Налог на добавленную стоимость

image_pdfimage_print
¨      Обеспечить своевременный и полный зачет НДС/акцизов за приобретенные материальные ресурсы, а также прямое возмещение НДС из бюджета для экспортеров и предприятий, производящих инвестиции. Следует признать, что такие зачет/возмещение являются не особой льготой, предоставляемой предприятиям, а нормальными правилами администрирования НДС и акцизов, обеспечивающими их функционирование как налогов на потребление. В частности, для этого в Налоговом кодексе должна быть изменена формулировка статьи 125 так, чтобы обязать государственные органы производить возмещение НДС при его переплате в установленные законом (и достаточно короткие) сроки.
¨      Ввести НДС на поставки сельскохозяйственной продукции. Это позволит: а) уменьшить налоговое бремя на предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию; б) сделает более выгодными инвестиции в основные фонды сельскохозяйственных предприятий (за счет возможности получить зачет НДС, включенного в стоимость этих фондов); в) создаст бóльшие стимулы для экспорта сельскохозяйственной продукции (за счет нулевой ставки НДС на экспортные поставки); г) побудит крестьян приобретать материальные ресурсы у производителей/торговцев, способных предоставить им счет-фактуру по НДС, и тем самым уменьшит спрос на продукцию теневого сектора и контрабанду. Ввиду сложностей администрирования НДС в отношении множества мелких плательщиков–сельскохозяйственных производителей возложить обязанность перечисления НДС в бюджет не на крестьян, а на перерабатывающие предприятия или торговые организации, приобретающие продукцию у крестьян, что позволит увеличить доходы бюджета (см. таблицу 4). При этом, разумеется, обязанность подачи налоговых деклараций по НДС сохранится за сельскохозяйственными производителями. При определенных условиях это даже улучшит их экономическое и финансовое положение, поскольку они смогут получать в денежной форме возмещение на приобретенные ими материальные ресурсы[1].
Таблица 1.           Воздействие НДС на сельскохозяйственную продукцию на поступления в бюджет[2]
Действующее законодательство (нет НДС на с/х продукцию)
Обычная схема НДС (налог перечисляется в бюджет продавцом с/х продукции)
Предлагаемая схема НДС (налог перечисляется в бюджет покупателем с/х продукции)
С/х производитель
Материальные затраты – всего
11.00
11.00
11.00
   Факторные цены
10.00
10.00
10.00
   НДС
1.00
1.00
1.00
Добавленная стоимость
10.00
10.00
10.00
Стоимость продукции в факторных ценах
21.00
20.00
20.00
НДС
4.00
4.00
Продажная цена
21.00
24.00
24.00
Выручка (сумма, получаемая с/х производителем на руки)
21.00
24.00
20.00
Налоговое обязательство по НДС
3.00
-1.00
Коэффициент администрирования
0.10
0.90
Фактический налоговый платеж
0.00
0.30
-0.90
Перерабатывающее предприятие
Материальные затраты – всего
45.00
48.00
44.00
   Сх сырье – всего
21.00
24.00
20.00
      Факторные цены
20.37
20.00
20.00
      НДС
0.63[3]
4.00
   Другие материальные затраты –
   всего
24.00
24.00
24.00
      Факторные цены
20.00
20.00
20.00
      НДС
4.00
4.00
4.00
Добавленная стоимость
20.00
20.00
20.00
Стоимость продукции в факторных ценах
60.37
60.00
60.00
НДС
12.07
12.00
12.00
Продажная цена
72.44
72.00
72.00
Налоговое обязательство по НДС
7.44
4.00
8.00
Коэффициент администрирования
0.40
0.50
0.50
Фактический налоговый платеж
2.98
2.00
4.00
Суммарные поступления НДС
от с/х и перерабатывающих предприятий
2.98
2.30
3.10
Следует отметить, что по типу воздействия НДС на сельскохозяйственных производителей последние могут быть подразделены на три группы: 1) мелкие и бедные хозяйства, в большой степени производящие продукцию для собственного потребления, а излишки реализующие на рынке; интересы этой группы будут мало затронуты введением НДС, так как она окажется ниже порога регистрации (см. также предыдущий абзац); 2) активно развивающиеся хозяйства, производящие инвестиции и ориентированные на экспорт; эта группа однозначно выиграет от введения НДС; 3) хозяйства, производящие товарную продукцию на внутренний рынок; эти хозяйства, по-видимому, будут мало затронуты в части продукции, реализуемой конечным потребителям ими самими (администрировать взимание НДС с этих продаж будет достаточно сложно, хотя, при надлежащих административных усилиях, возможно); налоговое бремя на них несколько возрастет в отношении продукции, продаваемой переработчикам/оптовым торговцам. Таким образом, перспективные хозяйства, которые должны обеспечить экономический рост в стране, и беднейшая часть крестьянства выиграют или, по крайней мере, не проиграют от введения НДС, остальные хозяйства станут вносить больший вклад в финансирование государственных расходных программ, который пока что является непропорционально малым по сравнению с предприятиями других отраслей экономики.
¨      Ввести НДС на коммунальные услуги. Эти услуги ничем принципиально не отличаются от прочих услуг, облагаемых НДС. Такой шаг тем более уместен, что в среднесрочной перспективе предполагается практически полная приватизация данного сектора экономики. Следует заметить, что этот шаг не затронет беднейшую часть населения, проживающую в сельской местности. Для  бедных жителей городов введение НДС должно быть компенсировано за счет расходной части бюджета.
¨      Ввести нулевую ставку НДС на экспортные поставки золота (в отношении продукции новых месторождений). Это позволит привлечь инвесторов для разработки новых месторождений золота.
¨       Обеспечить исполнение международных договоров при обложении услуг НДС. Это улучшит возможности развития сектора услуг (в частности, телекоммуникаций) и увеличит экспортный потенциал страны.

[1] Следует отметить, что пока что масштабы деятельности официальных поставщиков материальных ресурсов для сельского хозяйства, выдающих счета-фактуры, невелики. Такая мера будет способствовать увеличению спроса на продукцию именно официально действующих поставщиков и будет способствовать повышению прозрачности и в этой сфере экономической деятельности.
[2] Приведенные значения добавленной стоимости и затрат на сырье и ресурсы являются условными, хотя согласуются с данными межотраслевого баланса.
[3] Сумма 3% фиксированного зачета.