3. Законы, нормативная база для развития лесного хозяйства.
3.1. Лесное законодательство
1. Указ Президента Кыргызской Республики «О новой национальной лесной политики» Дом Правительства 6 октября 1998 года УП № 300
2. «Лесной кодекс» принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша КР 29 июня 1999 года
3. Закон КР « Об особоохраняемых природных территориях» от 28 мая 1994 года N 1561-XII.
4. Закон КР «Об охране окружающей среды» от 16 июня 1999 года №53
5. Закон КР «Об экологической экспертизе» от 16 июня 1999 года № 54
6. Закон КР «О биосферных территориях в Кыргызской Республике» принят ЗС ЖК КР от 9 июня 1999 года №48
7. Закон КР «Об охране и использовании растительного мира» принят ЗС ЖК КР от 20.06. 2001 года №53
8. Закон КР «О животном мире» принят ЗС ЖК КР от 17 июня 1999 года №59
9. Постановления Правительства КР «Об утверждении Концепции развития лесного хозяйства Кыргызстана» от 31 мая 1999 года N298
10. Постановления Правительства КР «Об утверждении Государственной программы «Лес» на 2001 — 2005 годы» от 17 ноября 2001 года N715
11. Постановление Правительства КР «О стратегии сохранения биоразнообразия Кыргызской Республики» от 3 августа 2002 №524
12. Постановления Правительства КР «Об утверждении Положения об общинном ведении лесного хозяйства в Кыргызской Республике» от 27 июля 2001 года №377
13. Постановление Правительства КР «Об утверждении Соглашения о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, подписанного 11 сентября 1998 г. в Москве» от 11 сентября 2002 года №620
3.2. Международное соглашения
1. Кыргызско-Швейцарская программа поддержки лесного хозяйства (Программа КИРЛЕС) работает с 1995 года на основе соглашения заключенного между правительствами Кыргызстана и Швейцарии. Программа проводится Швейцарской организацией по развитию и сотрудничеству «Интеркооперейшн» (ИК).
2. В 1996 г. республика Кыргызстан ратифицировала Конвенцию биологической разнообразии, на основе которого с 2000 года участвует в проекте Глобального Экологического Фонда/ Всемирного Банка «Сохранение биоразнообразия Западного Тянь-Шаня »
3. В 2001 г. республикой ратифицирована Рамсарская конвенция.
4. Постановление Правительства КР «Об утверждении Соглашения о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства, подписанного 11 сентября 1998 г. в Москве» от 11 сентября 2002 года №620
3.3. Лесопользование
Леса играют важную роль для развития экономики и сохранения окружающей среды. Они образуют единый государственный лесной фонд, в который входят земли, покрытые лесом, а также непокрытые, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. Из-за важности защитной функции и малочисленности леса республики в настоящее время не используются для крупномасштабного производства древесины.
Ежегодный объем древесины в рамках проведении мер ухода за лесом, заготавливаемой лесхозами, не превышает 50000 м3. Заготовленная древесина перерабатывается традиционным способом. Такой объем древесины не может удовлетворить потребность страны, которая превышает заготовку приблизительно в 10 раз.
Особенностью Кыргызстана являются естественные орехово-плодовые леса, богатые многочисленными древесными и недревесными продуктами. Несмотря на существование определенных перерабатывающих мощностей, они не работают по ряду объективных и субъективных причин.
3.4. Управление лесами
Государственная лесная служба включает в себя 42 лесхоза, 2 областных управления, 5 головных предприятий в областях, 7 государственных национальных природных парков, 6 государственных заповедников, Главное управление лесоохотустойства, Главное управление, по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов (Главохота), и 6 облохохозяйств, Службу Государственного контроля и охраны животного и растительного мира и 6 областных служб, и Управление государственных предприятий, Биосферную территория «Ыссык-Куль».
Главное управление лесохотустройства. При Государственной лесной службе действует, единственное в Среднеазиатском регионе, управление лесоохотоустройства, которое проводит учет лесов (по породам, возрастным критериям, густоте насаждений и др.), охотничьих угодий (по охотничьему фонду), а также выдает хозяйственные распоряжения
(по посадке лесных культур, проведению рубок, выполнению биотехнических мероприятий и др.) хозяйствующим субъектам.
Главное управление по охране и регулированию использования охотничьих ресурсов (Главохота).
Главохота орган управления охотничьего хозяйства, созданный в целях эффективного ведения охотничьего хозяйства и охотнадзора в сфере охраны, рационального использования и воспроизводства охотничьих ресурсов, развития экологического и охотничьего туризма (в том числе иностранного).
На Службу государственного контроля и охраны животного и растительного мира
возложены функции осуществления действенного государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного и растительного мира.
На Управление государственных предприятий. Возложены функции развития рационального лесоохотпользования, промышленной, перерабатывающей, сельскохозяйственной, туристической и иной деятельности всех предприятий и организаций лесной отрасли республики, в ведении управления находятся деревообрабатывающие предприятия, предприятия по переработке древесных и не древесных продуктов леса (плоды, орехи, мед, ягоды, лекарственные травы и др.), питомники, подсобные хозяйства.
3.5. Частное и общинное лесопользование
В соответствии с конституционным положением о праве частной собственности на землю в Кыргызской Республике допускаются частные лесные угодья на условиях предоставления земельных участков в частную собственность для искусственного выращивания леса.
Земельные участки предоставляются в частную собственность для целей искусственного лесоразведения из состава неиспользуемых земель. Предоставление земельных участков для этих целей из земель государственного лесного фонда запрещается.
Порядок предоставления земельных участков в частную собственность для искусственного выращивания леса осуществляется в соответствии с земельным законодательством Кыргызской Республики.
Во исполнение постановления Правительства Кыргызской Республики №377 от 27 июля 2001 года «Об общинном ведении лесного хозяйства», а также решения коллегии Администрации Президента Кыргызской Республики №1 от 2 февраля 2002 года Государственной лесной службой в лесхозах Кыргызской Республики проводит работы по внедрению общинного ведения лесного хозяйства (ОВЛХ), промышленного лесоводства местного значения, а также обеспечения местного населения рабочими местами, преодоления бедности и повышения уровня их благосостояния, ответственности по отношению к лесным ресурсам, усиления сохранности и осуществления воспроизводства лесов.
На территории Гослесфонда Кыргызской Республики на сегодняшний день определены земли пригодные под ОВЛХ на площади – 44963 га.
В настоящее время арендаторам (из местных жителей и работникам лесного хозяйства) переданы участки под общинное ведения лесного хозяйства участки лесного фонда на площади –2101га земель, на которых работают -380 семей (примерно1140 человек- членов семей). Комиссиями по внедрению ОВЛХ при лесхозах рассматриваются 180 заявлений. Только за весну в 2002 года арендаторами ОВЛХ вышеперечисленных лесхозов были созданы лесокультуры — 279 га земли на территории Гослесфонда.
3.6. Лесные таксы
Виды сборов: таксы на древесину лесных пород, отпускаемые на корню. Сборы осуществляет лесохозяйственные объединения. Субсидии/поддержку осуществляют международные организации на грантовой основе – Швейцарский Фонд Развития Международного Сотрудничества и т.д. Средства от реализации лесных продуктов поступают на счет лесхозов и расходуются на развитие лесного хозяйства и защиту леса.