Кыргызская экономика — что было в ушедшем году
Для кыргызской экономики 2005 год, безусловно, стал годом больших испытаний. После мартовских погромов магазинов и супермаркетов, которым, по данным Международного делового совета, был нанесен ущерб на сумму в более чем 100 млн. долларов, из страны были выведены инвестиции в размере 80 млн. долларов, было заморожено финансирование многих начинающих проектов. По данным Нацстаткома республики, за первое полугодие общий объем производства промышленных товаров по сравнению с 2004 годом был сокращен на 10%, простаивали 203 промышленных предприятий, которые составляют 33% всех существующих в стране промышленных объектов. Значительно снизились инвестиции на строительство, ВВП в первом полугодии сократился на 2,4%. Такие экономические спады были предсказаны многими экспертами еще до мартовских событий, так как сам политический, экономический процесс страны не был направлен на развитие. Мартовские события лишь ускорили этот кризис. Общественность и многие политики требовали от новой власти решения проблемы зимнего отопительного сезона. Новое руководство сделало все, чтобы вовремя дать тепло в крупных городах, хотя с подорожанием газа из Узбекистана эта задача несколько усложнилась. По словам Генерального директора ОАО «Электрические станции» С. Балкибекова, правительство рассматривает варианты действий на случай отключения природного газа.
В настоящее время можно говорить, что наиболее пессимистичные прогнозы о послереволюционном экономическом кризисе остались позади. Мартовские и последующие события, хотя и сильно пошатнули и без того слабую экономику Кыргызстана, она смогла сохранить свое равновесие. По сравнению с 2004 годом, в 2005 году поступления в бюджет возросло на 11%. Власти достигли этого показателя благодаря увеличениям таможенных сборов, которые возросли на 20 % по сравнению с предыдущим годом. Общий объем экспорта в 2005 году сократился на 35,2 млн. долларов в связи с сокращением экспорта золота, электроэнергии, электрических лампочек, овощей и фруктов. За 9 месяцев 2005 года объем производства в промышленности сократился на 9,1%, хотя в 2004 году в этой отрасли был отмечен рост на 9,2%. Сельскохозяйственное производство сократилось на 4,1%. Вырос экспорт цемента, табака, шкуры, сократился экспорт золота на 16,7 %, сахара на 35%, овощи и фрукты на 22,3%, электроэнергии на 10,5%. Экспорт электроэнергии в 2005 году сократился до 2,4 млрд. кВ/час. Это довольно существенный ущерб, если учесть, что объем экспорта электроэнергии в 2004 году составлял 3,2 млрд. кВт/ч. С 1 декабря 2005 года экспорт электроэнергии в Россию был приостановлен в связи с закрытием казахской транзитной линии. Кыргызская сторона еще в октябре сократила экспорт на 50%. Но кыргызская электроэнергия сохранила свою конкурентоспособность в российском рынке из-за низких казахских транзитных тарифов, предоставленных для Кыргызстана, что в 4 раза ниже обычных. Очевидно, Казахстан пошел на это не только в силу дружеских отношений с Кыргызстаном, но и в связи с тесными торгово-экономическими отношениями с Россией. Для Кыргызстана экспорт электроэнергии считается одним из основных отраслей экономики. Кроме России, Кыргызстан экспортирует электроэнергию в Таджикистан и Казахстан по цене 1 цент за кВт/час, в Китай по 2,5-3 цента за 1кВ/час. В то же время население республики потребляет около 10 млрд. кВт электроэнергии в год, но сколько-нибудь ощутимого увеличения бюджета страны от этого не отмечается много лет. Между тем прибыль от экспортируемого 2,4 млрд. кВт электроэнергии покрывает расходы внутри страны. Тем не мене многие эксперты сходятся на том, что Кыргызстан имеет достаточно ресурсов, чтобы стать крупным экспортером электроэнергии, которая может превратится в основную бюджето- образующую отрасль страны.
В 2005 году за 9 месяцев в Кыргызстан было вложено около 136 млн. 424,4 тыс. долларов инвестиций. Их объем вырос по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 33,2%. По данным Нацстаткома, наблюдается рост объема инвестиций в ресторанный и гостиничный бизнес, объем которых составил 1 млн. 87,2 тыс. долларов, а перерабатывающая промышленность получила самую большую долю инвестиций в размере 61 млн. 16,2 тыс. долларов. За 9 месяцев 2005 года в горнодобывающую отрасль было вложено 21 млн. 720 тыс. долларов. Тем временем значительно снизились объемы инвестиций в лесное и сельское хозяйство. Несмотря на отток инвестиций из некоторых сфер, вышеуказанные факты говорят, что страна все же сохранила в целом инвестиционную привлекательность вопреки многим негативным тенденциям.
В первую очередь мартовские события пошли на пользу казахским инвесторам. Процессы, происходившие в стране в минувшем году, дали огромные возможности для расширения казахских инвестиций в Кыргызстане. 71% от общего объема инвестиций, вложенных в экономику страны в 2005 году, составили казахские капиталы. Казахские инвестиции, вложенные в банковский сектор, в медиа-рынок, в промышленность Кыргызстана, все чаще воздействует на развитие кыргызской экономики. Поэтому правительству Кыргызстана, похоже, предстоит тщательно проанализировать плюсы и минусы такого влияния, чтобы выяснить, какие отрасли государство должно оставить под своим контролем, а какие можно предоставить иностранным инвесторам. Подобную политику очень умело ведут соседние страны, которые поднимают проблему по поводу того, что Кантский цементно-шиферный завод лидирует на казахстанском рынке.
