8. КЫРГЫЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И КОРРУПЦИЯ

    На современном этапе реформирования экономики появились разнообразные сферы  деятельности и соответственно, контроля: льготы, кредиты, лицензирование, право реализовывать крупные социальные проекты и т.п.  Зачастую в новых сферах деятельности отсутствует  четкое законодательное регулирование, что является благодатной почвой для коррупции. Несоответствие законодательства может проявляться  в плохом качестве законов, несовершенстве всей правовой системы и в нечеткости законотворческих процедур.
 
    В целях  выяснения мнения  наших респондентов о законодательной базе республики всем  участникам опроса был задан вопрос: отвечает ли законодательство Кыргызстана реальным условиям жизни и не провоцирует ли оно коррупцию? 
 
    Тенденции ответов на этот вопрос  среди населения и работников  правоохранительных органов  близки. Так, относительное большинство населения  (37%) и работников правоохранительных органов (50%) считают, что «законы Кыргызстана несовершенны и поэтому создают предпосылки для развития коррупции». 25% населения и 21% работников правоохранительных органов считают, что «законы Кыргызстана соответствуют современным условиям». Остальные 19% работников правоохранительных органов и 13% населения  полагают, что  «в законы Кыргызстана умышленно  включаются двусмысленные нормы, которые создают предпосылки для развития коррупции».  Необходимо заметить, что четверть населения затруднились  дать оценку нашему законодательству, что объясняется низким уровнем  правовых знаний и правовой культуры   подавляющей части населения.
 
Диаграмма 20. Соответствие законодательства с реальными условиями жизни (правоохранительные органы)
вопрос: отвечает ли законодательство Кыргызстана реальным условиям жизни и не провоцирует ли оно коррупцию?
 
    Несколько иная точка зрения у  представителей служащих и бизнесменов. 50% служащих  и 45% бизнесменов утверждают, что «законы Кыргызстана несовершенны и поэтому создают предпосылки для развития коррупции»; 21% бизнесменов и 17% служащих полагают, что «в законы Кыргызстана умышленно  включаются двусмысленные нормы, которые создают предпосылки для развития коррупции».  А в том, что «законы Кыргызстана соответствуют современным условиям» —  уверены только  14% бизнесменов и 9% служащих.
 
    Более критичные оценки существующего законодательства  среди служащих, работников правоохранительных органов и бизнесменов,   по сравнению с   населением,  в первую очередь объясняются тем, что представители этих категорий исследования  имеют более высокой уровень правового образования и в силу своей работы чаще сталкиваются с применением законов на практике.
 
    Мы решили конкретизировать вопрос, и выяснить какие именно правовые акты, на взгляд респондентов,   содержат угрозу возникновения коррупции.
 
    Только 20% респондентов, утверждающих, что «законы Кыргызстана несовершенны и поэтому создают предпосылки для развития коррупции», смогли назвать конкретные законодательные акты. Среди них были названы Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, Уголовный кодекс и Конституция Кыргызской Республики. Показательно, что 80%  всех категорий респондентов  затруднились ответить на этот вопрос. Исключение составили лишь работники правоохранительных органов, где процент затрудняющихся  был минимален — 64%.  Если затруднения населения и бизнесменов объясняется  правовой неграмотностью, то такое большое количество затруднившихся среди служащих  наводит на предположение о том, что либо они не профессиональны, либо знают  противоречия законодательных актов, но в рамках своей работы   не хотят их называть.  Ведь  противоречивость законодательства, позволяет чиновникам создавать для себя идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан.
 
    Выше приведенные оценки  законодательства Кыргызской Республики подтверждают необходимость проведения анализа  всей законодательной базы на предмет выявления зон особого риска и приведение ее в соответствие с реальными условиями развития  страны. Большую роль здесь должна сыграть  разработка и принятие Закона о коррупции в Кыргызстане. В цели нашего исследование не входил анализ существующего законодательства и поиск противоречий, способствующих возникновению и росту коррупции в стране. Поэтому остановимся лишь на том, что относительное  большинство —  около половины наших респондентов склонно думать, что  «законы Кыргызстана несовершенны и поэтому создают предпосылки для развития коррупции»; около  пятой части полагают — в законы Кыргызстана умышленно  включаются двусмысленные нормы, которые создают предпосылки для развития коррупции. Выявлено, что Налоговый Кодекс, Таможенный Кодекс, Уголовный Кодекс и Конституция Кыргызской Республики имеют недостатки.  Ряд распространенных нарушений явно коррупционного характера не попадают под действие нынешнего Уголовного Кодекса, последнее не позволяет эффективно бороться с коррупцией в Кыргызстане.