Кыргызская дипломатия в эпоху Вызовов
-Аликбек Джекшенкулович, как бы вы охарактеризовали события 24-марта 2005 г. и какую ей дали оценку? В какую сторону изменилась внешняя политика страны после мартовских событий?
-Мартовские события 2005 года стали одним из главных событий на политическом пространстве Центральной Азии. Они еще раз нам напомнили силу настоящей народной демократии и универсальные ценности свободы. У народа Кыргызстана и у наших зарубежных партнеров появились большие ожидания от нового руководства страны. Важно было изначально взять за основу нашей внешней политики последовательный и комплексный подход и это подтвердить практическими делами.
Президент республики К.С.Бакиев поставил перед внешнеполитическим ведомством страны три основные задачи: во-первых, это наращивание дипломатических усилий по обеспечению безопасности Кыргызстана в военно-политической, экономической, продовольственной, энергетической, экологической, информационной и других сферах жизнедеятельности нашего государства; во-вторых, ориентирование внешнеполитической деятельности на создание благоприятных условий для экономического развития республики. Здесь перед нами поставлена задача ввести институт советников по торговле при наших посольствах и представительствах в крупных развитых странах (Россия, КНР, США, Япония, Германия, Франция, Турция и др.). И третий аспект – это укрепление авторитета и престижа Кыргызстана на международной политической арене на основе проведения глубоких демократических и рыночных реформ и преобразований в стране.
Одновременно с большими задачами, поставленными перед нами Президентом, нам были даны широкие полномочия для их качественной реализации. Президент подписал Указ об усилении координирующей роли в проведении внешней политики Кыргызской Республики. Министерству иностранных дел предоставлены функции в обеспечении координации и взаимодействия органов исполнительной власти в вопросах международной деятельности в целях обеспечения единства внешней политики. Таким образом, Министерству предоставлены исключительно важные функции по исполнении внешнеполитической деятельности под непосредственным руководством Президента страны.
Для еще более качественного улучшения работы премьер-министр Кыргызской Республики Ф.Ш.Кулов утвердил новую структуру центрального аппарата Министерство иностранных дел. Созданы территориальные департаменты, курирующие страны СНГ, западные и восточные страны. Сегодня также функционируют департаменты: международных организаций и безопасности, международно-правовой консульской службы, международного экономического сотрудничества. Создан отдел по работе соотечественниками и мигрантами в департаменте консульской службы. Он будет защищать права и интересы кыргызстанцев за рубежом. Благодаря преобразованиям структура министерства приведена в соответствии с общепринятыми международными стандартами.
Хотел бы отметить, в МИДе много профессионалов знающих свое дело, опытных специалистов. Конечно, к таким кадрам мы должны относится бережно, и использовать их знания в национальных интересах страны. Послы, по моему убеждению, должны быть из системы МИДа, быть профессиональными дипломатами. Эту мысль поддерживает и наш Президент. После детального изучения работы посольств по итогам 2005 г. и по приоритетным вопросам, такими как привлечения иностранных инвестиций, повышения престижа страны на мировой арене, по созданию нового образа Кыргызстана, мы сделаем свои выводы и передадим предложения руководству страны. Мы определили конкретный план действий по последовательной и системной работе по всему спектру внешнеполитических отношений. МИД предпринимает практические шаги по поднятию на новый уровень наших взаимоотношений с нашим стратегическим партнером Россией, с ближайшими соседями с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Китаем. В самое ближайшее время мы разработаем проект новой Концепции внешней политики на предстоящие 5-7 лет. Этот документ будет содержать в себе, наряду с другими приоритетами международного и регионального сотрудничества, и поставленные перед МИДом Президентом страны цели и задачи.
— Каковы на Ваш взгляд основные итоги визита Президента Кыргызской Республики К.Бакиева в Нью-Йорк для участия в 60-й юбилейной сессии ООН?