Бюджет Кыргызстана во многом зависит от золотодобывающей компании «Кумтор». В 2005 году добыча золота на данном месторождении снизилась на 22,6%. Хотя его связывают с политической обстановкой в стране, еще три года назад были прогнозы о снижении объема добычи золота в самое ближайшее время, и отмечалась необходимость начала обработки новых месторождений с привлечением новых инвесторов. Если «Кумтор» остановит свою деятельность, которая обеспечивает 7% республиканского бюджета, то это ощутимо скажется на всей экономике Кыргызстана.
Швейный бизнес Кыргызстана начинает теснить конкурентов из Китая и Казахстана и внедряться на рынки ближайших соседей. Это происходит благодаря росту объема производства нелегальных швейных цехов. По неофициальным данным, в Бишкеке существует более 2 тысяч подпольных швейных точек. Если в каждом из них трудиться минимум по 10 человек, то эта отрасль все эти годы создавала 20 тысяч рабочих мест только в столице республики. По республике в этой отрасли трудятся около 150 тысяч человек. По официальным данным из России, в 2004 году из Кыргызстана было импортировано около 7 млн. швейных единиц. Учитывая возрастающий потенциал этой отрасли, в 2005 году Правительство республики начало предпринимать усилия для легализации работы подпольных цехов. Недавно президент подписал Указ об освобождении этой отрасли от налогов и о переходе на патентую систему. Владелец одного из подпольных швейных цехов говорит: «Если государство было бы в состоянии защитить нас, то нам было бы выгодно на законной основе платить налоги в бюджет и спать спокойно. Кроме них существуют тысячи других проверяющих и каждый из них угрожает своими штрафами».
Развитию местной промышленной отрасли в первую очередь мешает налоговая политика. Высокие налоги не дают возможность выдержать конкуренцию не только за пределами страны, но и на местном рынке, так как себестоимость произведенного товара намного превышает себестоимость импортных товаров. Новая власть пытается провести налоговую реформу. Был подписан указ президента о снижении налогов на прибыль на 10% с января 2006 года. До этого он составлял 20%. Сельскохозяйственная продукция освобождается от НДС, импортируемое техническое оборудование освобождается от акцизных выплат. В то же время рассматриваются законопроекты об увеличении налога на транспортные средства, казино, работу развлекательных учреждений, на недвижимое имущество. Эти изменения стали хорошей новостью для добросовестных налогоплательщиков, для крупных предприятий, а также для тех, кто просто не может скрыть свой бизнес в тени, так как около половины кыргызской экономики развивается в тени.
Выше перечисленные изменения были введены с целью увеличения поступления в бюджет путем сокращения доли теневой экономики. Но, по словам многих экспертов, эти изменения не принесут должных результатов, если не изменить основу налоговой политики. Чтобы сократить теневую экономику, необходимо упростить методы уплаты налогов, уровнять права и обязанности налоговых инспекторов и налогоплательщиков. По словам экспертов, в новом варианте Налогового кодекса, предложенном Правительством, права налоговых инспекторов обозначены четче, а система уплаты налогов осложнена по сравнению с прежним кодексом. Директор Международного делового совета Девид Грант говорит, что многие чиновники пытаются сохранить существующую систему, поскольку ничто не может восполнить то, что они имеют из теневой экономики в настоящее время. Для бизнес-сектора налоговая инспекция превратилась в орган устрашения со своими санкциями. В настоящее время назрела необходимость изменить налоговую политику и сократить размеры выплат, а также достичь сотрудничества налоговой инспекции с бизнес-сектором и минимизировать их личный контакт путем изменения методов выплаты налогов. Иначе, по мнению специалистов, о поступательном развитии кыргызской экономики не может идти речи.
Отмена НДС для продукции сельского хозяйства приведет к объединению разъединенных в свое время фермерских хозяйств, повысится производительность, облегчится бремя фермеров. Продукции сельского хозяйства с 2003 года составляет 35% ВВП. Естественно, оно достигло этого показателя не из-за высокого прогресса этой отрасли, а из-за значительного сокращения производства в других отраслях. В настоящее время около 60% населения страны так или иначе имеет отношение к сельскохозяйственному производству, которое стало основным источником дохода сельчан. В 2005 году цены на продукцию сельского хозяйства значительно возросли, так как увеличился их экспорт в соседние страны. Это относится к продукции животноводчества, картофель, фрукты и др. Для удержания низких цен на местном рынке необходимо увеличить объем продукции. Вместе с тем в последние годы снизилось качество местной сельскохозяйственной продукции. Сорта пшеницы уступают казахским, китайские яблоки стали более предпочтительны для кыргызских потребителей. В данное время сельское хозяйство нуждается в развитии семеноводства, а так же в развитии племенных хозяйств.
Резюмируя вышеперечисленные наблюдения, необходимо отметить, что простые граждане занимаются сельским хозяйством, предоставляют услуги, торгуют, работают или ищут работу, чтобы содержать себя и своих близких, тогда как общественные силы больше занимаются политикой, чем поиском выхода из экономического кризиса. Подавляющему большинству общества по-прежнему нет особой разницы между парламентской или президентской системой правления, над которым ломают головы большие политики и стремятся изменить ситуацию в стране путем конституционных изменений. Главное для них – чтобы государство смогло обеспечить максимальную стабильность в стране, изменило в лучшую сторону налоговую политику, создало рабочие места и условия для расширения производства.
М. Бекешова, ИАЦ «Кабар»