2. Лицензирование
Общая ситуация
До начала своей деятельности, многие предприниматели должны получить лицензию на определенные виды деятельности. Эти виды перечислены в законе о лицензировании Кыргызской Республики (последняя редакция от 18 января 2001 г.). В соответствии с «Законом о лицензировании» в последней редакции количество лицензируемых видов деятельности сокращается до 29 вместо 62. Закон был изменен после проведения данного исследования.
Выдача лицензий регулируется рядом положений лицензирующих ведомств (принятых во исполнение закона «О лицензировании»), утвержденных Правительством КР и включающих процедуры и требования к получению определенного вида лицензии. На практике эти положения интерпретируются по-разному, так как они изложены нечетко и неясно. Кроме того, в этих положениях указываются дополнительные виды лицензируемой деятельности, не указанные в законе «О лицензировании». Например, Государственная архитектурно-строительная инспекция лицензирует четыре вида деятельности в соответствии с законом о лицензировании (предыдущая редакция). Однако, в действительности, они выдают 167 различных лицензий на строительно-монтажные виды деятельности, указанные в своем положении. Правительство Кыргызской Республики предприняло меры для уменьшения количества сублицензий посредством нескольких недавних постановлений, но эти постановления не выполняются полностью и поэтому многие сублицензии до сих пор не отменены.
В данном исследовании респондентам задавались вопросы, относительно количества лицензий, необходимых для ведения деятельности, а также респонденты должны были оценить затраты времени и денежных средств для получения этих лицензий.
Результаты опроса
Больше 60% предпринимателей (60%) отметили, что по роду деятельности им пришлось получать лицензии. Из них на долю физических лиц приходится чуть меньше половины получавших лицензии. Более половины респондентов или оказались в затруднительном положении из-за того, что не поняли требования для получения лицензий, или нашли их трудными для использования. В этой связи 35% бизнесменов прибегли к услугам юристов, консультантов и других лиц при получении лицензии. Поэтому, в этой части отчета мы коснемся только тех предпринимателей и фирмы, которые были непосредственно вовлечены в процесс получения лицензий.
Часть предпринимателей при проведении опроса говорила, что по закону они обязаны получать лицензии, но им проще и выгоднее просто заплатить взятки контролирующим органам и продолжать работать без лицензий. Поэтому такого рода предприниматели не были включены в анализ результатов.
Наиболее сложные проблемы при получении лицензий
Как показывает диаграмма, около 60% получавших лицензии респондентов считают наиболее сложной проблемой «Требования и процедуры получения лицензии». На втором месте – «Стоимость лицензий» (35%) и на третьем месте – «Затраты времени на получение лицензий» (27%).
Количество получаемых предпринимателями лицензий
Большинство респондентов получают одну-две лицензии для ведения своей деятельности. Хотя есть и такие, которые вынуждены получать до 10 и более лицензий. Как правило, это те опрошенные, которые заняты в таких сферах, как транспорт, строительство и производство.
Среднее количество лицензий, которые необходимо получать предпринимателям, равно двум (2).
Затраты времени на получение лицензий
В целом, на получение одной лицензии у 48% бизнесменов ушло около двух недель, у 37% — более месяца, 8% — затратили на это до двух месяцев, а около 3% — вообще более четырех месяцев. Наиболее высокие затраты времени на получение лицензии наблюдаются у представителей строительства, производства и транспорта, хотя, средние затраты времени не принципиально различаются для разных секторов.
В среднем на получение одной лицензии требуется 21 день.
Также нет больших различий и в региональном разрезе. Сравнительно больше времени на получение лицензий требуется предпринимателям Каракола (28 дней), меньше других затрачивают на получение лицензий предприниматели Узгена (13 дней).
Затраты денежных средств на получение лицензий
Стоимость лицензий определяется каждым лицензирующим органом самостоятельно и в большей степени зависит от требований, предъявляемых к заявителю (предпринимателю).
Некоторые лицензирующие органы имеют фиксированные расценки, в то время, как другие могут требовать от заявителей прохождения различных тестов, инспекций или заключений экспертов, что, как правило, оплачивает заявитель.
