«Белый дом»: шире двери электронному правительству

Мир переживает век информационного взрыва. Развитие общественных сетей доступа идет сверхскоростными темпами. Сети перестали быть уделом лишь специалистов, и в Интернет хлынул поток новых пользователей. Как и всякое нововведение, век информатизации имеет свои плюсы и минусы. Но ясно одно — интерес потребителей превращает Интернет в общественную сеть, меняет представление о жизни и формирует новый информационный класс — цифровое общество.

О том, как в нашей стране обстоит дело с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), об их влиянии на жизнь современных кыргызстанцев рассказывает первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Жанат Бейшенов.

— Цифровое общество… Информационно-коммуникационные технологии… Хотя бы коротко: во имя чего все это, с чем это «едят»?

— Ускоряющийся рост количества информации, убыстряющиеся темпы появления новинок и изменений, быстрое обесценивание, устаревание имеющейся информации и знаний интенсивный рост коммуникационной индустрии – все это признаки настоящего информационного взрыва.

Жизнедеятельность человека требует все больше и больше знаний, информации. Реальностью становится электронизация почти всей хозяйственной деятельности. К примеру, информация все больше трансформируется в цифровую, становится обрабатываемой на компьютере. Инструменты и приборы содержат все больше электроники, приобретают свойство интеллекта. В центре всего — компьютер, и уже в любой сфере деятельности все труднее обойтись без этой умной машины. Производство, хранение, преобразование и передача информации, весь процесс происходит в универсальных системах, связанных с приборами. Даже государственные органы представлены в виртуальном пространстве, а документооборот переходит в электронный формат.

Мобилизация и развитие электронных сетей происходят сверхбыстрыми темпами. Каждый пользователь становится доступен когда угодно и где угодно даже без проводов. Все большая часть услуг, данных, коммуникаций проводится через сети, а кто находится вне ее, тот безнадежно отстал. Виртуальное пространство позволяет упразднить расстояния и радикально уменьшить необходимость в поездках. Обмен информацией приобретает глобальный размах и распространяется на всю планету. Звук, фотография, фильм — любой элемент может быть использован в процессе коммуникаций. У человека появилась уникальная возможность одновременно обратиться к целой группе людей, сделать доступным себя для самых широких масс. Все это и называется информационно-коммуникационными технологиями.

— И как развивается эта сфера в нашей стране? Участвует ли Кыргызстан в победном марше современных технологий?

— Естественно, по-другому и быть не может. Решением правительства функции развития ИКТ возложены на Министерство транспорта и коммуникаций. Специально для этих целей создано Управление связи и информатизации. С 1998 года мы работаем в этом направлении, и, надо сказать, сделано многое. Сегодня наше министерство уже выработало способ взаимодействия с этим новым сектором. Деятельность нашего министерства в сфере ИКТ направлена, во-первых, на формирование политики в сфере ИКТ, во-вторых, мы осуществляем реформу управления в сфере ИКТ с использованием следующих принципов:

формата «Общественная политика», внедрения стандартов государственного управления и либерализация условий развития малого и среднего бизнеса.

И, в-третьих, наше ведомство является ответственным за внедрение электронного правительства, являющегося одним из приоритетов национальной стратегии «ИКТ для развития КР».

Нами уже традиционно второй год подряд проводится ежегодная ИКТ- конференция с участием всех заинтересованных групп. Это государственный сектор, бизнес-сектор и гражданское общество, а также международные организации. На ней обсуждаются итоги предыдущего года, участие основных заинтересованных сторон в решении проблем, стоящих перед рынком сферы информатизации и телекоммуникаций, а также согласовываются проекты предложений и решений на следующий год.

Конференция работает в течение целого года в лице рабочих органов — программного и организационного комитетов, исследовательских комиссий. Они занимаются исследованием возникающих проблем и предлагают пути дальнейшего развития.

— С крупными городами понятно. А какова ситуация в сельских регионах? Имеет ли возможность воспользоваться современными технологиями наша глубинка?

— Вопрос актуальный. Не секрет, что в силу различных причин, в первую очередь экономического характера, наша республика испытывает очень много трудностей. Естественно это касается и вопроса обеспечения всех жителей страны самыми элементарными коммуникационными услугами. Сейчас обсуждается инфраструктура универсального доступа для отдаленных регионов, каким образом и когда информационные услуги и связь дойдут до села. Надо признать, что нетелефонизированными еще остаются 526 отдаленных сел Кыргызстана. Это очень большая проблема, и мы ее пытаемся решить с помощью операторов связи. Необходимо четкое понимание обязанностей.

