциал AO для проведения эффективного бюджетирования, уровень участия граждан, подотчетность и прозрачность органов АО.      
— Индикаторы необходимо еще раз проверить с сотрудниками проекта и ключевыми партнерами. 
— Индикаторы необходимо еще раз протестировать с лидерами АО, АК и членами сообществ. 
 
    7. Стратегия проекта широко формируется и должна подчеркивать развитие потенциала AO в процессе бюджетирования. Необходимо развивать обдуманную и хорошо определенную стратегию с учетом многих полученных опытов из пилотного проекта. Ясно, что потребность в тренингах по опыту бюджетирования растет в непилотных АО, в то время как плотные АО требуют более продвинутые тренинги по специфическим опытам, которые могут пригодиться в подготовке качественного бюджета. С точки зрения консультанта, стратегия проекта должна быть четко изложена, каким путем продолжит проект развитие своей работы. Два выбора по стратегии, которые можно предусмотреть на этом этапе:   
 
    a.             Расширение пилота посредством вовлечения новых AO, развитие их потенциала и этим охватить новые территории страны, где эти АО будут ‘наиболее продвинутыми’ AO по отношению к бюджетным вопросам. 
    b.            Продолжение работы с действующим объединением пилотных АО для реализации деятельности по развитию потенциала посредством введения  улучшенной методики управления бюджетом, тренинговых модулей и способствованием участию граждан в процессе принятия решений.  
 
    Следует особо рассмотреть количество и качество тренингов проводимых для АО. Сотрудники АО и АК должны осуществлять свои роли в установлении прозрачного и подотчетного бюджета. Деятельность Проекта на следующем этапе должна также быть направлена на обзор данных модулей по тренингу и оценку опыта тренингов. Это может способствовать более активному участию граждан в тренингах