5.1.11 Капитальные вложения

image_pdfimage_print
    Государственные инвестиции в Иссык-Кульской области осуществляются через отраслевые инвестиционные программы, входящие в национальную Программу Государственных Инвестиций (ПГИ). Программа по области охватывает проекты, связанные с развитием инфраструктуры, услуг и пр. Она также включает в себя правительственное финансирование как из внешних, так и из внутренних источников, которые используются для поддержки развития в секторе предприятий. Понятие «инвестиции» в настоящее время трактуются шире и включают в себя не только капитальные расходы, но также расходы, финансируемые по проекту, по вводу программы в действие, техническую помощь и обучение. Около 85% средств для финансирования ПГИ, как ожидается, поступит из внешних источников.
 
    Ключевым условием предоставления инвестиций от внешних источников, является выполнение Правительством обязательств по созданию гарантий для иностранных инвесторов путем разработки соответствующей законодательной базы, осуществление демократических реформ. Общие региональные государственные инвестиции по программе на 1997-99гг оцениваются в 50,2 млн. долл. США.
 
    В Программе предусмотрены региональные подпрограммы государственных инвестиций для Иссык-Кульской области на период 1997-99 гг. (табл.23)
                                                                                                                           табл. 23   
Код подпрограммы
Название подпрограммы
Планируемые расходы на 1997-1999 гг. в млн $
ИКО1
ИКО2
ИКО3
ИКО4
ИКО5
ИКО6
ИКО7
ИКО8
ИКО9
ИКО10
ИКО11
ИКО12
ИКО13
ИКО14
ИКО15
ИКО16
ИКО17
ИКО18
ИКО19
ИКО20
ИКО21
 
Услуги для развития сельского хозяйства
Земельная реформа и реструктуризация хозяйств
Сельские финансовые услуги
Улучшение основной ирригационной инфраструктуры
Поддержка реструктуризации и развития предприятий
Развитие малых и средних предприятий
Восстановление и эксплуатация дорог
Услуги железнодорожного транспорта
Модернизация телекоммуникаций и почтовой службы
Передача и распределение энергии
Городские службы водоснабжения и охраны окруж. среды
Сельские дороги
Сельские службы водоснабжения и охраны окруж. среды
Поддержка системы общего образования
Поддержка высшего и среднего образования
Реформа и реструктуризация здравоохранения
Сеть социальной защиты и службы занятости
Сельский фонд социальных инвестиций
Реформа региональных органов государствен, управления
Фонд поддержки регионального развития
Охрана окружающей среды
Итого
 
3,5
0,4
8,0
0,8
4,5
2,0
1,1
0,2
3,0
17,1
1,4
0,4
0,6
1,9
0,1
2,6
0,3
0,1
0,6
0,6
1,0
50,2
 
 
Краткая аннотация к вышеперечисленным проектам дается ниже.
 
1.   В последующие пять лет в целях поддержки недавно созданного сектора малых ферм и гарантирования реализации потенциала для экономического роста будут осуществлены значительные инвестиции в развитие эффективных исследований и технических, ветеринарных консультационных услуг, в том числе:
 
а) поддержка создания ассоциации овцеводов и племенного овцеводства на уровне села и региональной ассоциации племенного овцеводства, и мер по улучшению качества местной шерсти посредством лучшего управления стадами, отбора и сортировки на уровне села, финансирование мер по улучшению ветеринарных услуг и поддержка создания частных ветеринарных клиник;
 
б) создание центров по развитию технологий, которые должны проводить адаптацию и демонстрацию технологий, концентрируя внимание на более эффективных и менее затратных технологиях, развитие службы по оказанию сельскохозяйственных технических и консультационных услуг, а также службы маркетинговой информации, предназначенной для распространения информации о ценах на сельскохозяйственную продукцию и материалы;
 
 в) финансирование маркетинговых исследований, обеспечение услуг по поддержке производств, включая обеспечение технической и рыночной информацией, осуществление деятельности по продвижению экспорта, включая финансирование экспорта, рекламу и поддержку участия в международных сельскохозяйственных выставках и ярмарках.
 
2. Проект будет поддерживать реализуемый процесс земельной реформы и реструктуризации хозяйств через ниже перечисленные меры: а) учреждение национальной системы регистрации прав владения недвижимостью, б) усиление областных и районных центров земельно-аграрной реформы оборудованием и др. Центры будут администрировать распределение национального земельного фонда и оказывать консультации хозяйствам, желающим реструктуризироваться. Реализация программы в Иссык-Кульской области будет осуществляться при поддержке технической помощи, предоставляемой в рамках проекта ЕС/ TACIS, который уже реализуется в Ак-Суйском, Джети-Огузском, и Тюпском районах.
 
