РЕЗЮМЕ

 
Введение
Настоящий документ – это результаты второго общенационального исследования мнения и восприятия предпринимателей, проведенного с целью информирования Правительства, бизнес ассоциаций и доноров о реальных проблемах, с которыми сталкиваются предприниматели, и о приоритетах бизнеса, которые требуют определенных действий со стороны Правительства. Первое исследование, в ходе которого было опрошено 3022 предпринимателя, проводилось в форме семинаров по всей республике в июле и августе 2002 г. Второе исследование, в котором приняло участие 3279 предпринимателей, было также проведено в форме семинаров по всей стране в мае/июне 2003 г. Респондентами были представители всех областей республики, секторов бизнеса, различных размеров и организационно-правовых форм. Подробный анализ проведенного опроса представлен в отчете. Основные выводы и заключения представлены в настоящем резюме.

Официальные статистические данные о бизнесе в Кыргызской Республике
Предприниматели Кыргызской Республики находятся в критической ситуации, так как даже согласно официальным статистическим данным за 2002 г. количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса сократилось на 9.6% и составило 7759 предприятий. Одной из причин сокращения является пере-классификация некоторых предприятий среднего бизнеса в субъекты крупного бизнеса. Однако даже при учете всех субъектов предпринимательства, малого, среднего и крупного бизнеса, наблюдается сокращение на 8.3%, т.е. 8221 действующих субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в общем, и сокращение количества работников этих предприятий на 10.4%, т.е. 229000 человек. Положительным фактом является увеличение количества частных предпринимателей на 10.1%, т.е. 122525 индивидуальных предпринимателей и почти 200%-ый рост в количестве предпринимателей зарегистрированных как фермерские хозяйства, что составляет 251526 хозяйств.

Реакция бизнес среды на действия государства
Участники опроса указали на следующие действия со стороны правительства, имеющие, по их мнению, негативное воздействие на развитие предпринимательства: налоговая политика и администрирование, бюрократия (разрешительные документы/лицензирование/отчетность и проверки), коррупция среди государственных служащих, коррупция судебной системы. Такие действия подавляют предпринимателей, работающих успешно и прозрачно. Реакция бизнес среды в ответ на вышеуказанные действия выражается в форме ведения микро-бизнеса и/или работы в теневой экономике за счет жизнеспособного сектора МСБ и снижением потенциала роста кыргызской экономики.

Структура бизнес среды
64% респондентов – это очень маленькие предприятия с общим количеством работников менее 5. Этот факт отражает общую ситуацию предпринимательской деятельности в Кыргызской Республике. Частные предприниматели составляют 59% опрошенных, при этом многие из них работают в сфере оптовой и розничной торговли. Сорок восемь процентов опрошенных прошли юридическую регистрацию в течение последних 3,5 лет.

 

Уверенность предпринимателей в будущем своего бизнеса
Уверенность предпринимателей в будущем своего бизнеса возросла в период август 2002 — июнь 2003 гг. По результатам опроса в июне 2003 г. 52% предпринимателей ожидают расширение своего бизнеса в будущем, в то время как в ходе опроса в августе 2002 г. только 48% респондентов разделяли эту точку зрения. Тридцать процентов опрошенных указывают на повышение спроса на рынке на производимую ими продукцию и услуги за последние 12 месяцев, что составляет 2%-ное увеличение в сравнении с результатами предыдущего исследования. Это указывает на тот факт, что, несмотря на официальные статистические данные и отрицательную реакцию бизнес среды на некоторую деятельность государства, бизнес среда на самом деле улучшается за счет повышения спроса на рынке и тем самым, большего опыта работы в условиях рыночной экономики. Самый высокие показатели уверенности в будущем своего бизнеса наблюдаются среди предпринимателей Ошской, Джалал-Абадской и Таласской областей. Самые низкие показатели отмечаются в Чуйской области и городе Бишкек.