— Как вы знаете, в сентябре с.г. в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке Президент Кыргызской Республики К.Бакиев выступил на Саммите ООН, а затем и на Общеполитических прениях 60-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В своих выступлениях Президент К.Бакиев осветил события 2005 года в Кыргызской Республике, остановился на основных моментах сотрудничества Кыргызстана и ООН и высказал предложения Кыргызской Республики по главным международным проблемам, волнующих мировое сообщество, среди которых — борьба с терроризмом, укрепление режима ядерного нераспространения, выполнение Целей развития тысячелетия, искоренение бедности, а также реформирование ООН. Визит Президента Кыргызской Республики заложил новые основы развития сотрудничества Кыргызстана и ООН, что было отмечено в ходе встреч с Генеральным секретарем ООН К.Аннаном и Администратором ПРООН К.Дервишем. Глава государства также принял участие в церемонии открытия Фонда демократии ООН, организованной Президентом США Дж.Бушем и Премьер-министром Индии М.Сингх.
Наиболее важным практическим итогом работы по предложениям, высказанных Президентом КР К.Бакиевым явилось внесение Кыргызской Республикой, Швейцарской Конфедерацией и 42-мя странами ко-спонсорами согласованного проекта резолюции «Устойчивое горное развитие», единогласно принятого 13 декабря 2005 года Вторым Комитетом ГА ООН и одобренным Генеральной Ассамблеей ООН 22 декабря 2005 года. Консолидированный проект резолюции по устойчивому развитию горных государств в рамках «Горного партнерства» получил поддержку ведущих в ООН групп стран – Европейского Союза, Группы-77 и КНР, России, США, Японии, стран СНГ, Латинской Америки, Африканского Союза и многих других. Столь весомая поддержка мирового сообщества внешнеполитическим усилиям Кыргызстана по продвижению кыргызско-швейцарского проекта резолюции, несомненно, является определенным залогом ее дальнейшего продвижения.
— Известно, что в настоящее время у Кыргызстана очень тесные отношения с Россией, Китаем и странами ЦА. Какая роль во внешней политике Кыргызстана отведена сотрудничеству с Европейским Союзом?
— Европейский Союз является крупнейшим донором и доверительным партнером нашей страны, оказывающим помощь в сфере экологии, демократизации и прав человека, социально-экономических, гуманитарно-образовательных реформ, усиления безопасности границ и борьбы с наркотрафиком, а также обеспечения продовольственной безопасности.
За годы партнерства с Евросоюзом Кыргызстан получил около 200 млн. евро на реализацию различных программ и проектов. В этом году сохраняется ежегодная техническая помощь в размере 10 млн. евро.
Чтобы активизировать развитие интеграционных процессов в ЦА, Европейский Союз выступил с инициативой проведения ежегодных региональных встреч Тройки ЕС со странами ЦА, т.н. «Бишкекский процесс», получивший это название в силу того, что первое заседание, по инициативе ЕС, прошло в г. Бишкек.
Кыргызстан заинтересован, с одной стороны, продолжать активное сотрудничество в рамках подписанного с Евросоюзом Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, с другой стороны, приступить к поиску новых механизмов сотрудничества в виде запуска пилотных проектов с учетом специфических особенностей нашей республики. Данный проект мог бы значительно усилить взаимовыгодное сотрудничество между КР и Европейским Союзом.
— А что можно сказать о сотрудничестве Кыргызской Республики с ОБСЕ? В последнее время некоторые заговорили о том, что Кыргызстан якобы свертывает взаимодействие с ОБСЕ в области прав человека.
— Как вы знаете, я четыре года был Постоянным Представителем КР при ОБСЕ в Вене. За это время постарался вникнуть в деятельность ОБСЕ, изучить институты и механизмы, а также методы работы и возможности ОБСЕ. Эта общеевропейская организация сделала много хорошего в Кыргызстане. Она пользуется заслуженным авторитетом и уважением. С первых же дней сотрудничества Кыргызстана с ОБСЕ для нас была важна поддержка демократических преобразований, защита прав человека, развитие свободы слова. С целью укрепления нашего взаимодействия в этих и других вопросах было принято решение об открытии Центра ОБСЕ в Бишкеке, который начал функционировать в начале 1999 года. Не ошибусь, если скажу, что ОБСЕ внесла свой колоссальный вклад в укрепление демократических принципов и свободы слова в Кыргызстане. Благодаря ОБСЕ в стране начали действовать сильные неправительственные организации, независимые средства массовой информации, институт Омбудсмена и т.д.
