6. Другие формы государственного вмешательства и отношений с предпринимателями
Общая ситуация
Кроме прямых форм государственного регулирования и контроля, существуют другие виды неофициальных или скрытых форм вмешательства, такие как давление со стороны местных и государственных администраций на частный сектор и их отношение к частному бизнесу. В данном исследовании задавались вопросы с целью узнать, как воспринимают предприниматели такие виды вмешательства и влияние, оказываемое на их деятельность, и как они оценивают свои отношения с государством.
Контакты с государственными чиновниками
На вопрос, как часто предпринимателям приходится общаться с чиновниками (все виды контактов), то в среднем это было один раз в три недели. Чем больше предприятие, тем больше у них контактов. Те фирмы, где работают от 20 и более персонала, например, общаются с государственными чиновниками, в среднем, один раз в две недели.
Индикативный план и другие виды государственного давления
В качестве части бюджетного планирования, Правительство разрабатывает т.н. индикативный план на внутреннее производство определенных видов продукции. Если в производстве такой продукции участвуют частные фирмы, то государство пытается оказать давление на эти фирмы с целью увеличения производства или на другие стратегические решения, чтобы выполнить план. Это, обычно, происходит в больших фирмах, но и некоторые местные власти могут оказывать влияние на решения малых предприятий – что производить, кого набирать на работу и у кого закупать сырье и материалы.
По результатам исследования 23% всех предпринимателей должны выполнять индикативный план, навязанный государственными чиновниками, 51% указал на то, что они не испытывают такого давления, а 26% не могли ответить на это вопрос. Как показывает диаграмма, этот процент возрастает с увеличением размеров компании, так что более 50% фирм с персоналом в 20 человек подвергаются влиянию государства в отношении производства продукции. Эта цифра увеличивается до 67% для компаний с численностью более 50 человек.
Как и ожидалось, предприниматели, занятые в производстве, транспорте, строительстве и переработке пищевой продукции подвержены наибольшему давлению со стороны государства.
Чуть более высокий процент предпринимателей (25%) отметили, что государственные чиновники пытаются воздействовать на принятие ими стратегических решений. Опять же, это наиболее часто встречается в крупных компаниях. 40% из тех фирм с численностью от 20 до 40 человек испытывают давление со стороны государственных чиновников на принятие решений.
Отношение местных и государственных администраций
В дополнение к непосредственному вмешательству, то обстоятельство, каким образом предприниматели воспринимают местных государственных чиновников, может повлиять на развитие предпринимательства в определенном городе или регионе. Если государственные чиновники воспринимаются негативно, то это отношение может повлиять на развитие законного частного сектора.
Как видно, для предпринимателей Кара-Балты у государственных чиновников, в основном, негативное отношение, в то время как в Узгене большая часть предпринимателей указала на то, что государственные чиновники имеют положительное отношение. Большинство же предпринимателей считают, что отношение местных чиновников к частному бизнесу нейтральное, и скорее положительно, чем негативно.
Защита прав собственника
Другим важным показателем потенциала для роста и развития предпринимательства является, насколько безопасно чувствуют себя предприниматели в отношении своих прав, как собственников. Или другими словами, чувствуют ли предприниматели, что законы и государство защищают их собственность и права предпринимателей. Не будучи уверенными в этом, предприниматели вряд ли будут инвестировать и расширять свой бизнес. Из числа всех опрошенных только 12% могли сказать, что они чувствуют свои права собственности защищенными. Остальные не были столь уверены в своих ответах – 44% сказали, что частично не уверены, а 30% отметили свою полную неуверенность в защищенности своих прав. Статистика говорит сама за себя, которая указывает на то, что большинство предпринимателей считают, что государство не может выполнять одну из своих основных задач – защита прав граждан на ведение свободной экономической деятельности.
Общее вмешательство
Когда предпринимателей попросили оценить общее вмешательство государства в их деятельность – от «никакого вмешательства», до «значительное вмешательство», то ответы респондентов распределились равномерным образом по каждой из категории ответов. Однако, по секторам и регионам, эти цифры более красноречивы. Те предприниматели, которые указали на высокий уровень общего государственного вмешательства в их деятельность, представляли сектора общественного питания, оптовой и розничной торговли и они соответствуют вышеупомянутым ответам по отдельным видам государственного регулирования.
В региональном разрезе, предприниматели в Джалал-Абаде указали на высокий уровень государственного вмешательства, за которым затем следуют Токмок и Кант. Интересно отметить, что 75% предпринимателей Кара-Балты, указавшие на высокий уровень государственного влияния и негативно отозвавшиеся о местных администрациях, не смогли ответить на этот вопрос.
И, наконец, респондентам было предложено оценить проблематичные различные аспекты государственного регулирования их деятельности. Как и ожидалось, вопросы налогообложения были на первом месте, и затем, к удивлению, следуют требования к разрешениям и проверки. Эти результаты были почти идентичны по всем секторам и регионам. Однако, предприятия переработки пищевой продукции и транспорта чаще, чем другие, испытывают сложности с быстро меняющимся законодательством. Выводы таковы, что именно эти формы государственного регулирования и вмешательства требуют регулярного выделения ресурсов (в виде времени и денежных средств) и, что они являются наиболее проблематичными, над решением которых должно работать государство.