Выводы и предложения

    За годы независимости в Кыргызстане созданы условия для конкуренции высших учебных заведений на рынке образовательных услуг, уверенно набирает темпы частный сектор образования. Увеличение численности частных вузов, наличие вузов разного статуса с разными образовательными программами естественным образом развивает конкуренцию между образовательными учреждениями, повышает качество обучения. Конкурентная среда способствует тому, что вузы развивают и внедряют инновационные подходы к обучению, системе оценивания деятельности студента и преподавателя, создании ресурсной базы, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.
 
    Наряду с этим, при согласовании цен на контрактное обучение студентов и проведении проверок правильности формирования цен на платные услуги выявляются нарушения, характерные для всех ВУЗов:
  • самостоятельное установление неограниченных размеров доплат к окладам;
  • слабая материально-техническая база приводит к включению в стоимость обучения расходов на приобретение мебели, компьютеров, учебного оборудования сверх амортизационных отчислений, в нарушение постановления Правительства Кыргызской Республики от 26.10.00года №637 «Об утверждении Положения о методике формирования тарифов(цен)  на платные услуги (работы)»;
  • включение в стоимость обучения представительских расходов, расходы на проведение марафонов, конкурсов, оказание спонсорской помощи;
  • производят отчисления на содержание Министерства образования и культуры Кыргызской Республики и головных ВУЗов, что отражается на стоимости обучения студентов.
    Вышеуказанные расходы не имеют непосредственного отношения к оказанию платных образовательных услуг, что является негативным явлением.
 
    Для устранения вышеуказанных проблемных вопросов формирования тарифов стоимости контрактного обучения, было бы целесообразно:
 
1. Прежде всего, разработать нормативный правовой документ, который позволил бы регулировать размеры доплат к основной заработной плате, так как этот момент является одним из основных причин повышения стоимости обучения студентов, как было указано выше.
2. Принять меры по исключению структурных отчислений от дохода, учреждений образования в вышестоящие учреждения, которые регламентированы  «Вопросы Министерства образования и культуры Кыргызской Республики».
3. Усовершенствовать и объективно проводить аккредитацию и лицензирование Высших учебных заведений, в целях повышения качества образования.
   
    Кроме того, в сфере высшего образования, также остро стоит проблема перекрестного субсидирования. Бюджетом финансируются только затраты на статьи «Заработная плата», «Отчисления в фонд социального страхования» и «Стипендия», частично «Коммунальные услуги», а такие статьи затрат как, «Приобретение оборудования», «Командировочные расходы», «Наем и содержание транспорта», и «Капитальный ремонт» покрываются за счет контрактных студентов, хотя вышеуказанные расходы распространяются для всех студентов. Недостаточное финансирование бюджетом Кыргызской Республики обучения бюджетных студентов, отражается на стоимости обучения контрактных студентов, т.е. увеличиваются расходные статьи затрат ВУЗа и соответственно растет размер стоимости контрактного обучения, что опять же приводит к нарушению прав потребителей, в данном случае контрактных студентов, вынужденных оплачивать и расходы бюджетников.