После мартовских событий ОБСЕ протянула руку помощи новой демократической власти страны с целью оказания содействия в стабилизации ситуации в Кыргызстане, проведении полномасштабных политических реформ и подготовке президентских выборов. Впервые в истории пост советского Кыргызстана президентские выборы были отражены в отчетах международных наблюдателей от ОБСЕ как в целом честные и открытые.
ОБСЕ является уникальной организацией, которая рассматривает проблемы безопасности в трех взаимосвязанных и взаимозависимых измерениях: военно-политическом, экономическом/экологическом, гуманитарном. Поэтому мы и предложили ОБСЕ увеличить проекты в экономическом и экологическом направлениях.
Мы полагаем, что сотрудничество с ОБСЕ не должно ограничиваться политической сферой, а должно включать и другие не менее важные области, от которых зависит стабильность, безопасность и процветание республики. В этом плане в качестве перспективного и крайне важного для страны направления сотрудничества с ОБСЕ мы рассматриваем активное участие этой организации в осуществлении в Кыргызстане конкретных экономических и социальных проектов, направленных на решение таких наиболее актуальных проблем, как искоренение бедности, борьба с коррупцией и повышение благосостояния населения страны.
Хочу подчеркнуть, что наше предложение не должно рассматриваться, как попытка принизить значимость политического сотрудничества с ОБСЕ или свернуть деятельность Организации в Кыргызстане. Соблюдение прав человека и приверженность принципам демократии остаются приоритетными вопросами Правительства Кыргызской Республики, которое будет и дальше тесно взаимодействовать с ОБСЕ по этим вопросам.
— Аликбек Джекшенкулович, Кыргызстан, как известно, принимает активное участие в деятельности ОДКБ и ШОС. Не кажется ли Вам, что эти две Организации где-то дублируют друг друга? Каковы современные взаимоотношения между ними?
— Да, действительно, Кыргызстан принимает самое активное участие в деятельности этих двух авторитетных международных региональных организаций. Более того, мы являемся соучредителями ОДКБ и ШОС. Регион Центральной Азии, в силу своего особого геополитического положения, имеет одно из ключевых значений в плане активного противодействия международному терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков. Вполне логично, что в вопросах безопасности в Центрально-азиатском регионе одновременно занимаются две близкие по подходам к борьбе с терроризмом международные организации – Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И как, мне представляется, эти две организации не дублируют, а органически дополняют друг друга.
Главное предназначение ОДКБ – обеспечение безопасности на постсоветском пространстве. Антитеррористическая направленность ОДКБ нашла свое отражение в принятом в мае 2000 года Меморандуме об адаптации Договора к новым геополитическим условиям. Тем самым, задолго до начала антитеррористической операции в Афганистане государства-члены ОДКБ осознали реальную опасность угрозы международного терроризма, исходящей из этой страны, что полностью подтвердило дальнейшее развитие событий.
В ШОС весьма важное значение придается скорейшей стабилизации послевоенной ситуации в Афганистане, которая, по-прежнему, продолжает непосредственно оказывать негативное влияние на безопасность в нашем регионе. Активизации предметного сотрудничества в данной области, несомненно, должно способствовать создание в ноябре 2005 года контактной группы «ШОС — Афганистан».
— После июльского саммита ШОС в Астане в 2005 году в зарубежных средствах массовой организации активно муссировался вопрос о возможной трансформации данной Организации в некий аналог НАТО в качестве противовеса Североатлантическому блоку на Востоке. Разделяете ли Вы такую точку зрения?
