1

6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

Респондентам было предложено ответить на вопрос: как изменения произошли за последние 12 месяцев в:
Ø Количестве разрешительных документов, необходимых для ведения бизнеса;
Ø Стоимости разрешительных документов;
Ø Получении разрешений, и
Ø Количестве проверок со стороны государственных органов.
 

        Количество требуемых разрешительных документов 

42% предпринимателей указали на то, что количество разрешительных документов увеличилось. Однако, данный показатель меньше показателя прошлого опроса. Это указывает на тот факт, что количество разрешительных документов не увеличивается так быстро, как это было два года назад.
 
Диаграмма 6.1. Изменения в количестве разрешительных документов, необходимых для ведения бизнеса за последние 12 месяцев
 

        Стоимость разрешительных документов

56% предпринимателей заявили, что стоимость разрешительных документов возросла. Данный показатель сократился на 9% с предыдущего опроса.
 
Диаграмма 6.2 Изменения в стоимости разрешительных документов, необходимых для ведения бизнеса за последние 12 месяцев

        Трудности в получении разрешительных документов

43% респондентов указывают, что стало труднее получить разрешительные документы. Данный показатель сократился на 6% с предыдущего опроса. 
Диаграмма 6.3a: Изменения в получении разрешительных документов за 12 месяцев
            В г. Бишкек 54% предпринимателей указали, что не произошло каких-либо изменений в получении разрешительных документов за 12 месяцев. Данный показатель свидетельствует о том, чем ближе к столице, тем меньше затруднений испытывают предприниматели в получении разрешительных документов, по причине большего контроля со стороны центральных органов власти за проведением проверок и т.д. Больше трудностей в получении разрешений наблюдается в Таласской, Ошской и Баткенской областях, где предприниматели обращаются в местные органы власти.  
Диаграмма 6.3б: Изменения в получении разрешительных документов за 12 месяцев – по областям

Bookmark: _Toc25733076Bookmark: _Toc25730275        Разрешительные документы и требования к отчетности со стороны различных ведомств

Респондентов попросили указать количество разрешительных документов и требования к представлению отчетов в 15 различных ведомств, а также указать уровень сложности в получении разрешений или в получении одобрения их отчетов.
Общая ситуация отражена в диаграмме 6.4., включая последовательность по уровню сложности трудностей, с которым сталкиваются предприниматели.
Показатель уровня сложности при получении разрешений – это способ расчета одного показателя:
 
 ((5 x  % респондентов, обозначивших это как “основную проблему») + (1 x  % респондентов, обозначивших это как «незначительную проблему»))/10.
           
Очевидно, что основные трудности предприниматели испытывают с налоговыми органами, как в плане количества требуемых отчетов, так и при получении одобрения этих отчетов. Второе место занимают санитарно-эпидемиологические службы и, что удивительно противопожарная служба, а также местные и городские органы власти. Также удивляет тот факт, что многие предприниматели указали на трудности в работе с архитектурно-строительными ведомствами и таможенной службой, несмотря на то, что только малое количество предпринимателей сталкиваются в своей работе с данными ведомствами на регулярной основе.
Более детальную информацию о требованиях к получению данных разрешительных документов, включая анализ по секторам, регионам и размерам предприятий можно получить в ОО «Прома» (www.proma.kg). Необходимо отметить, что ранжирование различных ведомств, где предприниматели сталкиваются с трудностями в получении разрешений и представлении отчетов, схоже с ранжированием ведомств, проводящих проверки. Более подробный анализ уровня проверок представлен в Разделе 6.6.
 
 
 
           



Диаграмма 6.4 Разрешительные документы и требования к отчетности
Ранжирование ведомств по степени сложностей, с которыми сталкиваются предприниматели в получении разрешений/представлении отчетов.
 
6.5 Проверки предприятий
Только 2% предпринимателей указали на сокращение количества проверок, 50% отметили увеличение проверок. Некоторые улучшения наблюдаются в промышленном секторе: только 36% представителей промышленных предприятий указали на повышение количества проверок, по сравнению с 50% респондентов, выразивших такое же мнение во время проведения предыдущего опроса. Незначительные изменения наблюдаются в других секторах.
 
Диаграмма 6.5 Изменения в количестве проверок со стороны государственных органов
 

6.6        Проверки, проводящиеся различными ведомствами

Диаграмма демонстрирует проверочную деятельность различных государственных органов, на основе отчетов респондентов (Диаграмма 6.6.), в последовательности по уровню трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели. Показатель уровня трудностей при проверках — это способ расчета одного показателя:
 
((5 x % респондентов, обозначивших это как «основную проблему») + (1 x  % респондентов, обозначивших это как «незначительную проблему»))/10
 
Среднее количество проверок в год на одно предприятие рассчитывается следующим образом:
(% респондентов, указавших «1x/год» + (3 x  % респондентов, указавших «2-4 x/год») + (5 x % респондентов, указавших «>4 x /год»)/100
 
Основываясь на вышеуказанных расчетах, предприниматели, участвовавшие в данном исследовании, сталкиваются в среднем с 10 проверками в год со стороны 15 различных ведомств, перечисленных в настоящем отчете, что также включает в себя тысячи индивидуальных предпринимателей, которые приняли участие в опросе.
 