Доступ к финансовым средствам
74% предпринимателей отметили, что ограниченный доступ к источникам финансирования является одной из 3 приоритетных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели. Второе место занимает ограниченный рынок в Кыргызской Республике (56% респондентов указали на эту проблему). Таможенные и налоговые барьеры (36% респондентов) занимают третье место по серьезности проблем предпринимателей. Друзья и родственники остаются основным источником внешнего финансирования: 31% респондентов использовали данный источник в своем бизнесе. Только 15% предпринимателей получали средства через финансовые учреждения, а большая часть опрошенных вообще не использовала внешние источники финансирования. Однако данные показатели демонстрируют увеличение случаев использования услуг финансовых учреждений с момента проведения предыдущего опроса. В ходе последнего опроса только 12% респондентов указали, что они использовали внешние источники финансирования в своей деятельности. Также отмечаются значительные различия по областям: 44% предпринимателей города Бишкека и Чуйской области использовали в своей деятельности средства друзей и родственников и только 16% опрошенных в Таласской области. Также, только 5% предпринимателей в г. Бишкек пользовались услугами финансовых учреждений по сравнению с 24% опрошенных в Иссык-Кульской области. Сектор сельского хозяйства лидирует в использовании услуг финансовых учреждений (21% опрошенных). Самый незначительный показатель использования услуг финансовых учреждений наблюдается в секторе «транспорт и коммуникации», и составляет 3%. Основные причины не использования внешних источников финансирования заключаются в высоких процентных ставках, краткосрочного характера кредитов и высоких требований к залогу.

Налоговый режим
Тридцать три процента предпринимателей утверждают, что они могут уплачивать все налоги и при этом развивать свой бизнес: это составило 5%-ный рост по сравнению с результатами предыдущего опроса. Однако наблюдается также большое увеличение количества предпринимателей, считающих, что упрощенная система налогообложения и работа на основе патента оказывает положительное воздействие на их бизнес. Интересный аспект данного изменения состоит в том, что самые крупные предприятия указали на то, что упрощенное налогообложение для субъектов, работа и налогообложение на основе патента являются наиболее выгодными для них. Можно прийти к выводу, что самые крупные предприятия нашли выгодные способы применения данных налогов.
Респондентов попросили указать налоговую ставку, которая, по их мнению, приемлема и может стимулировать предприятия уплачивать налоги: только 3% акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью заявили, что они будут добровольно уплачивать корпоративный налог в размере 20%, в то время как 48% респондентов указали, что они будут добровольно уплачивать налоги только в случае, если налоговая ставка равна 10%.
Самые трудные проверки, с которыми сталкиваются предприниматели – это налоговые проверки. В среднем они проводятся 2,5 раза в год. Частные предприниматели сталкиваются с наибольшими трудностями при проведении налоговых проверок, а кооперативы с меньшими. Однако необходимо также отметить, что предприниматели, не прошедшие юридическую регистрацию, сталкиваются с меньшими трудностями при проведении проверок, чем любые другие виды предприятий, несмотря на то, что в случае с незарегистрированными предприятиями, проверки проводятся в среднем 1.7 раз в год и они фактически не прошли юридической регистрации своей деятельности. Наибольшие трудности с проверками и при их проведении испытывают предприниматели Ошской области. Большая часть респондентов из этой области указали, что обычно проверки проводятся 2-4 раза в год, а 77% данных респондентов отметили злоупотребление служебными полномочиями со стороны сотрудников налоговых органов. В общем, 61% опрошенных отмечают злоупотребление служебными полномочиями сотрудниками налоговых органов, что составило 7%-ное повышение с даты проведения последнего исследования.

Конкуренция среди предпринимателей
Шестьдесят семь процентов участников опроса указывают на рост конкуренции за последние 12 месяцев, предшествовавших опросу. Недобросовестную конкуренцию со стороны иностранных предпринимателей признают только 13% предпринимателей, что на 4% меньше показателя прошлого опроса. Однако 34% респондентов все же отмечают, что они сталкиваются с недобросовестной конкуренцией со стороны предприятий, которые пользуются специальными государственными льготами или защитой. Различия по областям отражают основное сокращение показателя недобросовестной конкуренции: предприниматели Таласской области больше обеспокоены недобросовестной конкуренцией со стороны предприятий, поддерживаемых государством, и значительный рост показателя отмечается среди предпринимателей Чуйской области.