— Я не разделяю такую точку зрения по следующим объективным причинам:
Во-первых, Шанхайская организация сотрудничества имеет комплексные и многовекторные, более универсальные цели и задачи. Это не только противодействие трансграничным вызовам и угрозам, борьба против т. н. «трех сил зла», а также углубление торгово-экономического сотрудничества посредством реализации конкретных проектов в приоритетных отраслях экономики государств-членов ШОС, раскрытие огромного потенциала добрососедства, духа взаимного доверия и взаимной выгоды, единения и равенства, который можно назвать одним емким словом «Шанхайский дух».
Это повышение благосостояния народов наших стран путем обеспечения устойчивого экономического развития во всем пространстве ШОС, сохранение социальной и политической стабильности в государствах-членах ШОС, а также всемерное расширение культурно-гуманитарного сотрудничества, в сфере науки и образования.
Во-вторых, в отличие от НАТО в Шанхайской организации сотрудничества нет силовых компонентов, как, например, Коллективные Вооруженные Силы НАТО с общим командованием. Кроме того, в Хартии ШОС, на мой взгляд, закреплен очень важный принцип относительно того, что деятельность данной Организации не направлена против третьих стран.
Тот факт, что вслед за Монголией, к Шанхайской организации сотрудничества в качестве наблюдателей в 2005 году присоединились Индия, Пакистан и Иран, мы рассматриваем как яркое свидетельство открытости структуры нашей Организации, прозрачности ее действий, востребованности, а также растущего веса и международного авторитета ШОС в современном мире в условиях глобализации, что позволяет всем нам с оптимизмом смотреть на перспективы развития самой Организации, которая 15 июня 2006 года в Шанхае будет торжественно отмечать свой 5-летний юбилей.
— Как Вы расцениваете нынешний уровень и перспективы отношений Кыргызстана и России.
— Российская Федерация была и остается одним из главных стратегических партнеров Кыргызстана. На сегодня сложился очень высокий уровень отношений между Кыргызстаном и Россией. В основе их лежит активный диалог на уровне глав государств и глав правительств. Как известно, 4-5 сентября т.г. состоялся первый рабочий визит Президента Кыргызской Республики К.Бакиева в Российскую Федерацию. Сейчас достигнутые во время визита договоренности реализуются практически. Российская Федерация занимает первое место по объему товарооборота Кыргызстана с зарубежными странами и является основным нашим торговым партнером. Расширение и укрепление взаимовыгодного, разностороннего двустороннего сотрудничества в экономической сфере лежит в основе нашей политики с Россией. Мы хотели бы, чтобы наши стратегически важные промышленно-экономические объекты развивались с участием России, в частности были бы востребованы возможности Кыргызстана в таких секторах как энергетика, горнодобывающий комплекс, туризм и в других отраслях.
Кыргызстан приветствует заинтересованность крупных российских компаний, обладающих достаточным техническим и фининсовым потенциалом, в инвестиционных проектах, таких как Камбарата – 1, Камбарата – 2, строительство в Кыргызстане алюминиевого завода.
Также следует отметить сотрудничество в гуманитарной сфере, в частности, прошедший в Кыргызстане Международный форум, посвященный 125-летию российской образования в Кыргызстане. Считаем знаком особых отношений выделения Правительством Москвы территории под культурно-торговый комплекс Кыргызской Республики, также принято решение об установлении памятника Манасу в центре Москвы.
Итоги двусторонних встреч в 2005 году свидетельствуют, что кыргызско-российские отношения будут развиваться по восходящей и обогащаться новым, конкретным содержанием.
— Аликбек Джекшенкулович, новое руководство Кыргызской Республики уже неоднократно заявляло о неизменности внешнеполитического курса Кыргызстана в отношении своих ближайших соседей, в том числе и Казахстана. Что бы Вы могли сказать по этому поводу по итогам 2005 года?