3. Первоначально программа должна быть сфокусирована на поддержке КСФК (Кыргызская Сельскохозяйственная Финансовая Корпорация) для удовлетворения наиболее неотложных финансовых потребностей в секторе. Корпорация будет действовать в двух направлениях: а) финансовая поддержка через субсидиарные займы, б) коммерческие кредиты. КСФК, в первую очередь, будет предоставлять займы фермерским организациям и предприятиям агробизнеса. Будут предприняты шаги для того, чтобы гарантировать развитие жизнеспособной сельской финансовой системы.
 
4. Поддержка в проведении детального осмотра существующих сооружений и сети водоснабжения для определения условий и приоритетных компонентов для инвестиций, включающие: а) подготовку детальных инженерных проектов для неотложных работ, включая предварительную квалификацию и деловую документацию для реализации проекта; б) пересмотр операционных и обслуживающих процедур для внесения предложений по совершенствованию методики, разделения обязанностей, установлению платы за использование водой и обучение сотрудников. Реализация программы срочного ремонта, среднесрочной программы восстановления охватывает: а) ремонт контрольных ворот, перекрестных регуляторов и измерительных сооружений; б) ремонт проложенных каналов, где наблюдаются значительные потери воды или повреждения; в) совершенствование водозаборных сооружений для возмещения ущерба, нанесенного наводнениями и компенсация отсутствия обслуживания в последние годы.
 
5. Кредитные линии по поддержке инвестиций для реструктуризации и развития предприятий рассматриваются как временная мера, и в будущем инвестиции в основном будут обеспечиваться или непосредственно частными инвесторами или займами самого предприятия у банков. В настоящее время открыты две основные кредитные линии: финансируемое или гарантированное государством (1) Фонд Реконструкции и Развития Предприятий (ФРРП), который управляется иностранным коммерческим банком в сотрудничестве с местным банком-партнером. ФРРП предоставляет займы в долларах США для инвестиций и оборотного капитала. Предполагаемый компонент на 1997-99гг по области 1,5 млн. долл. США; (2) Суботраслевые кредитные линии, финансируемые внешними финансовыми организациями, зачастую ограничиваются закупками оборудования в их же странах, предполагаемый компонент по области 2,0 млн. долл. США. Оказание бизнес- консультационных и маркетинговых услуг приватизированным предприятиям: (создание центра содействия иностранной торговле и т.д.), где предусмотрен по ПГИ предполагаемый компонент в сумме 1,0 млн. долл. США.
 
6. Поддержка малых предприятий оказывается через две программы национальной ПГИ на 2,0 млн. долл. США. Первое: Кредитная линия ЕБРР для малых и средних предприятий, которая действует через четыре коммерческих банка («Курулуш», Внешэкономбанк, «Кыргызстан» и «КРАМДС банк») и предоставляет кредиты от 20 тыс. долл. США до 500 тыс. долл. США. Программа также оказывает техническую помощь предприятиям, подходящим для кредитования, предполагаемым компонентом в сумме 1,2 млн. долл. США. Второе: Программа развития малых и средних предприятий: а) фонд поддержки предпринимательства, который получает 15% от доходов государства при приватизации предприятий и б) пилотная кредитная линия и программа технической помощи, финансируемые Германией, предполагаемый компонент в сумме 0,8 млн. долл. США. Деятельность в области в настоящее время ограничена, получены 4 займа, включающие кредиты на общую сумму 225 800 ДМ (две мельницы и 2 пекарни).
 
7. По проекту предусмотрено усиление мощностей по содержанию и ремонту сети дорог, в том числе: а) помощь в определении наиболее приоритетных участков дорог, для которых необходим срочный ремонт, б) обучение и помощь вновь создаваемым подрядчикам. Восстановление дороги Бишкек — Боконбаево — Каракол зависит от определения источника внешнего финансирования.
 
8. Срочными приоритетными задачами являются разработка стратегического плана развития железнодорожной системы Кыргызстана, на основании которого будут определены будущие инвестиционные потребности. В нем должны быть отражены перспективы железнодорожной ветки к станции «Балыкчы». Осуществление срочной программы поддержки эксплуатации железнодорожных путей и сигнальных систем, восстановления и эксплуатации локомотивов и подвижного состава, на которых финансирование необходимо изыскать.
 
