2.3. Лесная политика
Основными документами определяющими политику развития лесного хозяйства являются УП № 300 «Концепция развития лесного хозяйства Кыргызстана до 2025 г.», Государственная программа «Лес» на 2001-2005 годы, в котором отражены основные цели, задачи и направления развития лесного хозяйства Кыргызстана.
В соответствии с Концепцией развития лесного хозяйства Кыргызстана в настоящее время задача сохранения и восстановления лесов приобретает первостепенное значение. В Лесной кодекс Кыргызской Республики и другие нормативные документы (в том числе в Программу «Лес») включены мероприятия по сохранению, восстановлению и расширению лесопокрытых площадей. Многие из них еще должны быть доработаны, чтобы соответствовать современной ситуации.
Для Правительства Кыргызской Республики сохранение и восстановление лесных ресурсов страны является делом стратегической важности, которое закладывает основу будущего имиджа государства, его экономический и этический потенциал. Восстановление горных лесов — это моральная обязанность и первоочередная задача каждого гражданина республики.
Согласно учету 1993 года, 1,5 млн. га (7,5% территории страны) земель Государственного лесного фонда, в том числе 248 тыс. га (1,24%) покрытых лесом земель находились в долгосрочном пользовании колхозов и совхозов и практически полностью деградировали. Встал вопрос о необходимости немедленного их восстановления, а также восстановления деградированных лесных пастбищ. В 1997 году постановлением Правительства Кыргызской Республики от 15 апреля №226 «О возврате земель гослесфонда, ранее переданных в долгосрочное пользование сельхозпредприятиям, и передаче колхозных и госхозных лесов Государственному агентству по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики». В настоящее время на данных территориях ведутся интенсивные лесопосадки.
При рыночной экономике привлечение частных лиц и инвесторов в лесохозяйственный сектор — необходимая реальность. Для выполнения данного стратегического направления будет осуществлена государственная поддержка следующих инициатив малого и среднего предпринимательства:
— повсеместного развития частных питомников для увеличения количества посадочного материала и его ассортимента через поддержку государства;
— частного экотуризма на территории государственного лесного фонда и использование лесов для рекреационных целей на рыночной основе;
— переработке древесных и недревесных продуктов леса.
Распространение положительных результатов аренды лесов является основным мероприятием выполнения данного стратегического направления. Разработан нормативный документ (положение об аренде), регулирующий вопросы об аренде лесов с учетом необходимых условий. Определяются площади Гослесфонда подлежащие сдаче в арендное пользование.
В соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 13 апреля 2000 года УП №83 «О некоторых мерах по дальнейшему развитию рынка недвижимости в Кыргызской Республике», в республике в результате введения частной собственности на землю, необходимо внести соответствующие изменения в законодательную базу республики, с целью создания единой системы органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Кыргызской Республике. В результате были созданы предпосылки для развития рынка недвижимости и обеспечения защиты прав собственников и пользователей недвижимостью. Но вместе с тем несовершенство механизмов реализации правовых норм, несоответствие методов государственного регулирования сложившимся в сфере недвижимого имущества рыночным условиям, громоздкая бюрократическая система оформления сделок, высокие размеры государственных пошлин тормозили дальнейшее развитие рынка недвижимости и не обеспечивали надлежащую защиту прав собственников в этой области.
В целях создания условий для целенаправленного и динамичного формирования рынка недвижимого имущества, либерализации и оптимизации процесса государственного регулирования и обеспечения защиты прав собственников, одним из важнейших направлений государственной политики считается всемерное развитие рынка недвижимости, основанного на свободной реализации прав физических и юридических лиц на недвижимое имущество и их гарантированной защите, максимальной либерализации запретительных механизмов государственного регулирования рыночных отношений в сфере рынка недвижимости.