— Состояние отношений с сопредельными странами является важнейшим фактором для Кыргызстана, определяющим безопасность в регионе и в стране, нормальное функционирование экономики, перспективы осуществления реформ, возможность выхода к мировой и континентальной инфраструктуре коммуникаций. В качестве конкретного примера применительно к нашему ближайшему соседу Казахстану хотел бы отметить последние договоренности торгово-экономического характера — это планы создания сервисно-торговых рыночных комплексов в приграничных областях Кыргызстана и Казахстана, принятие для Кыргызстана единых ставок акцизного налога на ввозимые в Казахстан подакцизные товары, намерения о поставках нефтепродуктов в Кыргызстан по внутренним ценам Казахстана, договоренности существенной либерализации вопросов трудовой миграции и другие вопросы, имеющие насущное значение для народного хозяйства Кыргызстана. Казахстан, как и прежде, остается стратегически важным для Кыргызстана государством по всем ключевым позициям. В этой связи для нас считается важным активно поддерживать и развивать стремление сторон, направленное на углубление и интенсификацию сотрудничества в формате союзнических отношений.
— Как вы оцениваете развитие кыргызско-узбекских отношений, претерпели ли они существенные изменения после 24 марта 2005 года?
— В первую очередь, хотел бы отметить, что народ Кыргызстана с чувством особой благодарности и признательности воспринял оказанную Узбекистаном безвозмездную помощь в первые, наиболее сложные и ответственные, дни для нашего народа после событий 24 марта 2005 года. Мы рассматриваем данную благородную акцию Республики Узбекистан в качестве еще одного яркого свидетельства высокого уровня наших двусторонних отношений.
Кыргызско-узбекское взаимодействие затрагивает большинство сфер двусторонних отношений. Среди них существуют вопросы актуального характера, которые необходимо решать. В частности, это касается сферы приграничных отношений и торгово-экономического сотрудничества. Кыргызская сторона разделяет обеспокоенность Узбекистана возрастанием религиозно-экстремистских угроз, в том числе со стороны Хизб-ут-Тахрир и других религиозных экстремистских организаций. Мы выражаем солидарность с Узбекской стороной в необходимости активизации совместных усилий по борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом, представляющих угрозу для безопасности и стабильности региона. В целом, мы выражаем надежду, что в Новом Году кыргызско-узбекские отношения обретут новое качество конструктивного сотрудничества, как подобает двум родственным соседним народам.
— Ваше видение перспектив многостороннего сотрудничества на пространстве Содружества Независимых Государств?
— В настоящее время проводится активная работа по совершенствованию и реформированию органов Содружества. актуальными являются вопросы взаимодействия в отдельных сферах деятельности. В частности, за прошедший год следует отметить сотрудничество в гуманитарной сфере: подписано Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников СНГ, утвержден План основных мероприятий, посвященных Году Содружества.
Значимые события происходят и в рамках ЕврАзЭС. Сегодня ведется работа по формированию Единого экономического пространства и Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Наблюдается позитивная тенденция увеличения товарооборота Кыргызстана практически со всеми государствами-членами ЕврАзЭС.
Что касается вступления Республики Узбекистан в ЕврАзЭС, хотел бы отметить, что Кыргызстан поддерживает данный шаг нашего партнера и соседа по региону, активно содействует процессу вступления.
Новой ступенью в развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве стало решение об объединении Организации ЦАС и ЕврАзЭС.
— Как бы Вы охарактеризовали современный уровень взаимоотношений Кыргызстана со своим ближайшим соседом — Китаем?
— Кыргызстан придает большое значение укреплению долгосрочных, стабильных, партнерских и взаимовыгодных отношений с Китаем. Китайский вектор внешней политики Кыргызстана, по-прежнему, остается одним из наиболее приоритетных направлений кыргызстанской дипломатии. Хотел бы отметить высокий уровень кыргызско-китайского межгосударственного взаимодействия, которое с каждым годом приобретает все более динамичный характер. Кыргызстан выражает свою приверженность его дальнейшему развитию и укреплению как в двустороннем, так и многостороннем формате, в том числе в рамках ООН и ШОС.
