Нашла коса на камень, или Чей вариант Конституции поддержит народ: президента или Жогорку Кенеша

image_pdfimage_print

НА ДНЯХ ПРОИЗОШЛО два события, которые, на первый взгляд, не связаны между собой, но направленность их развития, силы, задействованные в них, говорят о том, что они имеют много общего.

Первое — это бескомпромиссное решение Жогорку Кенеша представить на всенародное обсуждение свой вариант Конституции. Уже началось обсуждение парламентского варианта на пленарных заседаниях. И в самое ближайшее время будет принят окончательный текст поправок в Конституцию, кардинально отличающийся от президентского, который уже вовсю обсуждается в республике. Главное, что предлагают депутаты, — это переход к парламентской республике. Президент К.Бакиев предлагает в принципе не менять Конституцию 2003 года со всеми акаевскими изменениями, внесенными на неоднократных референдумах.

Второе — заявление ряда политических деятелей и бизнесменов о создании новой политической партии — Союза демократических сил (СДС). Лидер новоиспеченной партии депутат Жогорку Кенеша К.Байболов заявил в интервью газете «МСН»: «Нам надо переходить к парламентской форме правления… Для постепенного и динамичного перехода к новой форме правления считаем целесообразным ввести в 2009 году Конституцию, разработанную нами». Ничего не скажешь, сильное заявление.

Таким образом, и парламент, и партия СДС категорически не согласны с президентом К.Бакиевым по основополагающему вопросу конституционного устройства Кыргызстана. Позиция Жогорку Кенеша вполне объяснима, т.к. до сих пор не прекращаются попытки его распустить. Естественная реакция на эти поползновения — это предложить такой вариант конституционной реформы, который коренным образом менял бы государственное устройство, в результате чего все существующие объекты власти в одинаковой мере теряли бы легитимность. Поэтому вполне можно допустить очень жесткую позицию Жогорку Кенеша в этом вопросе. Отступать некуда — позади роспуск и потеря лица, как говорят японцы.

Позиция парламента еще более укрепляется за счет поддержки СДС, который мощными финансовыми ресурсами и связями в политической элите Кыргызстана, представляет собой серьезную силу. Весь вопрос в том, до какой степени эта партия пойдет за Жогорку Кенешем. Персональный состав руководства новой партии представлен сплошь бизнесменами и политиками, бывшими, если можно так выразиться, в конструктивной лояльности к режиму А.Акаева. Самое главное достоинство режима в их глазах заключалось в том, что он позволял делать деньги. Но только с одним условием — не критиковать и не «полоскаться» с оппозицией. Обе стороны, к взаимному удовольствию, не нарушали это негласное соглашение. Другая заслуга прежних властей заключалась в том, что они держали криминалитет на дистанции, не подпуская его слишком близко к разделу общественного пирога.

Теперь же другая ситуация. Активный передел собственности, происходящий в настоящее время в Кыргызстане, причем зачастую незаконными методами с привлечением организованных преступных групп, заставил бизнес-элиту задуматься о своем будущем. То, что нынешняя исполнительная власть не смогла предотвратить такой поворот событий, по своей слабости или по каким-либо другим субъективным причинам, наталкивает их на поиски точки опоры в этой стихии безвластия и криминала, чтобы защитить свой бизнес. Тем более что диалог с послереволюционной властью на предмет изменения ситуации не получился. Она продолжает настаивать на сохранении конституционного статус-кво, несмотря на то, что прежняя система власти показала свою полную несостоятельность в условиях Кыргызстана.

ОДНИМ СЛОВОМ, противостояние между ветвями власти по вопросу внесения изменений в действующую Конституцию обещает быть очень острым. Все будет зависеть от того, какой характер примет оно, сколько и каких сил смогут привлечь на свою сторону участники конфликта. Все может относительно благополучно разрешиться, если у сторон хватит политического разума не доводить дело до открытой конфронтации. В противном случае конституционный кризис рискует вылиться в гражданское противостояние, что в свое время произошло в Таджикистане. Или, если народные массы, уставшие от политических баталий не поддержат ни ту ни другую сторону, то все решится в силовом поле, в результате прямого столкновения между ними. Здесь преимущество будет, надо полагать, на стороне президента, т.к. в его руках есть очень весомый аргумент в лице силовых органов. Экс-президент России Б.Ельцин продемонстрировал это очень зримо при аналогичном кризисе в октябре 1993 года.

С другой стороны, развитие ситуации вокруг Конституции будет определяться также и международными факторами. Конечно, в интересах Запада держать Кыргызстан в качестве витрины демократических преобразований в Центральной Азии, где, кроме нас, всюду правят авторитарные лидеры с диктаторскими замашками. И хотя официальный Вашингтон и Европа никак не проявили своей позиции по проблеме реформирования Конституции в Кыргызстане, считая это нашим сугубо внутренним делом, на многочисленных «круглых столах» и конференциях западные эксперты целиком и полностью на стороне тех, кто считает: Конституцию необходимо коренным образом переделать под парламентскую форму правления, как более демократичную по сравнению с президентской. Во всяком случае, для Кыргызстана, где фактически сложилась суперпрезидентская система, отдающая всю власть, без всяких там разделений, в руки одного человека.

Такое положение больше по душе России, которая стала стремительно сближаться с кыргызскими властями, желая вернуть себе былое стратегическое влияние в регионе. В этом плане следует также рассматривать усиление дружбы с режимом И.Каримова после андижанских событий. Если отдать еще энергетическое хозяйство Кыргызстана в концессию российским компаниям, то выражение «рука Москвы» приобретает более чем реальное содержание. Поэтому не вызывает никаких сомнений, на чьей стороне будет Россия. Но вот насколько эта «рука» будет способна определять ход событий в нашей республике — это еще вопрос. Вот такое сложнейшее переплетение внутренних и внешних факторов будет определять общественно-политическую ситуацию в нашей республике. Какую Конституцию мы примем, куда пойдет дальше Кыргызстан — покажет самое ближайшее время. (А. БИЯЛИНОВ)
Respublica.KG