Краткий обзор перерабатывающей промышленности Кыргызстана

    Перерабатывающая промышленность в Кыргызстане в последние годы приобретает все большее значение, поскольку сельское хозяйство является основным источником доходов ¾ населения, проживающего в сельской местности. В структуре ВВП (около 74 млрд. сом в 2001 году) доля сельского хозяйства составила 37%, в сравнении с 25% по промышленной индустрии. Производство продуктов питания достигло 6.3 млрд. и составило 14% от промышленной индустрии.
 
Плодоовощная отрасль Кыргызстана
 
    Количество предприятий плодоовощной отрасли составляет примерно 12% (около 35 заводов и 18 мини-цехов) от 590 предприятий пищевой промышленности, зарегистрированных в статистическом комитете республики.
 
    На сегодняшний день цифра реально действующих плодоовощных предприятий и цехов не превышает 25. Перерабатывающие цеха по выпуску консервов на большинстве крупных предприятий не работают, но оборудование находится в технически исправном состоянии. Многие предприятия перепрофилировались на выпуск вино-водочных изделий и виноматериалов, которые приносят более высокую маржинальную прибыль.
 
    В последнее время наметились тенденции роста активности плодоовощных предприятий, особенно производящих сушеные овощи и соки. Хотя данная отрасль находится по-прежнему в плачевном состоянии, но, учитывая возможности сырьевой базы, а также объемы ручного труда, занятого в выращивании и сборе урожая фруктов и овощей, данная система находится в лучшем положении, нежели животноводнический сектор. Овощи являются, в основном, однолетними растениями и их производство можно легко планировать.
 
    Согласно официальной статистике за последние 5 лет в Кыргызстане производилось 4-4.5 тыс.тонн консервов из фруктов и овощей, хотя общая мощность производства оценивается 25 тыс.тонн. В 2000 году было выпущено 2.4 муб овощных консервов, 12 муб томатных консервов и 4.1 муб фруктовых, что составляет 12%, 60% и 20% от общего количества впроизведенных консервов (20.1 муб), соответственно.
 
    Бывшие государственные предприятия после процесса приватизации медленно адаптируются к новым условиям рыночной экономики, не могут организовать систему снабжения сырьем, создать торговую марку и построить систему распределения и сбыта.
 
    Жизнеспособными в данной ситуации становятся предприятия и цеха малой мощности, которые стали появляться в последние 2-3 года. Подобные предприятия более мобильны и имеют правильный рыночный подход в создании и управлении производством. В основном, они создаются тогда, когда изучен спрос и определен конкретный клиент, например при таком подходе были созданы компании Монада (Сокулук) и Нуристан (Бишкек), производящие сушеные овощи и фрукты под стабильные контракты.
 
    Большинство перерабатывающих заводов стремится приобрести соответствующую упаковку для своей продукции, тем самым они вынуждены импортировать упаковочный материал, например стеклянную тару из Узбекистана и России, полимерную упаковку из России, Турции и Европы. Многие руководители заводов считают, что все производственные проблемы можно решить только за счет приобретения дорогостоящих упаковочных линий как Tetra Pak, не предпринимая никаких изменений в общей системе руководства производством как того требуют новые условия.
 
    В настоящее время многие руководители предприятий оказались в информационном вакууме: с одной стороны – обилие неупорядочной (часто противоречивой) информации, с другой стороны – отсутствие четких ориентиров для выбора перспективных направлений.
 
Лесная перерабатывающая отрасль Кыргызстана
 
    Орехово-плодовые леса представлены двумя крупными массивами (Арстанбоб-Кугартский и Ходжа-Атинский), вытянутыми с востока на запад, и занимают 632 500 га. По размерам занимаемой территории, ценности, уникальности и красоте орехово-плодовые леса Южного Кыргызстана являются единственными в мире.
 
    Орехово-плодовые леса расположены на территории 11 лесхозов в Джалал-Абадской области и одного лесхоза в Ошской области.
 