Отношения между нашими странами на современном этапе характеризуются как союз доверительного и взаимовыгодного партнерства. Стороны поддерживают друг друга в важных вопросах, касающихся суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства. За последние годы между Кыргызстаном и Китаем были подписаны основополагающие документы такие, как Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве от 2002 года и Программа сотрудничества между КР и КНР на 2004- 2014 гг.
Для Кыргызстана очень важной является экономическая составляющая взаимодействия с Китаем. Необходимо отметить, что в последние годы усилилась динамика торгово-экономических связей с КНР, активизировалась работа по реализации различных отраслевых проектов, увеличились китайские инвестиции в экономику республики.
Активно развивается культурно-гуманитарное сотрудничество. За период 1992-2005 гг. сторонам удалось достичь заметных успехов в этом направлении, подписан и действует целый ряд двусторонних договоров и соглашений. В последний период набирает обороты сотрудничество в сфере образования, углубляются контакты между кыргызскими и китайскими учебными заведениями, растет взаимный обмен студентами.
— Недавно Вы посетили с официальным визитом КНР. Каковы его итоги?
— В ходе визита состоялись встречи и переговоры с высокими государственными и партийными деятелями Китая, в результате которых были достигнуты определенные договоренности по ряду актуальных вопросов двустороннего сотрудничества. В официальном послании Президента КР К.С.Бакиева Председателю КНР Ху Цзиньтао была подтверждена позиция нового руководства Кыргызстана о неизменности нашего курса на дальнейшую активизацию двустороннего сотрудничества, соблюдение имеющихся договоренностей между нашими странами в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах.
Следует особо отметить сближение мнений сторон по вопросу о практической реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан. Итоги состоявшихся переговоров свидетельствуют о заинтересованности и готовности китайской стороны к практической реализации проекта строительства Китайско-Кыргызско-Узбекской железнодорожной магистрали. Теперь необходимо поработать специалистам трех стран, детально и подробно обсудить технические и организационные моменты осуществления данного проекта.
По итогам визита были также достигнуты договоренности о проведении очередного заседания Межправительственной кыргызско-китайской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству в 2006 году в г.Бишкек; о расширении пропускных функций КПП «Торугарт»; о смягчении наказаний гражданам КР, осужденным и отбывающим наказание в местах лишения свободы на территории КНР; об увеличении с 2006 учебного года квоты для студентов и стажеров КР, обучающихся в вузах КНР и многие другие.
К числу важных итогов визита следует отнести подписание Программы сотрудничества между Министерством иностранных дел КР и Министерством иностранных дел КНР на 2006 год.
— Каковы основные тенденции развития сотрудничества Кыргызстана и Японии?
— Япония является одним из основных приоритетов внешней политики Кыргызстана. С момента установления дипломатических отношений Правительство Японии оказывает существенную финансовую поддержку Кыргызстану на двустороннем уровне, в рамках программы Официальная помощь развитию, а также на многосторонней основе через различные международные и финансовые институты. Япония является кредитным донором основополагающих проектов республиканского масштаба: реконструкция аэропорта «Манас», строительство автодороги Бишкек-Ош и содействие развитию сельскохозяйственной отрасли страны и др.
Особая роль принадлежит поддержке на грантовой основе, оказываемой Правительством и народом Японии системе кыргызского здравоохранения, сельского хозяйства, образования и культуры, школам, университетам, театрам, национальной телерадиовещательной корпорации и др.
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к активизации сотрудничества с Японией. С 2003 года функционирует Посольство Японии в Кыргызской Республике, в 2004 году открыто Посольство Кыргызской Республики в Японии. Помимо японского Посольства в Бишкеке функционирует офис Японского агентства международного сотрудничества (JICA) и Японский центр. В прошлом году состоялся ряд официальных и рабочих визитов на высоком уровне, как в Японию, так и в Кыргызстан. Вызывает глубокое удовлетворение сложившийся уровень двусторонних отношений, отсутствие принципиальных разногласий по вопросам многостороннего и двустороннего сотрудничества, установившийся диалог на основе взаимодоверия с государственными структурами Японии.