Было бы неправильным утверждать, что процесс новых технологий полностью зависит только лишь от государства. Сфера ИКТ предусматривает вовлечение широкой общественности и слаженного взаимодействия между различными структурами, в том числе и с частными. Ведь речь не идет просто о связи. ИКТ — это целый комплекс услуг, таких, как связь,

средства экстренной помощи, Интернет, факс и многое другое. И надо отметить, что почти весь спектр этих услуг является частным. От государства принимают участие лишь Министерство транспорта и коммуникаций и Агентство связи. ' Наше общество неоднородно, и большая его часть живет в отдаленных регионах и селах, где Интернет является диковинкой. Идет так называемый разрыв, между сельским и городским населением в обеспечении современными телекоммуникационными услугами. Инвесторы не желают развивать систему сетей из-за низкой окупаемости. Это в корне неправильно. Необходимо понять, что информационная сеть нужна и на селе, помочь людям овладеть необходимыми знаниями.

— В последнее время все чаще говорят об электронном правительстве. В чем его суть и как на практике будет осуществляться виртуальное общение народа и власти? Какую пользу получит от этого население?

— Практика создания так называемых электронных правительств не нова. Ее активно используют другие страны, в том числе и наши соседи по бывшему Союзу. Электронное правительство — это внедрение ин формационно-коммуникационных технологий в область государственного управления. Его основными компонентами являются электронное управление, стандартизация и интеграция государственных ресурсов, стратегия внедрения проекта, универсальный доступ. Проще говоря, в рамках электронного управления во всех министерствах, ведомствах, госагентствах, мэриях, областных и районных администрациях необходимо провести обучение работников, по использованию электронного управления и изменить мышление государственных служащих для осознания того, что демократия — это власть закона плюс информатизация всей страны.

Таким образом, информация должна быть понятной и открытой для каждого, причем обязательно с указанием, какие из услуг платные, а какие — нет; сколько стоит та или иная услуга; что необходимо заполнить и подписать и как это сделать; кто, где и когда будет рассматривать поданные заявки. На сайтах будут размещены данные о сотрудниках министерств с указанием их ФИО, должности, контактных телефонов вплоть до указания времени приема. И каждый человек, прежде чем подать документы в. какой-либо государственный орган, может зайти на сайт и узнать всю необходимую информацию, подготовить бумаги по всем правилам. И если ему потом скажут, что бумаги оформлены с нарушением или чего-то не хватает, он может ответить, что готовил документы по рекомендациям, размещенным на сайте и утвержденным решением правительства либо другой вышестоящей структурой. Таким образом, человек сможет отстоять свои права, а коррупционная составляющая в госуправлении резко снизится.

— Теоретически получается очень красиво. А как внедрение электронного правительства будет происходить на практике? Где взять столько компьютеров, кто будет их обслуживать и смогут ли наши граждане освоить электронную грамотность на необходимом уровне?

— Эта очень большая проблема, и ее надо решать на государственном уровне. К решению этого вопроса необходимо подходить комплексно. Нужно привлекать инвесторов, привести законодательную базу в соответствие с требованиям времени, чтобы было выгодно развевать ИКТ на селе. К примеру, в рамках стратегии развития ИКТ практикуется создание в регионах центров общественного доступа к Интернету. Сфера Интернета развивается только в крупных городах, и, к сожалению, частный бизнес в регионах развиваться не спешит. Государство сочло необходимым открытие таких центров. В прошлом году они открывались по всей республике при помощи Минтранса и фонда «Информационное будущее». В 2006 году предусмотрено открытие десяти таких центров. Но тут появляется другая проблема — подготовка специалистов, обслуживающих Интернет — центры на селе. Процесс внедрения ИКТ требует наличия образования на всех ступенях, начиная от простого населения и заканчивая высшим руководством. В этом отношении Министерство транспорта и коммуникаций проводит семинары для кабинета министров, где обсуждаются вопросы, касающиеся деятельности электронного управления министерств. Специалисты в области компьютерных технологий на рынке ценятся высоко, и мизерной государственной зарплатой их не заманишь. Этот вопрос можно решить, только если государство само будет готовить специалистов с условием, что они отработают определенное время в госструктурах.

Но если мы сейчас не решим эту проблему и оставим сельчан без внимания, то наша страна не сможет полноценно участвовать в информационной жизни и экономике мирового сообщества, будет беспомощно топтаться на месте и не использует в полной мере все возможности и ресурсы села. Ведь история богата примерами, когда село давало миру множество светлых умов.

Вел беседу Улан Туркменов.

“Слово Кыргызстана”

28 февраля 2006 год.