10. ИСКОРЕНЕНИЕ КОРРУПЦИИИ
Можно ли искоренить коррупцию?
Коррупция в Кыргызстане не имеет глубоких исторических корней, как считают наши респонденты, она является относительно новым явлением, обусловленным нынешним состоянием экономики страны, общей слабостью государственной власти. Следовательно, с ней можно бороться и если не искоренить вовсе, то удерживать на определенном, вполне контролируемом уровне. Так, отвечая на вопрос: «Как вы думаете, можно ли искоренить коррупцию в Кыргызстане?» 77% служащих ответили, что «можно существенно уменьшить масштабы коррупции и взяточничества», среди бизнесменов такой ответ дали 64%. Однако 19% бизнесменов и 5% служащих считают, что коррупцию невозможно искоренить. При этом 12% бизнесменов и 8% служащих оптимистично считают, что в Кыргызстане можно полностью искоренить коррупцию и взяточничество.
Диаграмма 22. Можно ли искоренить коррупцию? (бизнесмены)
вопрос: Как вы думаете, можно ли полностью искоренить коррупцию, взяточничество в Кыргызстане или хотя бы существенно уменьшить их масштабы — или вы думаете, что с этим злом ничего нельзя поделать?
С чего начать?
Для успешной борьбы с коррупцией необходимо, наряду с активными антикоррупционными мероприятиями, повышать авторитет и доверие к государственным органам власти.
Рейтинг доверия различным институтам государственной власти представлен на диаграмме 23[1]. Из диаграммы видно, что среди политических институтов наибольшим доверием у граждан республики пользуется Президент и айыл окмоту. А те органы власти, непосредственной компетенцией которых, является предупреждение и борьба с коррупцией (Жогорку Кенеш, суды, милиция) пользуются наименьшим доверием. Уже это само по себе вызывает особую тревогу. Оставлять эту проблему без внимания нельзя.
Я не доверю этим опросам, не верю в их результативность, все равно ничего не изменится. Меня обижает и раздражает власть, у нее никудышняя экономическая политика
Женшина, 48 лет, Чуйская область
|
На фоне такого рейтинга доверия, не удивительно, что мало кто верит в начало активной борьбы с коррупцией. Доля ответивших на вопрос: «Каковы, по вашему мнению, ближайшие перспективы в борьбе с коррупцией в Кыргызстане?» положительно, незначительна во всех категориях респондентов. Среди служащих этот показатель составил 12%, среди бизнесменов и работников правоохранительных структур по 16%, населения 26%. Доля пессимистически настроенных респондентов наблюдается одинаково у всех категорий и составляет третью часть всех опрошенных. «Все останется без изменения» — считают они. Подавляющее большинство всех ответивших респондентов говорит, что «просто начнется очередная имитация борьбы с коррупцией». Доля таких ответов среди населения 30%, среди работников правоохранительных органов 41%, а служащих и бизнесменов по 43%.
Диаграмма 23. Доверие политическим институтам среди граждан
Кыргызстана
вопрос: Скажите, пожалуйста, в какой мере заслуживают доверия следующие государственные органы и организации?
Несмотря на пессимистические настроения, наши граждане критично относятся к себе и говорят, что борьбу с коррупцией в первую очередь «каждый должен начать с себя: не давать и не брать взяток». Этой точки зрения придерживаются относительное большинство населения — 38 % и бизнесменов — 34%.
Диаграмма 24. С чего необходимо начать борьбу с коррупцией (население)
вопрос: С чего, на ваш взгляд, следовало бы начать борьбу с коррупцией и взяточничеством?
Однако сотрудники правоохранительных органов не согласны с таким утверждением. Они считают, что в первую очередь «нужно нанести удар корупционерам в высших эшелонах власти».
Среди служащих с мнениями, что «каждый должен начать с себя: не давать и не брать взяток» и «нужно нанести удар корупционерам в высших эшелонах власти» согласны равное количество опрошенных — по 31%.
