5.5 Бизнес возможности

image_pdfimage_print

 

 

5.4.1    Качество товаров и услуг

Только 5% предпринимателей отметили, что качество их товаров и услуг ухудшилось за последние 12 месяцев. Больше всего респондентов в г. Бишкек (54%), Баткенской области (46%) и Ошской области (41%) считают, что качество их продукции улучшилось.
 
Диаграмма 5.5.1. Изменения в качестве товаров и услуг
Вопрос: Изменилось ли качество ваших товаров или услуг за последние 12 месяцев?
 
59% респондентов, работающих в сфере туризма, отдыха, и ресторанной деятельности в июле 2002 г. и 58% опрошенных в мае 2003 г. отметили улучшение качества своей продукции.
 

Bookmark: _Toc257330665.4.2    Ассортимент товаров и услуг

Сорок пять процентов респондентов указали, что ассортимент их товаров и услуг расширился за последние 12 месяцев. В сфере торговли, туризма и отдыха отмечается самое значительное расширение ассортимента услуг и составляет 52%. В финансовом секторе расширение ассортимента услуг было незначительным и составило 17%.
 
Диаграмма 5.5.2. Изменение в ассортименте товаров и услуг
Вопрос: Изменился ли ассортимент Ваших товаров или услуг за последние 12 месяцев?
 
 

Bookmark: _Toc257330525.4.3    Наличие помещений

В целом произошло незначительное изменение в плане наличия помещений. 29% предприятий указывают, что им легко найти помещение.
 
Диаграмма 5.5.3. Наличие помещений  
Вопрос: Легко найти подходящее помещение для бизнеса?
 

Bookmark: _Toc257330555.4.4    Доступность сырья

Сырье было менее доступно в июне 2003 г. по сравнению с летом 2002 г.
Диаграмма 5.5.4 Доступность сырья
Заявление: Сырье для ведения бизнеса найти легко.

5.4.5    Стоимость сырья

Семьдесят один процент считают, что их затраты на производство увеличились за последние 12 месяцев.
 
Диаграмма 5.5.5 Изменения затрат на производство

Bookmark: _Toc257330585.4.6    Доступность оборудования и технологий

В целом, 66% респондентов сталкиваются с трудностями в поиске соответствующего оборудования и технологии. В сельскохозяйственном секторе этот показатель достигает 77%.
Диаграмма 5.5.6 Доступность оборудования и технологии
Заявление: Легко найти подходящее оборудование и технологию  
 

Bookmark: _Toc257330605.4.7    Наличие квалифицированных кадров

36% предприятий указывают, что легко найти квалифицированных специалистов.
Диаграмма 5.5.7 Наличие квалифицированных кадров
Заявление: Легко найти квалифицированных кадров. 
 

Bookmark: _Toc257330615.4.8    Управленческие навыки

Респонденты становятся более уверенными в своих управленческих навыках. Только 69% опрошенных заявили, что им стоит улучшить управленческие навыки, по сравнению с 75% предпринимателями, высказавшими такое же мнение во время предыдущего опроса.
Диаграмма 5.5.8. Необходимость улучшить управленческие навыки
Заявление: Мне необходимо улучшить управленческие навыки
 

5.4.9    Знания и навыки в области маркетинга

Все еще отмечается необходимость в улучшении маркетинга на предприятиях. Однако процент респондентов, разделяющих такое мнение, снизился до 73%. Наибольший показатель респондентов, признающих необходимость совершенствовать маркетинговые навыки, отмечается среди представителей крупных предприятий и составляет 78%.
 
Диаграмма 5.5.9. Необходимость усовершенствовать навыки в области маркетинга
Заявление: Мне необходимо усовершенствовать навыки в области маркетинга
 
 

5.4.10 Обучение персонала

Необходимость в обучении персонала повысилась с момента предыдущего опроса. Шестьдесят процентов респондентов указали, что их персоналу необходимо техническое обучение.  
Диаграмма 5.5.10. Требуется техническое обучение для персонала
Вопрос: Требуется ли техническое обучение для ваших работников?
 
Необходимо отметить, что на эти данные повлияло большое число предпринимателей, не имеющих работников. Если не учитывать данные, касающиеся предпринимателей, имеющих от 1 до 5 работников, 69% предпринимателей признают необходимость в техническом тренинге для своего персонала.
 

Bookmark: _Toc257330955.4.11 Информация о службах поддержки предпринимательства

Респондентам был задан вопрос, существуют ли какие-либо организации в их области, которые активно поддерживают развитие предпринимательства. Несмотря на существование достаточно широкого круга служб поддержки, только 26% знают об их существовании.
 
