3. Сертификация

 

Общая ситуация

Сертификация продукции с целью обеспечения безопасности и соответствия государственным стандартам являлось большим препятствием для предпринимателей в Кыргызской Республике. Требования к сертификации распространяются на большое количество товаров, и сертификация необходима для товаров, производимых и реализуемых на территории Кыргызской Республики, а также для импортируемых/экспортируемых товаров.
Основным органом сертификации в Кыргызской Республике является Кыргызстандарт (Госстандарт). Кыргызстандарт имеет право проводить аккредитацию других органов по сертификации. Большинство таких органов являются хозрасчетными организациями самого Кыргызстандарта. В действительности, Кыргызстандарт является практически монополистом в области сертификации.
Недавно были предприняты определенные меры для улучшения данной ситуации. Недавнее постановление Правительства сократило перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации и отменило сертификацию услуг, которые раньше подлежали сертификации. Однако, до сих пор существует порядка 100 групп товаров, подлежащих сертификации. Кроме того, сертификации в Кыргызстандарте подлежат некоторые производственные процессы, и даже некоторые виды магазинов розничной торговли, так что практически любой предприниматель, потенциально, обязан получать сертификаты и соблюдать требования стандартов.

Количество сертификатов, которые получили респонденты

Получать сертификаты от государственных организаций Кыргызстана пришлось практически  половине респондентов (49%). Из них на долю физических лиц приходится половина.


Причем, около половины опрошенных вынуждены были получать от одного до четырех сертификатов. По опросу в целом, среднее количество сертификатов, которые вынуждены были получать предприниматели, равно шести (6).


Как показано на диаграмме, количество сертификатов, которые необходимо получать гораздо больше, чем, например, лицензий, хотя основная масса предпринимателей ограничивается не более тремя сертификатами.
Так, 21% получили один сертификат; 20% — два сертификата; 15% — три. Есть виды бизнеса, в которых требуется от 10 до 30 сертификатов, в основном из сфер производства, строительства, оптовой и розничной торговли. Представители этих же сфер отмечают значительное количество требуемых сертификатов, возросшее за последние шесть месяцев до начала данного исследования.

Осведомленность респондентов о требованиях к сертификации

Большинство опрошенных (73%) заранее знали, что для открытия бизнеса потребуются сертификаты. Около 60% отметили доступность знаний о требованиях по получению сертификатов. Вместе с тем 40% считают, что требования по получению сертификатов изложены непонятно.
В ответах физических и юридических лиц по данному вопросу значительных различий не наблюдается. Хотя большинство предпринимателей знали, что им понадобятся сертификаты, они не имели представления о количестве необходимых сертификатов для их бизнеса. Более 50% из них отметили, что впоследствии они вынуждены были получать больше сертификатов, чем они предполагали в начале.
Предприниматели также были не достаточно осведомлены об изменениях в правилах сертификации. Около 32% опрошенных из числа получавших сертификаты заявили, что их до сих пор вынуждают получать сертификат на право торговли, который был отменен в июле 2000 года. Разумеется, местные органы сертификации, возможно, просто не знают об этом изменении, так же как и предприниматели, и, наверное, поэтому такая практика продолжает существовать.

Наиболее сложные проблемы при получении сертификатов

Самыми сложными аспектами в получении сертификатов, как и в случае с лицензированием, являются сложность получения, стоимость, увеличение количества требуемых сертификатов. Несмотря на относительно хорошее знание предпринимателями требований к сертификации, сама процедура остается проблематичной. Исключение из этой тенденции является сфера переработки пищевой продукции, где на первом месте стоит стоимость сертификатов, а также сфера строительства, где главное место занимает проблема количества сертификатов.



Затраты времени на получение сертификатов



Большинство сертификатов можно получить за менее чем одну неделю, но есть довольно много случаев, когда время для получения одного сертификата занимает от одного до четырех месяцев, в частности, в таких сферах как, транспорт, производство и услуги. Сертификаты, также как и лицензии, выдаются на короткий период времени, что вынуждает предпринимателей регулярно обращаться вновь за получением сертификатов. То же самое можно сказать в отношении ввозимой продукции, где на каждую партию товаров необходимо получать сертификат.