Коррупция в государственных органах
Пятьдесят процентов предпринимателей, участвовавших в настоящем опросе, указывают на коррупцию в государственных органах, что на 5% выше показателя предыдущего исследования. Только 2% считают, что коррупция сократилась. В г. Бишкек и Ошской области более 60% респондентов указывают на рост коррупции в государственных органах.

Правовая среда
Шестьдесят пять процентов всех предпринимателей указывают на то, что решения судебных органов зависят от внешнего давления или взяток, что на 9% выше показателя предыдущего исследования. В г. Бишкек 82% респондента считают, что суды коррумпированы.
Нестабильность законодательства также представляет проблему для предпринимателей. 65% опрошенных указывают на слишком частое изменение законодательства. Только 16% респондентов считают, что законодательство исполняется на практике. В столице эту точку зрения разделяют 7% респондентов.

Государственное регулирование
Наблюдаются некоторые признаки того, что уровень государственного регулирования не увеличивается так быстро, как это было в 2001 г. Сорок два процента предпринимателей указывают на увеличение количества разрешительных документов за последние 12 месяцев, что составляет 6%-ное сокращение показателя предыдущего опроса. Однако только 6% предпринимателей считает, что количество требуемых разрешительных документов сократилось.
Помимо проблем с отчетностью в налоговые органы предприниматели сталкиваются с проблемами с различными государственными органами, в первую очередь с санитарно-эпидемиологическими службами, противопожарной службой, областными/городскими/местными органами власти, службами стандартизации и метрологии, архитектурно-строительными ведомствами и таможенными органами. При этом трудности, испытываемые в работе с различными ведомствами, варьируются в зависимости от секторов предпринимательства и областей.
Пятьдесят процентов предпринимателей говорят, что количество проверок со стороны государственных ведомств возросло за предыдущие 12 месяцев.

Экспортеры
Процент предпринимателей, вовлеченных в экспортную деятельность, увеличился с 8.5% до 9.8%, участвовавших в текущем опросе. Основные просьбы экспортеров к Правительству следующие: облегчить таможенный и транзитный контроль, доступ на рынок Казахстана и доступ на российский рынок.

Приоритетные направления мер Правительства в области предпринимательства
Предпринимателям было предложено 18 приоритетных мер, которые требуют вмешательства со стороны Правительства. Респонденты выделили следующие приоритеты:
                     % опрошенных, обозначивших данные варианты как «очень важные»
  1. Уменьшить налоговую ставку для предпринимателей
85%
  1. Предоставить доступ к финансовым кредитам с низкими процентными ставками
77%
  1. Искоренить взяточничество среди государственных служащих
77%
  1. Сократить количество государственных чиновников, проводящих проверки
72%
  1. Сократить количество разрешительных документов, требуемых от предпринимателей
72%
Участников опроса также попросили указать свои собственные предложения в свободной форме. Были отмечены следующие приоритетные действия Правительства:
  1. реформирование налоговой системы и сокращение процентных ставок.
  2. предоставление финансовых кредитов с более низкими процентными ставками и на более долгий срок.
  3. прекращение бюрократического вмешательства в развитие предпринимательства.
Основное изменение, произошедшее после проведения предыдущего опроса, заключается в том, что реформирование налоговой системы представляется для предпринимателей более высоким приоритетом, чем предоставление более «дешевого» финансирования.
Для крупных предприятий с общим количеством работников более 100, «дешевое финансирование» занимает только шестое место в списке приоритетов после: (1) снизить налоговые ставки для предпринимателей; (2) искоренить взяточничество среди государственных чиновников; (3) сократить налоговую отчетность до одного раза в год; (4) предоставлять информацию об изменениях в законодательстве; (5) реформировать судебную систему с тем, чтобы решения судов не были подвержены давлению или взяткам.