1

Динамика изменения количественных показателей проведенных проверок

    В результате реорганизации центральных органов государственного управления, в соответствии с Указом Президента Кыргызской Республики от 28 декабря 2000 года № 363, функции по поддержке и развитию предпринимательства (в том числе по согласованию проверок государственных контролирующих органов) были переданы вновь образованной Госкомиссии по развитию предпринимательства.
    В тоже время не был отработан механизм воздействия на нарушителей порядка проведения проверок, что сказывалось на количестве необоснованных проверок за тот период.
    Так, при проведении мониторинга:
    В 3 квартале 2000 года было осуществлено свыше 19 тысяч проверок, из них более 7 тысяч необоснованно.
    В 4 квартале количество проверок уменьшилось до 16 тысяч и, соответственно, число необоснованных проверок уменьшилось до 5,5 тысяч.
    В 1 квартала 2001 года положение немного улучшилось — число проверок сократилось до 13,9 тысяч, а количество необоснованных проверок уменьшилось до 3-х тысяч.
    Однако, позже, в связи реорганизацией государственных органов управления, ситуация практически вышла из под контроля.
    Так во 2 квартале резко увеличилось количество проверок – свыше 20 тысяч, в том числе необоснованных до 7 тысяч, то есть ситуация практически вернулась к прошлогоднему состоянию.
    Этот откат назад был обусловлен двумя факторами:
 
    Первый. В этот период Госкомиссия по антимонопольной политике продолжала выдавать контролирующим органам направления на проверку параллельно с Госкомиссией по развитию предпринимательства.
 
    Второй. Государственный орган, уполномоченный в проведении процедуры согласования, не был наделен достаточным статусом, и до сих пор, не имеет инструмента воздействия на нарушителей порядка проведения проверок.
 
    В настоящее время положение остается тревожным, так в 3 квартале 2001 года количество проверок уменьшилось только до 19 тысяч. В тоже время мы не имеем возможности отследить все проводимые проверки контролирующими и правоохранительными органами.
    В 4 квартале число выданных направлений (уведомлений) увеличилось на 2281 единиц, в тоже время увеличилось количество  проведенных проверок на 12980 и  необоснованных проверок на 3898 по сравнению со III кварталом.
    Следует отметить, если во 3 квартале 2001 года 2,9 % от всех проведенных проверок составляли необоснованные проверки, то в 4 квартале это соотношение увеличилось на 10,9 % и составило 13,8 %. Но вместе с тем следует отметить тот факт, что пять государственных контролирующих органов не представили отчеты по проведенным проверкам.
 
    Таким образом, рост числа фактически проведенных проверок за 2001 год по сравнению с полученными направлениями (уведомлениями) в Госкомиссии при Правительстве Кыргызской Республики по развитию предпринимательства произошел за счет проверок проводимых Госархстройконтролем (ГАСК) и Государственной налоговой инспекцией (ГНИ). Так свыше 90 % проверок ГАСК проводились на основании договоров с заказчиками застройщиками без направлений (уведомлений). А также проверки, осуществляемые ГНИ проводятся согласно постановления № 189 без согласования с Госкомиссией по развитию предпринимательства. 
 
    На сегодняшний день во исполнение Постановления Правительства Кыргызской Республики № 194 от 4 апреля 2002 года «О порядке проведения проверок государственными контролирующими органами деятельности субъектов предпринимательства» в Госкомиссии по развитию предпринимательства создается электронная система мониторинга за проведением проверок государственными контролирующими органами «КОНТР-ПРО».
    Мониторинг качества и количества контроля государственных структур за деятельностью субъектов предпринимательства осуществляется на основе отрывных талонов к направлению (предписание) на проведение проверок, а также поступающих жалоб и заявлений предпринимателей. Каждый отрывной талон после соответствующего оформления, с замечаниями и предложениями субъектом предпринимательства о проведенной проверке, по окончании проверки возвращается в Госкомиссию для проведения анализа и мониторинга. Далее итоги каждой проверки вносятся в единую республиканскую автоматизированную базу данных «КОНТР-ПРО».
    В целях совершенствования механизма проведения мониторинга и анализа Госкомиссией в настоящее время проводится работа по автоматизации обработки информации и усовершенствование базы данных по проверкам, которая позволит отслеживать не только общее количество проверок, но и позволит знать — сколько проверок производится на отдельно взятом предприятии. Тем самым реально можно сократить и искоренить дублирование проверок государственными контролирующими органами.
    Ежеквартально Госкомиссия проводит мониторинг и анализ деятельности государственных контролирующих органов. Ежеквартальный мониторинг в виде отчета о проведенных проверках направляется в Правительство Кыргызской Республики.
    Во 2 квартале 2002 года государственными контролирующими органами (ГКО) было согласовано с Госкомпредпринимательством всего 2880 направлений на проведение проверок. Из них плановые составили 2548 и 332 внеплановых.
    За этот же период отделом проверок Госкомпредпринимательства было отказано ГКО по 264 предписаниям на проведение проверок субъектов предпринимательства.
    В 4 квартале 2002 года  ГКО было согласовано уже 1875 направлений на проведение проверок, из них 1628 плановых и 247 внеплановых.
    Всего за 2002 год центральным аппаратом Госкомиссии в проведении проверок было отказано по 685 обращениям. Отказ на проведение проверки давался в трех случаях:
  1. В случае непредоставления со стороны ГКО полных реквизитов объекта проверки (наименование хозяйствующего субъекта, его юридический адрес, идентификационный номер и т.д.);
  2. В случае реакции на полученную анонимную жалобу;
  3. В случае дублирования проверки, то есть проверка субъекта предпринимательства одним и тем же государственным контролирующим органам по одному тому же вопросу.
    Всего по республике за 2002 год проведено 54391 проверок, согласно Постановлению Правительства Кыргызской Республики № 194 от 4 апреля 2002 года, с учетом проверок проведенных Государственной налоговой инспекцией и Социальным фондом.
    Число необоснованных проверок в 2002 году в процентном соотношении снизился по сравнению с 2001 годом на 17,5 %.
    Проведенный анализ результатов мониторинга реализации Указа Президента Кыргызской Республики № 32 от 16 февраля 2000 года за 2002 года показывает резкое уменьшение проверок в сравнении до и после введения Постановления Правительства Кыргызской Республики от 4 апреля 2002 года №194.
    Госкомпредпринимательства в 2003 году планирует снизить еще на 30 % число необоснованных проверок.