3.2 Анализ местного самоуправления
Общие вопросы
После постепенного начала, развитие местного самоуправления в Кыргызстане сейчас хорошо установлено и функционирует. Данная оценка охватила только один специфический аспект местного самоуправления – финансовую подотчетность в процессе местного бюджета. В связи с этим, большинство результатов оценки являются механизмами подотчетности АО.
В соответствующей поддерживаемой среде по финансовой децентрализации и законности самостоятельной работы АО, взаимодействие с местными районными контролирующими органами не продуктивно. Большинство респондентов описывают ряд внешних вмешательств в процесс управления местным бюджетом из государственных посреднических учреждений. Финансовые менеджеры и бухгалтера все еще должны приобрести полномочия для финансовых сделок из районного финансового отдела. Большинство АО, обученные бюджетной грамотности и правовым знаниям, выражают несогласие с ситуацией, однако ситуация не меняется. Возникало мнение о том, что одной из причин такого сопротивления мог быть низкий потенциал AO в управлении бюджетом, но это не единственная причина.
“ ..все работает по подходу сверху-вниз, все цифры контролируются и ограничены. … районные и областные финансовые отделы существуют на наши деньги, их следует закрыть и местный бюджет должен быть прямым, финансироваться государственными и местными средствами.” — Дилара Кенжаева, директор школы, Новопавловка AO, Чуйская область.
“Отношения с районным финансовым отделом не документированы соответствующим образом, поэтому они всегда вмешиваются в финансовую деятельность АО, если сказать более точно, они приказывают выделить некоторые средства на различные незапланированные мероприятия, поэтому большинство денег АО тратят несоответствующим образом.” – Нурджамал Наджиматова, бухгалтер, Акман AO, Джалал-Абад.
Другая открытая проблема – граждане совсем не активны выражать свое мнение и оказывать влияние на решения по бюджету АО. Это упоминалось большинством респондентов во время ОФГ. В ОФГ также были представлены комментарии, где граждане критиковали AO за низкую прозрачность работы с бюджетом, однако из интервью с лидерами стало ясно, что население не готово и совсем не заинтересовано в деятельности АО.
Наконец, исходя из анализов качественной информации ОФГ, можно сказать, что гражданам и депутатам AK необходимы тренинги по бюджету и из-за низкого опыта в этой области местное самоуправление все еще управляется одним человеком в АО. В большинстве случаях AK и активные граждане играют консультационную роль, а не сотрудническую роль.