Налог на добавленную стоимость
¨ Обеспечить своевременный и полный зачет НДС/акцизов за приобретенные материальные ресурсы, а также прямое возмещение НДС из бюджета для экспортеров и предприятий, производящих инвестиции. Следует признать, что такие зачет/возмещение являются не особой льготой, предоставляемой предприятиям, а нормальными правилами администрирования НДС и акцизов, обеспечивающими их функционирование как налогов на потребление. В частности, для этого в Налоговом кодексе должна быть изменена формулировка статьи 125 так, чтобы обязать государственные органы производить возмещение НДС при его переплате в установленные законом (и достаточно короткие) сроки.
¨ Ввести НДС на поставки сельскохозяйственной продукции. Это позволит: а) уменьшить налоговое бремя на предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию; б) сделает более выгодными инвестиции в основные фонды сельскохозяйственных предприятий (за счет возможности получить зачет НДС, включенного в стоимость этих фондов); в) создаст бóльшие стимулы для экспорта сельскохозяйственной продукции (за счет нулевой ставки НДС на экспортные поставки); г) побудит крестьян приобретать материальные ресурсы у производителей/торговцев, способных предоставить им счет-фактуру по НДС, и тем самым уменьшит спрос на продукцию теневого сектора и контрабанду. Ввиду сложностей администрирования НДС в отношении множества мелких плательщиков–сельскохозяйственных производителей возложить обязанность перечисления НДС в бюджет не на крестьян, а на перерабатывающие предприятия или торговые организации, приобретающие продукцию у крестьян, что позволит увеличить доходы бюджета (см. таблицу 4). При этом, разумеется, обязанность подачи налоговых деклараций по НДС сохранится за сельскохозяйственными производителями. При определенных условиях это даже улучшит их экономическое и финансовое положение, поскольку они смогут получать в денежной форме возмещение на приобретенные ими материальные ресурсы[1].
Таблица 1. Воздействие НДС на сельскохозяйственную продукцию на поступления в бюджет[2]
Действующее законодательство (нет НДС на с/х продукцию)
|
Обычная схема НДС (налог перечисляется в бюджет продавцом с/х продукции)
|
Предлагаемая схема НДС (налог перечисляется в бюджет покупателем с/х продукции)
|
|
С/х производитель
|
|||
Материальные затраты – всего
|
11.00
|
11.00
|
11.00
|
Факторные цены
|
10.00
|
10.00
|
10.00
|
НДС
|
1.00
|
1.00
|
1.00
|
Добавленная стоимость
|
10.00
|
10.00
|
10.00
|
Стоимость продукции в факторных ценах
|
21.00
|
20.00
|
20.00
|
НДС
|
4.00
|
4.00
|
|
Продажная цена
|
21.00
|
24.00
|
24.00
|
Выручка (сумма, получаемая с/х производителем на руки)
|
21.00
|
24.00
|
20.00
|
Налоговое обязательство по НДС
|
3.00
|
-1.00
|
|
Коэффициент администрирования
|
0.10
|
0.90
|
|
Фактический налоговый платеж
|
0.00
|
0.30
|
-0.90
|
Перерабатывающее предприятие
|
|||
Материальные затраты – всего
|
45.00
|
48.00
|
44.00
|
Сх сырье – всего
|
21.00
|
24.00
|
20.00
|
Факторные цены
|
20.37
|
20.00
|
20.00
|
НДС
|
0.63[3]
|
4.00
|
|
Другие материальные затраты –
всего
|
24.00
|
24.00
|
24.00
|
Факторные цены
|
20.00
|
20.00
|
20.00
|
НДС
|
4.00
|
4.00
|
4.00
|
Добавленная стоимость
|
20.00
|
20.00
|
20.00
|
Стоимость продукции в факторных ценах
|
60.37
|
60.00
|
60.00
|
НДС
|
12.07
|
12.00
|
12.00
|
Продажная цена
|
72.44
|
72.00
|
72.00
|
Налоговое обязательство по НДС
|
7.44
|
4.00
|
8.00
|
Коэффициент администрирования
|
0.40
|
0.50
|
0.50
|
Фактический налоговый платеж
|
2.98
|
2.00
|
4.00
|
Суммарные поступления НДС
от с/х и перерабатывающих предприятий
|
2.98
|
2.30
|
3.10
|
Следует отметить, что по типу воздействия НДС на сельскохозяйственных производителей последние могут быть подразделены на три группы: 1) мелкие и бедные хозяйства, в большой степени производящие продукцию для собственного потребления, а излишки реализующие на рынке; интересы этой группы будут мало затронуты введением НДС, так как она окажется ниже порога регистрации (см. также предыдущий абзац); 2) активно развивающиеся хозяйства, производящие инвестиции и ориентированные на экспорт; эта группа однозначно выиграет от введения НДС; 3) хозяйства, производящие товарную продукцию на внутренний рынок; эти хозяйства, по-видимому, будут мало затронуты в части продукции, реализуемой конечным потребителям ими самими (администрировать взимание НДС с этих продаж будет достаточно сложно, хотя, при надлежащих административных усилиях, возможно); налоговое бремя на них несколько возрастет в отношении продукции, продаваемой переработчикам/оптовым торговцам. Таким образом, перспективные хозяйства, которые должны обеспечить экономический рост в стране, и беднейшая часть крестьянства выиграют или, по крайней мере, не проиграют от введения НДС, остальные хозяйства станут вносить больший вклад в финансирование государственных расходных программ, который пока что является непропорционально малым по сравнению с предприятиями других отраслей экономики.
¨ Ввести НДС на коммунальные услуги. Эти услуги ничем принципиально не отличаются от прочих услуг, облагаемых НДС. Такой шаг тем более уместен, что в среднесрочной перспективе предполагается практически полная приватизация данного сектора экономики. Следует заметить, что этот шаг не затронет беднейшую часть населения, проживающую в сельской местности. Для бедных жителей городов введение НДС должно быть компенсировано за счет расходной части бюджета.
¨ Ввести нулевую ставку НДС на экспортные поставки золота (в отношении продукции новых месторождений). Это позволит привлечь инвесторов для разработки новых месторождений золота.
¨ Обеспечить исполнение международных договоров при обложении услуг НДС. Это улучшит возможности развития сектора услуг (в частности, телекоммуникаций) и увеличит экспортный потенциал страны.
[1] Следует отметить, что пока что масштабы деятельности официальных поставщиков материальных ресурсов для сельского хозяйства, выдающих счета-фактуры, невелики. Такая мера будет способствовать увеличению спроса на продукцию именно официально действующих поставщиков и будет способствовать повышению прозрачности и в этой сфере экономической деятельности.
[2] Приведенные значения добавленной стоимости и затрат на сырье и ресурсы являются условными, хотя согласуются с данными межотраслевого баланса.
[3] Сумма 3% фиксированного зачета.