Предпринимательская деятельность не может быть полностью свободна от государственного контроля. Но государственный контроль и надзор не должны создавать помех осуществлению частной предпринимательской деятельности.
Государственные контролирующие органы (ГКО) добиваются от частных предпринимателей соблюдения законодательства. В свою очередь, представителей ГКО просят придерживаться законности при проведении проверок, что весьма проблематично при отсутствии законодательных рамок.
Проверки, как правило, мешают ведению бизнеса, поскольку отнимают достаточно много времени у деловых людей. А сотрудники контролирующих органов наведываются в то время, когда им это удобно. Неожиданные и частые визиты проверяющих всегда вызывают стресс у предпринимателей.
Проведение внезапных проверок отражают суть непонимания контролирующих органов своей основной миссии по поддержке предпринимательской деятельности. Создается впечатление, что проверки ведутся ради наложения штрафов, наказания. И для того, чтобы чем-то поживиться у проверяемых организаций. Вместо того, чтобы помочь проверяемым исправить допущенные нарушения.
Несомненно, необходимо усилить ответственность хозяйствующих субъектов, которое должно сопровождаться и усилением ответственности государства за нарушение прав хозяйствующих субъектов в ходе выполнения разрешительных и контролирующих функций. Необходим пакет законопроектов, который предполагает юридическое закрепление такой ответственности, включая полную компенсацию ущерба хозяйствующим субъектам, вызванного неправомерными действиями государственных органов.
Подобные изменения принципов регулирования хозяйственной деятельности предполагают и изменение системы государственного надзора и контроля на рынке. Государственный контроль и надзор не должен являться самоцелью, это инструмент, который должен обеспечить защиту экономических интересов всех участников рынка. Он должен дополнять рыночные механизмы обеспечения прав хозяйствующих субъектов, а не дублировать их.
В связи с этим предлагается:
Установить закрытый перечень государственных контролирующих органов, четко определить функции, права и обязанности каждого органа для избежания дублирования. Этот процесс требует кропотливой работы по пересмотру ведомственных нормативных актов, устанавливающих права и сферы деятельности отдельных контролирующих органов;
|
|
Максимально регламентировать проверочную деятельность, чтобы затруднить использование контрольных и надзорных механизмов как способа давления на предпринимателей, а также сократить возможности для вымогательства; Установить четкий регламент проверок
|
|
Установить обязательность осуществления контрольных и надзорных процедур на безвозмездной основе;
|
|
Создать процедуры обжалования хозяйствующими субъектами процедуры проведения и результатов проверок;
|
|
Минимизировать количество проверок, осуществляемых по собственной инициативе контролирующих органов, причиной проведения внеплановых проверок должны стать обоснованные жалобы потребителей или иных хозяйствующих субъектов.
|
Необходимо отметить, что предлагаемые меры по снижению административных барьеров будут эффективны только при соблюдении ряда условий.
Во-первых, реализация этих мер предполагает активное поведение хозяйствующих субъектов в плане:
v Создания добровольных механизмов ответственности;
v Противодействия незаконному вмешательству государственных органов в хозяйственную деятельность;
v Пресечения попыток создания административных барьеров на уровне отдельных ведомств и регионов.
То есть необходимым фактором является социализация бизнеса.
Во-вторых, необходимы последовательные действия Правительства по реализации этого комплекса мер, в том числе по преодолению ведомственного лобби. Ведь «барьерное» регулирование опирается на вполне конкретный экономический интерес части государственных служащих и афилированных коммерческих структур.