Таким образом, как видно из диаграммы, примерно 65% получавших лицензии респондентов отметили, что на лицензии им пришлось израсходовать до 3.000 сомов. Остальные респонденты распределены в диапазоне от 4.000 до 40.000 сомов, что показывает большую разницу в стоимости лицензий. Очевидно, что физические лица, как и ожидалось, несут меньше расходов, чем юридические лица.
Почти половина бизнесменов прошедших процессы лицензирования – 42% отметила, что им приходилось помимо официальных расходов делать неофициальные выплаты чиновникам, и, как призналось почти 20% бизнесменов, это случалось в учреждениях, выдающих лицензии.
Как показывает следующая диаграмма, средняя стоимость получения всех необходимых лицензий оказалась немногим больше 3.600 сомов, хотя наиболее дорого лицензии обходятся представителям транспорта, производства, строительства и переработки пищевой продукции.
В таком секторе как строительство 20% опрошенных заплатили от 8000 до 10000 сомов и еще 5% потратили на лицензии свыше 10000 сомов. Эти цифры могли бы быть выше, так как некоторые строительные фирмы не рекламировали своих услуг, так как боялись привлечь внимание государственных органов, чтобы, как следствие, не проходить долгий и дорогостоящий процесс лицензирования.
Наименее дорогие лицензии были отмечены в сфере розничной торговли и общественного питания.
В зависимости от географического положения стоимость лицензий также меняется – например, наиболее дорого по сравнению со средним уровнем лицензии стоят в Караколе (5073 сома). Также, в городах Чуйской области — Канте и Кара-Балте, г.Бишкек и г.Нарыне лицензии обходятся предпринимателям дороже среднего уровня. В то время как стоимость лицензий зависит, в основном, от секторов экономики, распределение по секторам в городах было идентичным, что позволило сравнивать цифры по регионам. Единственным исключением остается Узген, где доминируют производственные предприятия.
Сроки действия лицензий
Сроки действия лицензий определяются ведомствами, ответственными за их выдачу, и как показывает исследование, большинство предпринимателей (74%) получают лицензии с годичным сроком действия, что предполагает их регулярное обновление и повторение процесса получения лицензий.
Основным мнением для улучшения процессов лицензирования является увеличение срока действия лицензий до пяти лет.
Выводы
Самым сложным и проблематичным аспектом лицензирования, несомненно, являются процедуры лицензирования – 60% респондентов отметили ее как самую большую проблему. Затем следуют стоимость и срок действия лицензий. Причем срок действия лицензий заслуживает особого внимания, так как почти 75% предпринимателей отметили то, что их лицензии выданы сроком на один год и им приходится повторять процесс обновления лицензий каждый год. Это требование может быть дорогостоящим и обременительным для тех, кто работает в таких наиболее регулируемых государством областях экономики как транспорт, строительство, производство и переработка пищевой продукции, к тому же требующих больших финансовых вложений. По этой причине некоторые предприниматели предпочитают (как они сами указали) дать взятку, чем быть вовлеченным в этот долгий процесс. На вопрос о том, что можно сделать для улучшения процесса лицензирования в Кыргызской Республике, большинство респондентов рекомендовало увеличение срока действия лицензий до пяти лет, упрощение и ускорение процедур получения лицензий, а также создание представительств лицензионных органов на местах.
Очевидно, что многое предстоит сделать для упорядочения, упрощения лицензионных процедур и требований, увеличения срока действия лицензий. Расходы в виде денежных средств и времени значительны, и они только создают почву для злоупотреблений в лицензионных ведомствах, и благоприятствует невыполнению лицензионных требований лицензиатами. Это не защищает интересы государства, и не содействуют развитию легального бизнеса.
В соответствии с последним «Законом о внесении изменений и дополнений в Законе КР «О лицензировании»», принятым Жогорку Кенеш и подписанным Президентом Кыргызской Республики 18 января 2001 г. сокращается количество видов деятельности, подлежащей лицензированию до 29, устанавливается стоимость лицензий до 3 минимальных зарплат и увеличивается срок действия до, минимум, двух лет. Этот закон дает хорошую возможность Правительству упростить и сделать более открытыми процедуры лицензирования, запретить создание сублицензий и уменьшить расходы предпринимателей.