    Существующий на юге страны потенциал переработки недревесных продуктов леса позволяет производить уникальные экологически чистые продукты как ореховое масло, различные виды джема, соки, лекарственные травы, мед и т. п. Развитие данной отрасли получило свою поддержку с весны 2001 года в рамках проекта Интеркооперейшн, целью которого является развитие малых и средних предприятий (МСП) в секторах сельского хозяйства и переработки продуктов леса. Основная идея вышеназванного проекта состоит в следующем:
  • Поддержка инициатив отдельных лиц или небольших групп местных жителей по созданию собственных небольших перерабатывающих цехов (установок) с акцентом на соблюдении гендерного баланса.
  • Поддержка переработки пользующихся спросом недревесных продуктов леса.
  • Поддержка производства перспективных продуктов.
  • Внедрение новых адаптированных технологий переработки.
  • Совершенствование знаний местных жителей об устойчивом использовании природных ресурсов и переработке продуктов леса.
  • В настоящее время большая часть работы, связанной с маркетингом и сбытом продукции, организована и осуществляется консультативной фирмой, которая собирает продукты, изготовленные разными производителями, и продает их на рынке под единой торговой маркой.
    Что касается услуг по развитию бизнеса (УРБ), то сейчас наибольшим спросом со стороны предприятий пользуются услуги по вопросам маркетинга, технологий, оборудования, доступа к необходимой информации, финансовых операций. В настоящее время у перерабатывающих предприятий пока отсутствует четкое понимание того, «как делать бизнес», но ожидается, что по мере того, как будет возрастать спрос на производимую ими продукцию, они станут уделять больше внимания УРБ.
Внутренний рынок Кыргызстана
 
    Внешний вид продукции у большинства предприятий не может выдержать конкуренцию даже на внутреннем рынке. Из исследований, сделанных в магазинах на предмет наличия соков и консервированных продуктов из фруктов и овощей, можно сделать вывод, что ассортимент плодоовощной продукции состоит, в основном, из импортной продукции таких сран как Венгрия, Болгария, Франция, Германия, Казахстан и Россия (!). Продукция местных производителей не имеет также рекламной поддержки и организованной системы дистрибьюции. Например в 2001г., компания PAKS получила частичную финансовую поддержку от донорской организации по созданию структуры маркетингового отдела и построению дистрибьюторской сети для своей продукции, что, в свою очередь позволило компании увеличить объем продаж в 1.6 раза.
 
Тенденции развития экспортной продукции в Кыргызстане
 
    Большинство с/х предприятий Кыргызстана вынуждено экспортировать от 40 до 100% своей продукции, что обусловлено экономическими (низкий уровень дохода на душу населения) и культурными традициями (вкусовые привязанности, домашние заготовки).
 
    По статистическим данным, в 2001 году овощеперерабатывающая отрасль экспортировала свою продукцию в Россию и Казахстан на сумму 756.9 тыс.долларов США и 134.7 тыс.долларов США, соответственно, что составило от общего объема экспорта данной продукции (1,096.8 тыс. долларов США) 69% и 12%.
 
    Из таблицы 2 видно, что основным импортером плодоовощных консервов и сушеных овощей является Россия (88% и 96% от общего объема экспорта данной продукции, соответственно), хотя по сокам Казахстан является основным партнером и его доля от общего экспорта составляет 78%.
 
    В последнее время увеличивается объем экспорта лесных и горных продуктов, таких как: грецкий орех, фисташки, мед. Данный продукт имеет высокие вкусовые качества и является экологически чистым продуктом. Имея только 7% кыргызского экспорта орехов, Россия, в то же время, является крупным импортером данной продукции из США, Китая, Ирана, Узбекистана.
 
