Наркоситуация: проблемы и пути выхода

Наркоситуация в Кыргызстане остается предельно сложной. Начиная с девяностых годов прошлого столетия, она стала в меньшей степени зависеть от внутренних факторов (в связи с падением спроса на местные продукты каннабиса), и в большей степени от внешних факторов, потому как территория страны оказалась на одном из основных мировых путей трафика опиатов. Состояние внешних факторов, то есть внешней угрозы, в свою очередь, определяется соотношением спроса на наркотики на европейском и постсоветском нелегальных рынках и их предложения со стороны афганских производителей.

Анализ указанных рынков и состояние производства наркотиков не дают оснований для успокоенности: число наркопотребителей во всех странах постоянно растет, а объем производства опиатов в Афганистане, несмотря на принимаемые там меры, пока не сокращается. Часть транзитных наркотиков, оседающих в Кыргызстане, провоцирует рост численности наркоманов, оказывает негативное влияние на внутреннюю мораль и экономику страны.

О масштабах проблемы свидетельствуют следующие цифры. Так, Агентством по контролю наркотиков за 11 месяцев 2005 года выявлено 151 преступление, что на 83 факта или на 122 % больше, чем за тот же период прошлого года. Расследовано 116 наркопреступлений, что на 54 факта или почти 115% больше, чем за одиннадцать месяцев 2004 года. Следственными подразделениями Агентства за 11 месяцев текущего года возбуждено 132 уголовных дела, по которым проходили 136 человек, шестнадцать из которых граждане других государств. В суд направлено 111 уголовных дел. Из незаконного оборота изъято 202 килограмма 782 грамма наркотиков всех видов, в том числе более 63 кг опия, почти 46 кг героина и 51 килограмм 155 грамм прекурсоров.

Таким образом, доля Агентства в изъятии опия составляет 54,3% от всех изъятий правоохранительными органами на территории Кыргызстана, а героина — 29%. Но к этому необходимо прибавить и те наркотики, которые были изъяты в ходе совместных мероприятий с соседними государствами: более 145 кг опиума и почти 47 кг героина, что составляет 73% и почти 30 % от общего количества изъятий правоохранительными органами Кыргызстана. Основные усилия Агентства сейчас сосредоточены на подавлении криминальных группировок, которые организуют и контролируют поставки наркотиков, занимаются тяжелыми видами наркотиков и сбытом этого зелья в особо крупных размерах. Так, за 11 месяцев 2005 года была пресечена деятельность 13 наркогрупп, ликвидированы 4 постоянно действовавшие точки сбыта наркотиков. Агентством большое значение уделяется развитию международных связей в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков. В результате в России были задержаны и привлечены к уголовной ответственности члены международных наркогруппировок, у которых изъято более 82 кг опиума, почти 1,5 кг героина, 2 автомашины, оборудованное тайниками для перевозки наркотиков, а также 2 пистолета ПМ.

При координирующей роли АКН успешно проведена в два этапа комплексная оперативно-профилактическая операция государств – членов ОДКБ «Канал-2005». В результате, на территории республики изъято из незаконного оборота почти 50 кг наркотиков всех видов, в том числе почти 39 кг марихуаны, свыше 6 кг героина, 3 тонны 315 кг прекурсоров, 7 единиц огнестрельного оружия, 89 единиц боеприпасов, а также материально-денежных ценностей почти на 17 тыс. американских долларов. Возбуждено 98 уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, раскрыто 835 общеуголовных преступлений. К уголовной ответственности привлечено почти сто человек. К примеру, в ходе 2-го этапа операции «Канал-2005» было изъято 435 грамм золотосодержащего концентрата на 5 тыс. 600 долларов США и 70 канистр с серной кислотой общим весом 3 тонны 290 кг. Результаты работы внушительные, если учесть, что по результатам двух этапов комплексной оперативно-профилактической операции Кыргызстан занимает второе место после России по изъятию прекурсоров и одно из ведущих по сравнению с Арменией, Узбекистаном, Беларусью и Украиной по изъятию героина и марихуаны.

Итоги операции «Канал-2005» получили высокую оценку Генерального Секретаря ОДКБ и руководителей стран, входящих в состав этой организации, вызвали положительный резонанс в средствах массовой информации и сети «Интернет». Они позволили существенно повысить потенциал в области пресечения наркотрафиков и укрепить существующие между правоохранительными органами стран участниц договоренности о координации деятельности и каналах связи.

Летом 2005 года на конференции в Бишкеке «Кыргызстан: в будущее без наркотиков» тогда еще и.о. Президента республики Курманбек Бакиев отметил, что «…имитируя активную борьбу с наркопреступностью, наши правоохранительные органы сделали основной упор на так называемый валовой показатель, когда в расчёт идет количество привлеченных к уголовной ответственности. В результате более половины осужденных в стране – наркоманы, попавшиеся с очередной дозой, от которой им трудно отказаться. Наркомафия же пока не понесла существенного урона. Из незаконного оборота наркотиков изымается не более 2-3% его объема. Редки факты, когда вскрываются международные каналы наркотрафика, привлекаются к ответственности организаторы и руководители преступного бизнеса. Этому способствует и пока ещё не совершенное уголовное, уголовно-процессуальное и административное законодательство. Исходя из этого, наша стратегия и тактика должны быть надлежащим образом скорректированы. Кроме того, усиление борьбы с наркотиками не должно носить характера «чрезвычайщины», ущемляющей конституционные права и свободы человека и гражданина. Все действия в этом направлении должны строиться исключительно в правовом поле».