9. Первая фаза инвестиционной программы, целью которой является срочное обновление системы телекоммуникаций, замена и расширение АТС г. Каракол и г. Чолпон-Ата, кабельной сети в г. Каракол и в г. Чолпон-Ата, замена системы междугородной связи в г. Каракол с установкой волоконно-оптического кабеля, внедрение новых компьютерных систем для автоматизации бухгалтерского учета и финансовой деятельности, началась в 1995 г.. Контракты на поставку основного оборудования и кабелей уже закончены. Вторая фаза проекта предполагает программу модернизации АТС в сельской местности и завершит замену существующей аналоговой сети передач. Отдельная программа сельских телекоммуникаций должна обеспечить дополнительные мощности АТС в сельской местности. Срочная программа по улучшению почтовой службы включает инвестиции в поставки запасных частей и оборудования для почтовой службы, включая современные средства сортировки и обработки, ремонт и замену парка почтовых транспортных средств.
 
10. Улучшение распределительных электрических сетей, установка дополнительных электрических счетчиков для совершенствования процедур оплаты. Строительство линии передач в 220 кВ Балыкчы — Тамга и Тамга- Каракол, улучшение существующих подстанций в Балыкчы, Тамге, Караколе и Кара-Сае, ремонт или замена участков 110 кВ линии Тамга — Кара-Сай.
 
11. Помощь в срочном приобретении необходимых химикатов для очистных сооружений, запасных частей для насосных станций и другого оборудования, проведение работ по будущему планированию, срочный ремонт водозаборных сооружений, насосных станций и водоочистительных сооружений, замена поврежденных и непригодных трубопроводов и расширение систем с целью обеспечения услугами городское и остальное население, установка измерительной аппаратуры и счетчиков для всех небытовых потребителей, и применение таких тарифов, которые бы исключали потери воды и использование питьевой воды на другие цели, отделение токсичных промышленных стоков от обычных канализационных стоков, установление и применение штрафных санкций к загрязнителям воды, контроль за стандартами загрязнения, мониторинг промышленных сбросов, развитие возможностей по контролю за сбросом ядовитых стоков и химикатов и усовершенствование контроля за размещением отходов.
 
12. Поддержка местных органов власти в осуществлении планирования, проектирования, управления и содержания сети сельских дорог. Обеспечение необходимым недорогим строительным оборудованием, для выполнения работ по ремонту и содержанию сельских дорог.
 
13. Создание специальной службы для обеспечения технических консультаций и поддержки местных органов власти, обеспечение с их помощью источников финансирования реконструкционных и инвестиционных проектов. Обеспечение финансирования срочного приобретения необходимых химикатов для очистных сооружений, запасных частей для насосных станций и другого необходимого оборудования, срочного ремонта и реконструкции систем, включая ремонт водозаборных сооружений, насосных станций и водоочистных сооружений, строительства отдельных очистных сооружений для ядовитых сельскохозяйственных отходов в специально оборудованных местах, усовершенствования размещения отходов и мониторинга сброса сточных вод. Определение пригодных с точки зрения охраны окружающей среды мест размещения отходов, обеспечение соответствующим оборудованием по контролю за ядовитыми отходами, планирование усовершенствования услуг по размещению отходов на всех территориях.
 
14. Министерством образования разрабатывается программа реформы системы образования: а) обеспечение оборудованием, финансирование выпуска школьных учебников и справочников для поддержки нового учебного плана, техническая помощь и подготовка, б) восстановление и переоборудование школ, включая срочный ремонт школьных зданий, поддержку общей эксплуатации и обеспечение необходимой мебелью и оборудованием. В Тюпском районе будет реализована ограниченная программа реконструкции средних школ, где сконцентрировано большое количество старых школьных зданий. Оценено, что 10% общего бюджета национальной программы будет предназначено для поддержки реформы общего образования в Иссык-Кульской области.
 
15. Реформа среднего и высшего образования должна быть поддержана чрезвычайной программой приоритетных инвестиций, предусматривающей неотложный ремонт и реконструкцию помещений, ограниченную программу для обеспечения Вузов основным оборудованием и учебными материалами необходимыми для изменения программ обучения, поддержку подготовки и переподготовки преподавательских кадров для введения новых программ и методов обучения.
 
