Идем на референдум?!
Нормальная жизнь в стране может быть обеспечена только в том случае, когда страна определится с формой правления. Решение об этом принято: в Год Огненного Пса состоится всенародный референдум. О сроках его проведения пока не известно, может быть это будет весной или даже осенью. Однако вполне понятно, что нам предстоит выбрать форму правления государством. Предоставляем вам возможность подумать, прежде чем сделать свой выбор.
Сегодня голова у государства болит от того, что ему придется определиться с формой правления. Известно, что все гениальное – просто. Нормальная страна тяготеет к внятным, легко формализируемым формам правления. Другими словами, нормальная страна должна быть либо парламентской, либо президентской республикой. Но оказалось, что есть и смешанные формы — парламентско-президентская, либо президентско-парламентская.
Парле о Парле
К парламентской форме правления республикой можно прийти лишь с сильными партиями. Чувство достижения целей в команде должно быть в генах, в природе, с детства, но ни в коем случае не перед “спектаклем” или на короткое время. Тогда, что такое парламентская форма правления?
Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выбираемый парламентом должностное лицо (президент), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом. Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Здесь правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.
Но это все в идеале
Практика создания и существования политических партий в Кыргызстане показывает обратное. Сегодняшнюю ситуацию с партийным строительством вряд ли можно назвать идельной: в стране продолжается создание политпартий под конкретную личность. По последним данным, их более 60-ти. Будет не удивительно, если сейчас начнется беспрецендетное привлечение как денежных, так и человеческих ресурсов для создания и поддержки партий, до поры до времени. Поскольку большинство депутатов, которые создают свои партии, ратуют за парламентскую республику.
Нейтральный наблюдатель может сделать вывод – игра стоит свеч, но на короткое время. А что потом? Будут ли граждане нашей страны жить достойно, будут ли они уважать своего партруководителя, который будет работать со своей командой на их благо, которому будут известны и понятны тривиальные проблемы простого народа. А он, в принципе, ничего невозможного не требует: элементарные условия жизни, еда на столе. Вот и все. И самое главное — достойная работа, что само по себе может решить все проблемы.
Поговорим о президентской системе
Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент принимает законы. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). Это происходит тогда, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступление, грубо нарушает Конституцию. В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.
Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства, но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов — государственных и общественных — при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.
На сегодня
Пока в Кыргызстане функционирует смешанная форма правления – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать традиции парламентаризма в стране.
Особенности этой формы правления отличались тем, что, как и в остальных формах республики, президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом. Таким образом, двойная ответственность правительства – специфическая черта разделения властей при смешанной республике. Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом.
Некоторые изменения в Конституции Кыргызстан опробировал после Мартовской революции, когда парламент утверждал структуру и членов правительства. Кандидатуры в свою очередь были представлены в парламенте по согласованию премьер-министра с президентом. То есть, законодательная власть имела прямое отношение к формированию кабинета министров наряду с главами государства и правительства. Таким образом, пока ответственность за процветание нашей страны смешанная, она одновременно лежит на плечах и президента, и правительства, и парламента.
«Аргументы и факты»
11 января 2006 года