Стоимость сертификатов



Трудности прохождения процедуры получения сертификатов привела к тому, что 40% бизнесменов помимо официальных затрат вынуждены были делать неофициальные выплаты чиновникам органов, выдающие сертификаты. Большинство таких случаев в Госинспекции по стандартизации и метрологии КР и Департаменте государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения КР.
В целом, общая сумма официальных и неофициальных затрат на получение всех сертификатов составляет, по ответам более 50% респондентов, получавших сертификаты, не более 4000 сомов. Однако, довольно значительное число предпринимателей платят от 5.000 до 30.000 сомов. Как и предполагалось, физические лица несут меньше расходов, чем юридические лица.



Как показывает диаграмма, средняя стоимость получения всех необходимых сертификатов составляет немногим больше 3800 сомов, и наиболее дорогими являются сертификаты для представителей транспорта. Однако, самые дорогие отдельные сертификаты (от 10.000 до 30.000 сомов) — в производстве, строительстве, в розничной и оптовой торговле. Розничная торговля по стоимости сертификатов занимает второе место (5.300 сомов), что не удивительно, принимая во внимание большое количество товаров, подлежащих обязательной сертификации в КР. Сфера переработки пищевой продукции отличается высоким уровнем неофициальных выплат (взяток) чиновникам – более 60% представителей этой сферы заявили, что им приходится напрямую платить взятки работникам органов сертификации.
Официальная стоимость сертификатов и услуг, связанных с их выдачей повысилась за последний год – и это мнение 44% бизнесменов. Для 26% предпринимателей стоимость сертификатов осталась неизменной, и лишь небольшая часть предпринимателей указала на снижение стоимости.



Выводы

Сертификация товаров и работ может служить законным целям государства – защита здоровья и безопасность граждан. Однако, если система сертификации обременительна, непостоянна, сложна и дорога, то она будет только способствовать злоупотреблениям, не исполнению законодательства и не будет соответствовать поставленным задачам.
Как и в лицензировании, большинство респондентов указали на то, что процедуры и требования к получению сертификатов являются наиболее сложным аспектом. Затем следуют стоимость и увеличивающееся количество сертификатов. Принимая во внимание тот факт, что сертификаты, как и лицензии, необходимо периодически обновлять или получать заново, то эти расходы могут быть достаточно велики для многих фирм (в частности для малых фирм и частных предпринимателей) и быть препятствием для развития предпринимательства. Действительно, ряд респондентов в области пищевой переработки указали на то, что они не стали бы выпускать новые виды продукции из-за слишком высоких расходов на сертификацию и стандартизацию, которые также препятствуют развитию любых инноваций.
Респондентам также приходилось делать неофициальные выплаты для получения сертификатов, и во многих случаях избегали процедуры получения сертификатов, так как легче было дать взятки органам сертификации. Это, очевидным образом, показывает, что сертификация, зачастую, не служит никаким нужным целям.  Кроме того, половине опрошенных предпринимателей пришлось получать такие сертификаты, о которых они не были осведомлены на время начала своей деятельности.
Предприниматели также указывают на то, что ситуация в этой области не улучшается, а наоборот ухудшается. Из числа опрошенных, 70% указали на то, что требования к сертификации либо не изменились (50%), либо ухудшились (20%) в прошлом году. То же самое мнение было высказано в отношении стоимости сертификатов. Все это указывает на то, что существуют серьезные проблемы в управлении и, в конечном итоге, в действенности процесса сертификации. Безоговорочное применение требований сертификации и стандартизации к продукции, работам и услугам, не принимая во внимание риск, который они могут представлять для здоровья и безопасности населения – ненужно, расточительно и накладно. К примеру, если взглянуть на «Перечень видов продукции, подлежащей обязательной сертификации по показателям безопасности» (утвержденное Постановлением ПКР №760 от 28 декабря 2000 г.), то нужно ли регулировать пластиковую посуду так же, как и продукты питания? Или нужно ли регулировать это вообще? Есть множество примеров такого иррационального регулирования. Вместо этого, государству необходимо «принять на вооружение» методы анализа риска, представляемого продукцией с целью определения требований к сертификации и стандартам.
В соответствии с недавним указом Президента Кыргызской Республики, Правительство должно разработать план по переводу Кыргызстандарта на бюджетное финансирование и есть планы введения добровольной сертификации в самом Кыргызстандарте, приватизации процесса сертификации и сокращения списка продукции, подлежащей обязательной сертификации. Такие шаги должны приветствоваться и они говорят о переходе на работу на мировом уровне, что будет содействовать принятию международных добровольных стандартов, увеличению оборота в торговле и инвестициях. Это также устранит самое большое препятствие на пути развития предпринимательства – чрезмерный контроль за исполнением требований стандартов и сертификации.