Диаграмма 25. Перспективы в борьбе с коррупцией (население)
вопрос: Каковы, по Вашему мнению, ближайшие перспективы в борьбе с коррупцией в Кыргызстане?
Респонденты выделяют еще два варианта, с которых можно начать борьбу с коррупцией: «нужно создать атмосферу нетерпимости» и «ужесточить наказание за коррупцию как за крайне опасное зло».
Размышляя над вопросом, что же может способствовать снижению коррупции в Кыргызстане, служащие и бизнесмены выделяют шесть основных факторов, представленных на диаграммах 26,27.
Диаграмма 26. Факторы, способствующие снижению коррупции (служащие)
вопрос: Как вы считаете, что из перечисленного прежде всего может способствовать снижению уровня коррупции и взяточничества в стране?
Диаграмма 27. Факторы, способствующие снижению коррупции (бизнесмены)
вопрос: Как вы считаете, что из перечисленного, прежде всего, может
способствовать снижению уровня коррупции и взяточничества в стране?
Экономические, социально-экономические
и уголовные методы борьбы с коррупцией
По мнению бизнесменов и населения «суровое материальное наказание» является более эффективным экономическим методом, чем «высокие должностные оклады чиновников». Разность показателей между этими ответами в пользу первого у бизнесменов составляет 17%, у населения — 7%. Служащие считают, что оба эти способа борьбы с коррупцией равнозначны. В отличие от этих категорий респондентов, 47% работников правоохранительных органов отдают предпочтение «высоким должностным окладам» и 29% — «суровому материальному наказанию».
Первым социально-психологическим методом борьбы с коррупцией каждый второй участник исследования считает «воспитание у граждан уважения к закону». А вторым методом каждый третий респондент называет «широкую пропаганду о разрушающем воздействии коррупции на экономику и общество».
Нет житья от взяточников, хочу чтоб их всех сурово наказали
Мужчина, 40 лет, Таласская область
|
Анализ уголовно-правовых методов борьбы с коррупцией показывает, что чаша терпения народа переполняется. Если в ближайшее время Правительство не предпримет ряд решительных мер, показывающих приверженность власти борьбе с коррупцией, то в массах могут начаться резко негативные настроения.
Каждый третий кыргызстанец считает, что к коррупционерам должны применяться самые жесткие меры — «конфискация имущества и заключение под стражу на длительный срок», а так же «запрет в дальнейшем работать в государственных органах». Более того, каждый четвертый кыргызстанец высказывается за «введение расстрела (как в Китае)» для коррупционеров.
Остальные категории респондентов более сдержаны к «введению расстрела», чем население. К наиболее эффективным уголовно-правовым методам они относят «запрет в дальнейшем работать в государственных органах» (в среднем по 30%) и «конфискацию имущества и заключение под стражу на длительный срок» (25%-30%).
Часть респондентов считает — главное не суровость наказания, а его неизбежность. Этой точки зрения придерживается от 20% до 29% бизнесменов, служащих и правоохранительных органов. Доля таких респондентов среди населения составляет лишь 14%.
На кого следует опираться?
Единодушное большинство служащих (35%) и бизнесменов (47%), а также 24% правоохранительных органов и 24% населения, основным помощником государственной власти в борьбе с коррупцией и взяточничеством, видят средства массовой информации. Что говорит о необходимости возрастания роли СМИ. Свободные и открытые СМИ помогают сдерживать коррупцию, вскрывая злоупотребления и делая их достоянием гласности. Политика открытости, формализованная в законах, которые обеспечивают свободный доступ к информации, могли бы увеличить роль СМИ и сделать их еще более сильными союзниками государственной власти в борьбе с коррупцией.
Одним из важнейших инструментов в борьбе с коррупцией является средства массовой информации. Представляется очень важным и необходимым привлечь СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения среди населения. В настоящее время в этом направлении делаются определенные шаги, но они пока не дают ощутимых результатов. Подтверждением этого являются ответы наших респондентов на вопрос: «Какие чувства вызывают у вас произведения современной Кыргызской и Российской литературы, кино, публикаций в СМИ в плане борьбы с коррупцией?»