    Опыт самостоятельного экспортирования продукции имеют только 5-6 предприятий, из которых, в свою очередь, только 3 имеют постоянных партнеров и свои представительства в России (Москве и С. Петербурге) – Нуристан (Бишкек), Монада (Сокулук) и Ивток (Токмак). Налаженную систему сбыта в Казахстане (Алматы) имеет предприятие PAKS (Иссык-Куль). Такие крупные предприятия, как Гуль-Азык (Бишкек) и Токмокский  консервный завод (Токмок) реализуют свою продукцию в Сибирь, а завод по производству яблочных соков и концентратов Ала-Тоо (с.Кара-Джигач) периодически отправлял свою продукцию как полуфабрикат в Германию, правда, на сегодняшний день, эти связи нарушены. В 1999г. Завод Гул-Азык экспортировал 20 тонн томатной пасты в США.


Таблица 2. Экспорт с/х продукции и продуктов леса в Россию и Казахстан
 
 
 
Всего Экспорт 
 
в т.ч. Россия 
 
в т.ч. Казахстан 
 
 
тонн 
тыс.$ 
 
тонн 
тыс.$ 
 
тонн 
тыс.$ 
Продукты Леса 
 
 
  
 
 
  
 
 
  
Миндаль неочищенный от кожуры
 
249.4
161.0
 
3.0
0.4
 
 
 
Миндаль очищенный от кожуры
 
33.2
20.0
 
0.1
0.01
 
 
 
Орехи лесные в скорлупе, свежие
 
8.0
3.4
 
8.0
3.4
 
 
 
Орехи лесные без скорлупы, свежие или сушеные
 
21.5
18.2
 
9.0
9.9
 
 
 
Орехи грецкие в скорлупе, свежие
 
512.1
171.6
 
47.0
14.1
 
0.2
0.1
Орехи грецкие без скорлупы, свежие или сушеные
 
515.9
240.6
 
14.8
6.8
 
 
 
Прочие орехи
 
20.0
7.1
 
20.0
7.1
 
 
 
Итого 
 
1,360.1
621.9
 
101.9
41.7
 
0.2
0.1
Мед 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мед натуральный
 
363.7
237.8
 
32.2
30.3
 
 
 
Итого 
 
363.7
237.8
 
32.2
30.3
 
0.0
0.0
Овощные консервы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Огурцы или корнишоны, пригот. или консервированные
 
50.9
24.8
 
50.9
24.8
 
 
 
Прочие овощи, фрукты, орехи и др. части растений
 
3.9
3.6
 
3.2
3.0
 
0.7
0.6
Томаты целые или резанные на части
 
113.5
64.3
 
113.4
64.0
 
 
 
Прочие томаты консервирванные
 
868.2
386.4
 
694.2
324.1
 
72.0
29.8
Итого 
 
1,036.5
479.1
 
861.7
415.9
 
72.7
30.4
Плодово-ягодные гомогенизированные продукты 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Гомогенизированные готовые продукты
 
10.2
5.8
 
1.4
0.9
 
8.8
5.0
Прочие джемы, мармелады, желе, пюре, пасты
 
697.3
156.7
 
679.0
152.4
 
18.0
4.3
Итого 
 
707.5
162.5
 
680.4
153.3
 
26.8
9.3
Плодоовощные соки 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Томатный сок
 
88.2
21.9
 
66.7
16.3
 
21.5
5.6
Яблочный сок
 
15.6
9.0
 
15.6
9.0
 
 
 
Сок прочих овощей или фруктов
 
119.4
40.6
 
1.1
0.7
 
118.0
40.0
Соки прочих цитрусовых
 
22.4
7.4
 
 
 
 
22.4
7.4
Смеси соков
 
127.8
41.9
 
 
 
 
127.7
41.8
Итого 
 
373.4
120.8
 
83.4
26.0
 
289.6
94.8
Сушеные овощи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лук репчатый сушеный, целый, нарезанный кусками
 
244.2
328.6
 
235.5
156.6
 
 
 
Прочие овощи, овощные смеси
 
28.4
5.8
 
25.9
5.1
 
2.5
0.6
Итого 
 
272.6
334.4
 
261.4
161.7
 
2.5
0.6
Источник: НацСтатКомитет, 2001