Диаграмма 5.5.11: Наличие организаций, поддерживающих развитие предпринимательства
Вопрос: Существуют ли какие-либо государственные, общественные, международные фонды или бизнес ассоциации в области, которые активно поддерживают развитие предпринимательства?
 
 

Bookmark: _Toc257330965.4.12 Признание работы служб поддержки предпринимательства

Респондентов, подтвердивших, что им известно о работе служб поддержки предпринимательства, просили перечислить в произвольной форме названия организаций, которые, по их мнению, оказывают подобную поддержку. 840 ответивших, что службы поддержки предпринимательства имеются, дали 1018 ответов, перечисленных в таблице ниже (таблица 5.5.12).
Респонденты в Нарынской и Таласской областях были более открыты при уточнении организаций, по сравнению с ответившими в других областях. Поэтому данные касаются более активных организаций в Нарынской и Таласской областях. Ответы также включали более 100 различных организаций, сгруппированных в таблице под категорией «Другие», так как они в целом были упомянуты менее четырех раз.
Кредитные организации больше признаются как поставщики услуг по поддержке предпринимательства. Ведущие организации в этой области – ФИНКА, КСФК, ПРООН. Эти организации также являются основными источниками финансирования по количеству клиентов, пользующихся такими ресурсами (таблица 5.5.4).


 
Диаграмма 5.5.12:  Признание работы служб поддержки предпринимательства
 
Источник служб поддержки предпринимательства
% указавших названия организаций в области
Баткенская область  
Джалалабадская область 
Ошская область 
Таласская область 
Нарынская область 
Иссык-Кульская область 
Чуйская область 
г. Бишкек 
Кыргызская Республика 
ФИНКА
48
13
7
7
9
33
23
13
14,3 
КСФК
13
16
21
11
20
4
9
4
13,9 
ПРООН
2
2
13
21
0
9
10
2
11,0 
Бизнес Центр (SBDC)
2
0
17
0
11
6
0
7
6,4 
Корпус милосердия (включая Ак-Марал)
0
1
3
1
0
7
20
7
4,1 
Агрик Консалтинг Сервис
3
2
3
9
0
1
1
4
3,9 
Кредитные союзы
5
9
1
1
0
11
5
0
3,3 
Фонд Сороса
0
1
9
1
0
0
1
2
3,1 
Общественный фонд XXI в.
0
0
0
12
0
0
0
0
2,9 
ТАСИС
0
1
6
0
0
0
0
2
2,0 
ЛАРК (Хельветас)
0
0
4
0
5
1
1
0
1,7 
НПО Ак-Жар
0
0
0
7
0
0
0
0
1,6 
Кыргызаыйлтраст
2
1
0
0
2
5
5
0
1,4 
Айылкенеш кызматы
0
0
0
3
6
2
0
0
1,4 
Гос.комиссия по поддержке предпринимательства
0
1
1
1
3
4
1
0
1,3 
Ак-Пейл
0
0
0
5
0
0
0
0
1,3 
Банки
3
2
1
0
0
0
2
2
1,3 
Умай Эне
0
8
1
0
0
0
0
0
1,2 
ТАО (Проект ДИФИД)
0
0
0
5
0
0
0
0
1,2 
Ассоциация МСБ
2
2
0
0
8
0
0
0
1,1 
«Бумак» с/х банк
0
0
4
0
0
0
0
0
1,1 
ПРАГМА
0
0
0
0
11
0
0
2
0,8 
Мэрия
0
1
0
0
8
1
1
0
0,8 
Шоола (НПО)
0
6
0
0
0
0
0
0
0,8 
«Керемет Кол» общ. асс.
0
6
0
0
0
0
0
0
0,7 
Общ.фонд «Кум-Добо XXIв.»
0
0
2
0
0
0
0
0
0,7 
Союз предпринимателей
0
6
0
0
0
0
0
0
0,7 
Ассоциация в поддержку женщин-предпринимателей
2
1
0
0
0
0
0
9
0,6 
Бай-Тушум
0
0
0
0
3
2
0
2
0,5 
Фонд Мээрим
0
0
0
1
2
2
0
0
0,5 
Испытательный центр
0
0
0
0
8
0
0
0
0,5 
Другие (упомянутые < 4 раз)
21
21
6
13
8
12
19
43
14 
Всего респондентов в данной области (количество)
63 
124 
294 
242 
66 
85 
98 
46 
1018