Современная криминальная ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков сегодня не только реально угрожает нормальному развитию социальных отношений, она способна вообще перечеркнуть будущее любого общества. Наркотизированное население вряд ли может решать какие-либо общественно значимые задачи. Оно озабочено лишь своими проблемами, связанными с поиском наркотиков или средств на их приобретение. Несмотря на это, Агентство по контролю наркотиков предпринимает самый широкий спектр мер по противодействию нелегальному ввозу наркотиков на территорию нашей страны. Ибо очень важно, чтобы кыргызстанцы знали, что для того, чтобы нашей молодежи не угрожала опасность «сесть на иглу», в республике делается очень многое. Кыргызстан сегодня имеет довольно высокий рейтинг непримиримого борца с наркотиками, равноправного и влиятельного члена мировой антинаркотиковой системы. Этому в частности способствует его активная роль в широкомасштабных международных операциях, где Агентство выступает в роли национального координатора. Активно участвовало Агентство в операциях, таких как «Мак» и «Пограничное братство».

Для того, чтобы более решительно влиять на проблемы производства наркотиков из местного сырья, увеличить долю в изъятии растительных наркотиков, Агентством за счет перераспределения штатов создано Восточное управление с дислокацией в Иссык-Кульской области.

Помимо противодействия наркопреступности, важен механизм профилактики наркомании. Поэтому цель работы АКН – не только поставить жесткий заслон наркомафии и пресечь распространение смертельного зелья, но и сократить спрос на него. Как было отмечено на республиканской конференции «…мы выступаем за продуманную систему профилактики, за профилактику без показного рвения. Она не должна осуществляться безграмотно. Становясь на самом деле рекламой наркотиков, побуждая интерес к ним.

Профилактика должна отойти от сложившихся стереотипов. В нём свое достойное место должна занимать диверсификация промыслов, то есть замена нелегального производства на легальное. Это в первую очередь касается регионов, где, как уже подчёркивалось, имеется обширная сырьевая база, и население которых занимается сбором дикорастущих наркотисодержащих растений. Этот подход применим и в регионах с транзитом наркотиков. Таким образом, развитие промышленности, сельского хозяйства, занятие спортом будет благоприятно сказываться на профилактике наркотизма».

Кроме того, профилактику невозможно сегодня осуществлять среди ряда групп населения, вовлеченных в сферу наркопотребления, без изменений в административное и уголовное законодательство. Нам представляется, что в современном обществе, в котором доступность наркотиков неизмеримо выросла, когда десятки тысяч людей замечены в их потреблении, было бы нелогичным из года в год повторять карательные схемы, не приносящие облегчения. Зачем тогда закон, если нет положительных подвижек?!

Глава государства на конференции высказал мысль о недопустимости сложившейся системы, когда к уголовной ответственности за хранение наркотиков в небольших размерах привлекают их потребителей. «Такое положение дел не соответствует принципу справедливости, отвлекает силы и средства государства от борьбы с распространителями наркотиков, создает иллюзию противодействия, вызывает справедливые нарекания населения и международных организаций», — сказал К.Бакиев. Он предложил «внимательно изучить и решительно реформировать» систему правоотношений, сложившихся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и профилактики наркомании, а также создать эффективные и надежные инструменты исполнения государственной политики в этом направлении.

После этого, с учетом предложений Президента, была создана Национальная экспертная группа, работу которой координирует АКН, в задачу которой входит модернизация существующих нормативно-правовых актов в сфере наркотиков. Национальной экспертной группой, состоящей из представителей всех заинтересованных министерств и ведомств, НПО и международных организаций, подготовлены проекты внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, закон о наркотиках, а также разработан не имеющий аналогов в странах СНГ проект закона «О профилактике наркомании».

В целях привлечения на службу наиболее подготовленных работников, Агентством регулярно проводится конкурс на вакантные должности. Главные требования к кандидатам – честность, опыт работы в сфере борьбы с наркобизнесом, профессионализм и желание трудиться.

Учитывая транснациональный характер проблемы наркотиков, Кыргызстан активно развивает международное сотрудничество в сфере борьбы с наркоугрозой. Одним из направлений является взаимодействие с компетентными органами стран-участниц СНГ. Речь идет об ОДКБ. Но это далеко не все. В настоящее время Агентство является активным участником проводимой на территории США, государств Европы и стран Центрально-Азиатского региона крупномасштабной межгосударственной антинаркотической операции «Заслон-2». Кроме того, Агентство по контролю наркотиков подготовило 11 проектов межведомственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, в том числе со странами Центральной Азии и Прибалтики, Турцией и Китаем. Налажены устойчивые связи с международными организациями, иностранными компетентными органами, а также посольствами зарубежных государств в КР. На сегодняшний день совместно с другими антинаркотическими структурами республики исполнено пять международных проектов и осуществляется работа по реализации 10 новых проектов и программ.

Айсулуу Садыкова, АНК КР, специально для «Кабар»