Произведения современной Кыргызской и Российской литературы, кино, публикаций в СМИ в плане борьбы с коррупцией создают ощущение безнадежности (бороться бесполезно, преступный мир сильнее) у 34% граждан, участвующих в опросе. Еще у 20% — «никаких чувств не вызывают», и только у 26% населения информация в СМИ вызывает чувство оптимизма. Аналогичные тенденции просматриваются и у других категорий участников исследования (бизнесмены: безнадежность — 45%, оптимизм — 21%; служащие:
Диаграмма 28. На кого следует опираться властям в борьбе со
взяточничеством и коррупцией (население)
вопрос: Как Вы думаете, на кого в первую очередь следует опираться властям в борьбе со взяточничеством и коррупцией?
Диаграмма 29. На кого следует опираться властям в борьбе со
взяточничеством и коррупцией (бизнесмены)
вопрос: Как Вы думаете, на кого в первую очередь следует опираться властям в борьбе со взяточничеством и коррупцией?
безнадежность — 41%, оптимизм- 24%; правоохранительные: безнадежность — 33%, оптимизм- 31%).
Пятая часть респондентов среди служащих, 46% самих работников правоохранительных органов и 27% населения, считают, что в борьбе с коррупцией необходимо опираться на правоохранительные органы. Доля таких респондентов среди бизнесменов, составляет лишь 11 процентов, что говорит о явном недоверии к правоохранительным органам этой категории респондентов.
И одними из наиболее вероятных помощников государственной власти в борьбе с коррупцией, опрошенные респонденты считают рядовых граждан. Этой категории общества свои предпочтения отдали 12% служащих, 10% работников правоохранительных органов, и по 8% среди самого население и бизнесменов.
Из наиболее вероятных союзников государственной власти в борьбе с коррупцией, такие как политические партии, предпринимательские объединения, неправительственные организации, профсоюзы и религиозные структуры не нашли поддержки среди опрошенных респондентов всех категорий. Это объясняется скорее всего отсутствием на практике таких организаций, которые зарекомендовали бы себя как сильные, честные и принципиальные борцы с коррупцией.
Не смотря на большие масштабы коррупции и взяточничества в различных структурах власти, республика имеет шансы в борьбе с этим злом. Большая часть граждан, 77% служащих и 64% бизнесменов утверждают, что в Кыргызстане можно «существенно уменьшить масштабы коррупции и взяточничества». Однако треть населения с недоверием относится к мысли о том, что власть начнет реально бороться с коррупцией. Скорее всего, «начнется имитация борьбы с коррупцией».
Сегодня необходимо восстановить доверие и авторитет к государственным органам власти, а так же статусу чиновника (аппаратчика).
Суровое материальное наказание к выявленным чиновникам-коррупционерам, запрет в дальнейшем работать в любых государственных органах, конфискация имущества и заключение под стражу на длительный срок, иногда даже расстрел — эти меры должны, по мнению наших респондентов, способствовать снижению уровня коррупции в государстве и восстановлению уважения к чиновникам и власти. Самое главное чтобы чиновники чувствовали неизбежность наказания.
В то же время около 40% население считает, что «каждый должен начать с себя и не давать и не брать взяток». По- другому видят начало борьбы с коррупцией сотрудники правоохранительных органов: «нужно нанести удар коррупционерам по высшим эшелонам власти».
Борьба с коррупцией требует системы комплексных мероприятий. И важнейшим из них является привлечение к борьбе с коррупцией независимых открытых СМИ, а так же воспитание у граждан уважения к закону.
В борьбе с коррупцией следует опираться, прежде всего, на рядовых граждан Кыргызстана.
[1] Исследование «Кыргызстан 2000: взгляд избирателя», этап 4, Бишкек, 2000г.