16. Реконструкция и переоснащение основных лечебно-профилактических учреждений, поддержка программ, направленных на обеспечение базового медицинского обслуживания и профилактических мероприятий, в частности, контроль за венерическими заболеваниями и туберкулезом и т.д. Помощь будет оказываться по следующим направлениям: а) поддержка эпидемиологических работ, б) корректировка методов лечения в соответствии с современными тенденциями, в) обучение медицинского персонала, г) обеспечение оборудованием и д) поставка основных лекарственных препаратов.
 
17. В настоящее время проводится крупномасштабная программа поддержки реформы сети социальной защиты и создания службы занятости. Реформа социальной помощи: поддержка для определения политики в этой сфере, реформа социального страхования, обеспечение оборудованием, оказание технической помощи и организация обучения, мониторинг уровней бедности и безработицы. Службы занятости: усиление возможностей МТЗ, профессиональное обучение.
 
18. Программа будет поддерживать следующие виды деятельности: а) работа Фонда сельского развития, б) финансирование проектов поддержки сельской инфраструктуры; в) малое кредитование для микро-проектов, предоставление кредитов для деятельности по повышению благосостояния в сельской местности, г) поддержка программы обучения.
 
19. Для проведения реформы местных органов власти потребуются инвестиции на реконструкцию и модернизацию зданий местных органов власти; обучение персонала местных органов путем финансирования курсов обучения для высших должностных лиц местных администраций. Разработка и реализация реформы системы межгосударственного финансирования.
 
20. Поддержка развития экономики предприятий посредством финансирования технических и консультационных служб, инфраструктуры сельского хозяйства и сектора предприятий малого и среднего бизнеса; инфраструктуры транспортного сектора; развития городских и сельских служб коммунального хозяйства; здравоохранения и образования для реструктуризации и поддержки оказания услуг. Предполагается обеспечить дополнительные возможности в инвестиционном финансировании местных органов власти путем учреждения Фонда поддержки регионального развития, который будет финансировать проекты, напрямую подчиненные районным или областным администрациям.
 
21. Программа будет поддерживать реализацию Национального плана охраны окружающей среды (НПОС) путем осуществления следующих мероприятий: а) поставка оборудования и проведение обучения для усиления Министерства охраны окружающей среды и других министерств на национальном и региональном уровне; б) восстановление находящейся в критическом состоянии транспортной инфраструктуры и развитие городских и сельских служб коммунального хозяйства, в) финансирование экологической оценки состояния и проектов поддержки сельского и лесного хозяйств, горнодобывающей и металлургической промышленности, в городского и энергетического сектора, водных ресурсов. Ожидается, что значительная часть ресурсов для реализации НПОС поступит из источников технической помощи (ТП) вне рамок ПГИ.
 
    Выше перечисленные региональные подпрограммы ПГИ в Иссык-Кульской области на 1997-99гг ставят целью охватить все проекты, финансируемые из инвестиционных ресурсов Правительства:
·       реализуемые республиканскими и местными органами управления, которые финансируются из местных источников через инвестиционный компонент бюджета Правительства;
·       финансируемые из бюджета или посредством кредитов под правительственную гарантию,
·       поддерживаемые извне, которые охватываются программами официальной помощи и финансируются по соглашениям между Правительством и международными финансовыми агентствами. Такое финансирование включает в себя гранты и займы Правительству и заимствования других агентств под правительственную гарантию.
 
    По Министерству сельского и водного хозяйства имеются нижеперечисленные проекты: а) АО «Исык-Кёль Сут» (Чолпон-Атинский гормолзавод), находящийся в центре курортной зоны, где сбыт молочной продукции не ограничен. Производственная мощность 25 т. молока в сутки. Вырабатывает цельномолочную продукцию, в связи с этим предприятием представлен бизнес-план на покупку оборудования для производства мороженного — 1 млн. сом. Проект экономически целесообразен и поддерживается специалистами Министерства, б) АО «Ак-Жалга» (Кызыл-Суйский сырзавод) вырабатывает сыр российский, масло сливочное. Предприятие работает стабильно, продукция экспортируется в Казахстан, однако экспорт продукции можно увеличить, если сыр и масло выпускать в мелкой фасовке. Для этого представлен бизнес-план с запрашиваемым кредитом в 2 млн. сом на приобретение оборудования для мелкой фасовки сыра и масла. Проект актуален, возврат кредита гарантирован.
 
    По Министерству транспорта и связи имеется инвестиционный проект «Автомобильная дорога Балыкчы-Каракол-Балыкчы» (кольцевая дорога вокруг озера Иссык-Куль). Стоимость проекта — 76 млн. долл. США.