1

Индикатор 4. Орган AO более прозрачен и подотчетен

    В то время когда идет процесс финансовой децентрализации в Кыргызстане рано говорить, что решения по местному бюджету проходят прозрачно. Большинство лидеров пилотных АО предпринимают усилия занять больше людей обсуждением бюджетного планирования, это все еще не очень хорошо развито. Из записей ОФГ, граждане говорят, что они совсем неактивны. В то же время они уверены, что отсутствует информация о большинстве решениях, что вызывает главное недоверие к АО. 
 
    Консультант попытался провести оценку ситуации посредством неформальных обсуждений с целью определения степени доступа граждан к информации о бюджете. Информация, собранная с ОФГ, указывает на то, что люди имеют больше возможности сегодня узнать подробности о бюджете, чем это было до начала пилотного проекта. Лидеры всех пилотных AO упомянули, что они повысили усилия для прозрачного принятия решений.  
 
    “30% граждан  в нашем сообществе знают информацию о главных бюджетных расходах,… общественные и бюджетные слушания проводились два раза в год. Но граждане все еще не удовлетворены качеством информации и кампанией” — Сеитмамат, депутат AK, Кокарт AO (пилотный), Джалал-Абад.
 
    В результате сотрудничества по бюджету между AK и лидером AO, лидер АО тоже подчеркнул значение привлечения простых граждан в более широкое  обсуждение решений по бюджету. Соответственно их мнению, это поможет мобилизовать сообщество на общественную деятельность, например, ‘ашары’[1]. Одним из путей занятия людей и повышения прозрачности и подотчетности АО является опубликование результатов разных проверок и аудитов. Вопрос о доступе депутатов AK к результатам процесса аудита показывает, что в пилотах депутаты имеют больше информации по аудитной проверке. 
 
    Отчетные карты показывают, что из 17 пилотных AO почти в половине (8) из них бюджет более прозрачен, только один не имел воздействия. В оставшихся 8 трудно было оценить воздействие или результаты были смешаны.
 
    Из проставленных баллов в отчетных картах по особым индикаторам выполнения оказалось, что несколько вопросов были интерпретированы по-разному, чем планировалось некоторыми респондентами. Как заметили фасилитаторы, процесс аудита в большинстве случаях инициируется районными контролирующими отделами, и респонденты восприняли регулярную проверку как процесс аудита.
 
    В дополнение, некоторые из отчетных карт, полученные от граждан, показывают, что последние в непилотных АО ранжировали работу местного самоуправления на высоком уровне, который сравнивает или даже завышает баллы, проставленные гражданами из пилотов. Это искажение объясняется как страх граждан в обеспечении объективной информацией. Внешние фасилитаторы также подтвердили это несоответствие путем проставления низких баллов в непилотах.  


[1] Ашар – традиционная краткосрочная волонтерская работа с участием большинства жителей сообществ.