Особого внимания заслуживает взаимодействие двух стран в рамках регионального сотрудничества. В августе 2004 года была озвучена новая внешнеполитическая концепция Японии в странах Центральной Азии – «Диалог Центральная Азия + Япония», которая, как мы надеемся, имеет все основания быть успешно внедренной в практической плоскости и стать жизнеспособным инструментом в повышении социально-экономического уровня жизни в регионе, создания зоны стабильности и безопасности в Центральной Азии.
— Как известно, с 2001 года на территории Кыргызстана расположена американская авиабаза. Какую пользу Кыргызстану она приносит?
— Вы помните, наверное, когда и при каких условиях появилась авиабаза в Кыргызстане. Это было ровно четыре года назад, после трагических событий 11 сентября 2001 года. Кыргызстан решительно осудил террористические акты и заявил о своей всецелой поддержке усилий международной коалиции в борьбе с терроризмом. Дата 11 сентября 2001 года стала поворотной точкой, с которой начался новый отсчет времени для всех, кто стремится дать решительный отпор и покончить раз и навсегда с глобальными угрозами 21-го века.
Необходимо отметить, что антитеррористическая операция и начавшийся процесс мирного созидания афганского государства полностью отвечают национальным интересам Кыргызстана.
Вместе с тем, нужно отметить, что для Кыргызской Республики вопросы собственной безопасности и национальные интересы страны являются первоочередными целями. И решение тех задач, которые выполняет авиабаза в «Манасе», равно как и размещенные в кыргызском аэропорту Кант силы стран-участниц ОДКБ, способствует безопасности и стабильности в Кыргызстане и в Центральной Азии в целом.
— Когда планируется следующий раунд переговоров с США по авиабазе «Ганси»? Ожидается ли позитивный результат?
— В ближайшее время эксперты двух стран приступят ко второму раунду переговоров. Есть уверенность в том, что в результате консультаций мы достигнем взаимовыгодных позитивных решений. По итогам наших договоренностей общественность, несомненно, будет проинформирована по существу данного вопроса.
— Как бы Вы в целом оценили развитие кыргызско-американских отношений за прошедший год?
— Нам удалось сохранить высокий уровень наших взаимоотношений и даже поднять их на качественно новый уровень благодаря конструктивному подходу обеих сторон.
Во-первых, США в очередной раз продемонстрировали свою приверженность принципам демократии и свободы, одними из первых протянув руку помощи народу Кыргызстана после мартовских событий.
Во-вторых, именно благодаря конструктивному подходу обеих сторон к столь чувствительному вопросу как пребывание на территории Кыргызстана авиабазы «Ганси» правительства двух стран согласились пересмотреть Соглашение об условиях пребывания военного и гражданского персонала Министерства обороны США на территории КР.
В-третьих, по достоинству оценив определенные достижения нашей страны за прошедший с 24 марта период, Совет Директоров Программы «Счет Вызовов Тысячелетия» 8 ноября т.г. принял решение о включении Кыргызстана в список стран-участниц «Пороговой Программы СВТ» на 2006 год.
— Ваши пожелания нашим соотечественникам и вашим коллегам в новом году.
— Наступает время новых глобальных вызовов, на которые Кыргызстан должен дать достойные ответы. Уверен — дипломатия внесет в этом свою достойную лепту.
В новом 2006 году для внешнеполитического ведомства страны, будет продолжать оставаться работа, направленная прежде всего на отстаивание наших национальных интересов. Мы будем делать это твердо, последовательно, сбалансировано и прагматично.
Известно, что успех внешнеполитической деятельности во многом зависит от внутренней ситуации в стране, находящейся на сложном этапе демократических и рыночных реформ. В это непростое для нашего народа время как никогда важно всем нам, служащим народу и стране на деле проявить здоровый патриотизм, без которого невозможно преодолеть последствия политических и социальных потрясений в обществе и обеспечить устойчивое и динамичное развитие страны.
Хочу пожелать всем соотечественникам благополучия, плодотворной работы и успехов в реализации наших общих планов на благо Кыргызской Республики.
ИАЦ «Кабар»