 
 
 



Диаграмма 6.6 Проверочная деятельность различных ведомств
Ранжирование ведомств по степени сложностей, с которыми сталкиваются предприниматели при проверках их деятельности.
Проверки со стороны налоговых органов
Налоговые проверки отмечаются как самые сложные проверки, с которыми сталкиваются предприниматели при ведении своего бизнеса. Однако, как  показано ниже, степень сложности различается в зависимости от вида юридической регистрации.  Частные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью испытывают наибольшие сложности при проведении налоговых проверок, в то время как кооперативы сталкиваются с меньшими трудностями. Фермерские хозяйства и незарегистрированные предприятия сталкиваются с небольшим количеством проверок, однако незарегистрированные предприятия испытывают меньше трудностей с проверками по сравнению с фермерскими хозяйствами, несмотря на свой незарегистрированный статус.
Диаграмма 6.6.1a Частота налоговых проверок и трудности, испытываемые предприятиями различных организационно-правовых форм
 
При проведении анализа проверок по размеру предприятий можно прийти к выводу, что самые крупные и самые маленькие предприятия сталкиваются с наибольшим количеством проверок в год по сравнению с предприятиями среднего бизнеса. Однако представители среднего бизнеса испытывают больше трудностей при проведении налоговых проверок (Диаграмма 6.6.б).
Отмечается также значительная разница между секторами предпринимательской деятельности, в т.ч. сектор «отдых и туризм» испытывают больше проблем с проверками, а сектор «торговля» сталкивается с большим количеством проверок (Диаграмма 6.6.в). 
 



Диаграмма 6.6.1б Частота налоговых проверок и трудности, с которыми сталкиваются предприниматели – по размеру предприятий
Диаграмма 6.6.1в Частота налоговых проверок и трудности, с которыми сталкиваются предприниматели – по секторам предпринимательской деятельности
 
 


Сектор «отдых и туризм» испытывает наибольшие трудности  при проведении проверок санитарно-эпидемиологическим службами и противопожарной службой по сравнению с другими секторами, за исключением сектора «транспорт и коммуникации». Вышеуказанные сектора также испытывают больше проблем с проверками со стороны областных/городских/местных органов власти по сравнению со всеми секторами, за исключением сектора «транспорт и коммуникации». Проверки со стороны десяти государственных ведомств, наиболее часто указанные предпринимателями, представлены в Приложении 2. Во всех секторах, налоговые проверки создают наибольшую трудность для предпринимателей, однако ранжирование по всем другим ведомствам также различается в зависимости от сектора.
 

6.6.1    Региональные различия проведения проверок

Затруднения с налоговыми органами различаются по областям. Так, в Ошской области и в г. Бишкек предприниматели сталкиваются с наибольшими проблемами с проверками, в то время как в Таласской и Чуйской областях проблем меньше. Высокая степень сложностей, с которыми сталкиваются предприниматели, работающие в Бишкек, может объясняться отсутствием какого-либо сельскохозяйственного сектора в столице. Однако это не объясняет причину трудностей, указанных в Ошской области, большая часть представителей которой была из сельскохозяйственного сектора по сравнению с Иссык-Кульской или Чуйской областями. Налоговые проверки в Ошской области вызывают интерес, по той причине, что они охватывают широкую категорию предпринимателей: очень маленькое количество предпринимателей указали на отсутствие проверок или же на проведение проверок более 4 раз в год, а большая часть респондентов указала, что проверки проводятся от 2 до 4 раз в год.
Диаграмма 6.6.2a: Частота налоговых проверок и трудности, с которыми сталкиваются предприниматели – по областям
 
 
Проведение проверок санитарно-эпидемиологическими органами (Диаграмма 6.6.2.б) и областными/городскими/местными органами власти (Диаграмма 6.6.2.в) также отличается по регионам. В Баткенской области предприниматели испытывают трудности выше среднего в отношении санитарно-эпидемиологических проверок, а в Таласской области респонденты испытывают наибольшие трудности при проведении проверок местными администрациями, несмотря на то, что данный опрос проводился до смены губернатора в Таласской области в 2003 г. 



Диаграмма 6.6.1б Санитарно-эпидемиологические проверки – частота и степень сложностей,  с которыми сталкиваются предприниматели – по областям
 
Диаграмма 6.6.1б Проверки со стороны областных/городских/местных органов власти – частота и степень сложностей, с которыми сталкиваются предприниматели — по областям